Катастрофа на рынке авторемонта: легальные сто закрываются, а «гаражники» не торопятся работать «по-белому»

Катастрофа на рынке авторемонта: легальные сто закрываются, а "гаражники" не торопятся работать "по-белому"

В 2013 году белорусские власти начали активную кампанию по легализации отечественного автосервиса. Но непродуманные шаги стали причиной тому, что кроме того легальные СТО начали массово закрываться и уходить в тень. Специалисты именуют обстановку катастрофической.

Целились в слона, попали в муху

В то время, когда в 2013 году власти взялись за наведение порядка в сфере техобслуживания транспортных средств, это было ожидаемо и неизбежно. По оценкам специалистов, в то время приблизительно 95% рынка автосервиса в Беларуси трудилось по-серому. Согласно данным Ассоциации фирм автомобильного сервиса, лишь в гаражных кооперативах насчитывалось около 30 тыс. нелегальных СТО.

Это значит, что машины ремонтировали в каждом четвертом гараже. Несоизмеримо меньше объектов трудилось официально. Их, согласно данным Министерства торговли, было чуть более 6 тыс.

Обстановка усугублялась тем, что рычагов, разрешавших осуществлять контроль размер выручки кроме того легальных фирм автосервиса, не говоря уже о незаконно созданных, у страны было не хватает. В большинстве собственном СТО оформляли приобретённые компаниями запчасти так, как будто бы клиенты принесли их с собой. В следствии казна недосчитывалась налоговых поступлений, но сделать с этим ничего не могли, — поведал Ежедневнику специалист по формированию концепции Bosch Service в Беларуси Сергей Баранов.

По оценкам Министерства и Министерства торговли по сборам и налогам, скрываемый в следствии теневого оборота запчастей доход СТО составлял в среднем 70% (на долю декларируемого дохода приходилось всего около 30%).

Осуществляющие контроль органы с таким положением дел были, конечно, не согласны и решили дать серым объектам автосервиса бой. В следствии 1 ноября 2013 года в Беларуси получил указ главы страны № 432 (документ разрешил обладателям гаражей регистрироваться в качестве ИП и оказывать на территории гаражных кооперативов услуги автосервиса). 1 января 2014 года белорусские СТО обязали уплачивать новый вид единого налога — так называемый вмененный (каждому объекту автосервиса со штатом не более 15 человек вменили в обязанность каждый год уплачивать 5% от выручки каждого работника).

По плану законодателей, предпринятые меры должны были сперва вывести отечественный автосервис из гаражей, а после этого обеспечить поступление от них налогов в бюджет. Но бизнес отреагировал по-своему. Аналитики рынка подсчитали, что по окончании вступления в силу новых правил количество легально трудящихся СТО уменьшилось приблизительно на треть.

Для любого рынка это трагедия. И по сей день численность белых объектов автосервиса сокращаетсяна глазах, а серых — расти.

Государство предлагает

В 2015 году на официальном уровне итоги произведенной работы еще не подводились. Но имеется кое-какие данные, говорящие, как действенными были предпринятые меры. К сожалению, сведения не обнадеживают.

Так, 26 февраля, выступая на пресс-конференции в Минске, глава управления бытового обслуживания населения Министерства торговли Валентина Левковская констатировала низкую заинтересованность гаражных мастерских в легализации собственной деятельности. По словам эксперта, практически за 1,5 года работы президентского указа, давшего открывать СТО в гаражах, данной преференцией воспользовался всего 351 обладатель гаражной СТО (из нескольких десятков тысяч реально существующих).

Свободные специалисты рынка уверены: автомеханики не торопятся легализовать собственный труд, поскольку им это, по сути, невыгодно.

Один лишь вход на рынок СТО стоит недешево. За комплекс действий по поверке диагностического оборудования, подготовке документов, оплате испытаний и т. д. компания обязана заплатить кругленькую сумму — приблизительно 8 тыс. американских долларов, — пояснил Сергей Баранов.

Наряду с этим, трудясь неофициально, СТО может позволить себе снизить цены в два раза а также в три раза. Ведение нелегальной предпринимательской деятельности в Беларуси регулируется Кодексом об административных правонарушениях. Так что при аудита компания-нелегал всего лишь платит штраф. Затем гаражник оказываетсобственные услуги, а уплаченную сумму компенсирует за один рабочий сутки, Сергей Баранов.

Еще один момент, непременно, радует обладателей нелегальных СТО. Контролировать и наказывать по 30 тыс. гаражных мастерских каждый день нереально физически, чем нарушители с радостью пользуются.

Невменяемый налог

С 1 января 2014 года в Беларуси начал функционировать налог на вмененный доход для СТО, численность сотрудников которых не превышает 15 человек. Предприниматели тут же назвали его невменяемым.

Согласно точки зрения Сергея Баранова, нелюбовь работников сферы автосервиса к налогу в полной мере обоснованна. Ранее маленькие СТО трудились по упрощенной совокупности налогообложения, другими словами один раз в квартал платили налоги по несложной формуле расчета — 5% от выручки. Номинально налог на вмененный доход образовывает все те же 5%, что и при упрощенной совокупности налогообложения.

Отличие только в том, что в прошлом предприятия уплачивали налог с взятого дохода, а сейчас обязаны — с доходности каждого работника предприятия (по подсчетам страны, она образовывает 26 млн рублей), — пояснил представитель компании Bosch.

Специалист сказал, что задумка с введением вмененного налога сама по себе хорошая, никуда не годится только ее реализация.

Оказалось, что СТО вынуждены уплачивать вмененный налог за работников, каковые в конечном итоге не приносят денег предприятию, не говоря уже о сумме в 26 млн рублей (это, к примеру, уборщица, бухгалтер, секретарь, директор и т. д.), — пояснил эксперт.

Из 15 работников СТО получают деньги лишь механики – их на компании с таким штатом в среднем трудится всего 7-8. Так, лишь 50% работников приносят выручку, а налог платится за всех. Обстановка усугубляется еще и тем, что местные власти есть в праве по собственному усмотрению ставку налога повышать.

И данной преференцией они пользуются.

Специалист выделил, что большая часть СТО в Беларуси — это именно маленькие компании с численностью сотрудников до 15, так что вмененный налог затронул солидную часть работников сферы страны. По подсчетам Ассоциации фирм автомобильного сервиса, сумма вмененного дохода существенно (в несколько раз) превышает настоящие доходы большинства фирм — участников ассоциации. Вмененный налог имел возможность бы трудиться корректно, если бы пара другой была структура его уплаты — лишь с практически получающих работников, — резюмировал Сергей Баранов.

20 тыс. евро штрафа для белорусского СТО — неподъемны

С приходом 2015 года и без того сложная обстановка в сфере налогообложения на рынке СТО обострилась еще больше.

Был введен штраф — в десять раз умноженная сумма неучтенного налога за налоговый период. В следствии оказалось, что предприятие, имеющее в штате приблизительно 15 работников, считая по ветхому курсу, за год должно платить налог в размере приблизительно 2 тыс. евро (при среднем месячном доходе предприятия, равном 14,5 тыс. евро). Исходя из несложных математических расчетов, приобретаем, что для уплаты штрафа предпринимателям остается лишь сворачивать бизнес.

20 тыс. евро штрафных санкций для белорусского СТО являются неподъемными. И такая ответственность предусмотрена лишь за то, что предприятие, быть может, всего лишь неправильно заполнило налоговую декларацию, — отметил Сергей Баранов. В следствии с 2014 года, по оценкам специалистов рынка, в Беларуси СТО горят как свечи.

Согласно данным Ассоциации фирм автомобильного сервиса, в Минске из 170 ее участников закрылись 64 СТО, либо более трети объектов.

Обстановка в целом по республике складывается катастрофическая. Люди сворачивают бизнес и переходят трудиться со собственными сотрудниками на тёмную схему работы, — делится наблюдениями Сергей Баранов. — С учетом экономической обстановке, которую мы сейчас замечаем, в скором будущем случится диверсификация из белого рынка СТО в тёмный. Предприятия численностью до 15 человек не видят экономической обоснованности декларировать официальные налоги и трудиться честно.

Конечно, теряет и бюджет. Большие компании (дилерские СТО), конечно же, выживут, не смотря на то, что и с громадными трудностями. Но качественное обслуживание машин сместится из региональных и райцентров в областные центры и Минск, тем самым еще больше обнажив незащищенность населения в райцентрах.

В экономике все взаимосвязано. И, конечно же, в то время, когда рынок дает трещину, страдают все его пользователи. Из-за кризиса в сфере станций технического обслуживания страдают все. Недополучает налоговые отчисления государство.

Автовладельцы, вынужденные обслуживать собственные автомобили в гаражах, не имеют обеспечений качества выполненных работ. Работники серых СТО, каковые вместо официальной заработной плата начинают приобретать деньги в конвертах, скоро станут тунеядцами. Страдает, наконец, экология: по окончании смены масла в гараже отработка выливается в почву, колеса оказываются под ближайшим забором.

А ведь любой разорившийся предприниматель, трудясь, создавал рабочие места и платил налоги, приносив тем самыми пользу белорусской экономике и обществу.

Кто неизменно прав?

Проанализировав развитие рынка СТО зарубежом, возможно совершить кое-какие параллели с его состоянием в Беларуси. Так, в первой половине 90-ых годов двадцатого века на территории Польши легально трудились только единичные станции технического обслуживания, но фактически любой гараж имел возможность предложить услуги по обслуживанию и ремонту автомобилей. Совсем по-иному выглядит обстановка сейчас.

Польские законодатели создали нормативно-правовую базу, которая разрешила отрегулировать цены на легальных СТО, а клиенту — сделать выбор в надёжности и пользу качества приобретаемых одолжений, — поведал специалист. В следствии при наличии огромного количества станций технического обслуживания смогли развиться и остаться на плаву лишь конкурентоспособные.

На территории объектов автосервиса показались прекрасные строения с территориями для клиентов, каковые помогали привлечь людей. Одновременно с этим гаражники, работавшиев грязи, каковые автомобили, не выдержали борьбе и отмерли. Рынок сам вывел автосервис на как следует новый уровень работы, Сергей Баранов.

Специалист уверен, что сделать рынок автосервиса легальным, цивилизованным возможно и в Беларуси. Для этого нужна коллективная проработка неприятности называющиеся СТО четырьмя ведомствами: Министерством по сборам и налогам, Министерством торговли, Министерством образования и Министерством экономики, несущего ответственность за подготовку квалифицированных экспертов.

В Министерстве торговли Ежедневнику заявили, что в 2015 году запланировано проведение активной работы по наведению порядка в сфере автосервиса. Проблемные вопросы будут подниматься на протяжении дискуссии темы намерено созданной межведомственной рабочей группой. Ее совещание планируется провести в мае этого года.

Как начать собственный бизнес ,авто ремонта

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: