Сибирский рынок авторитейла: шаг в новую реальность

Сибирский рынок авторитейла: шаг в новую реальность

Сибирский автодилерский рынок переживаетмасштабные перемены, обусловленные практически двукратным падением продаж по результатам 2015 года. И не смотря на то, что сами участники рынка уже не первый год живут в непростых экономических условиях, 2015 год основательно перекроил автомобильную карту Сибири. Кто из главных игроков не вычислил собственные силы и быстро теряет позиции, кто применяет обстановку для экспансии и какие конкретно новые риски показались у участников рынка — в материале «КС».

Внешние факторы

2015 год оправдал для авторынка если не самые нехорошие прогнозы, то как минимум вынес на поверхность те риски, о которых дилеры автомобилей ранее кроме того не вспоминали. В первый раз за долгие годы обращение зашла об уходе с русского рынка не только дилеров автомобилей, но и самих производителей машин. Первой «ласточкой» стала испанская марка SEAT, покинувшая Россию.

Не обращая внимания на то что таковой сценарий развития событий сложно было назвать необычным, поскольку у бренда уже два раза не задавался выход в Россию, для участников рынка это стало необычной «тёмной меткой». В Сибири у SEAT было два дилера — в Красноярске и Иркутске, причем при последнего обращение шла о самом большом по площади салоне марки в Российской Федерации. Но эти события стали только предтечей подобных шагов со стороны более больших игроков рынка.

Так, эффект разорвавшейся бомбы произвел американский концерн Дженерал моторс, по сути заявивший о собственном уходе из России с 2016 года. Таковой сценарий развития событий стал полностью неожиданным не только для участников рынка, но кроме того для контрагентов и партнёров компании.

Действующие дилеры концерна, среди которых было много монобрендовых, другими словами тех, бизнес которых держался лишь на Дженерал моторс, были вынуждены искать себе новых партнеров. К примеру, ДЦ «Центральный» в Красноярском крае под управлением Алексея Сугака выстроил полнофункциональный дилерский центр GM по всем стандартам производителя в 2014 году, незадолго до разглядываемых событий.

В следствии любой из сибирских авторитейлеров за прошлый год решил эту задачу по-своему. Большая часть партнеров покинуло за собой дилерство по создаваемой в Российской Федерации модели Шевроле Niva, на которую приходилось до 50% всего количества продаж марки, а те компании, каковые не были авторизованы на реализацию данной модели, заключили соответствующие договора.

Что касается вторых брендов, то в их выборе очевидной тенденции со стороны сейчас уже бывших дилеров GM по Сибири не просматривалось. Так, «НСК-Авто» (Новосибирск) разместила на собственных площадях корейскую марку Hyundai, «Сибтрансавто» (Новосибирск) и «Викинг Моторс» (Красноярск) — отечественный УАЗ, «Атлантик Моторс» (Красноярск) — китайскую Geely, «Сто коней» (Томск) — американский Ford, «Сибинпэкс» (Кемерово) — французскую Renault, ДЦ «Центральный» (Красноярский край) взял франшизу «Белого сервиса».

Наконец, алтайская «Барнаул Моторс» подписала протокол о намерениях с корейской KIA. Еще более уникальный метод отыскала для себя иркутская «Люкс Авто», дав собственные площади в аренду компании «Агат-Авто» под японский бюджетный бренд Datsun. Имеется, но, среди дилеров и те, кто еще не определился.

Так, омские компании «Сибирь моторс» и «Западно-Сибирский альянс», возглавляемые Анастасией Вишняковой, находятся в стадии переговоров с рядом брендов, среди которых — американский Ford.

Попутно последовательность дилеров начали решать вопросы с GM по суду, к примеру, красноярский «Атлантик Моторс» и иркутская «Люкс Авто».

Отправившись по окончании ухода GM, участники рынка стали деятельно обсуждать, последуют ли примеру американского концерна другие компании, и в случае если да, то кто. Не обращая внимания на множество разных догадок, по факту подобных ответов не принял никто. Только японская Honda пересмотрела схему собственного присутствия в Российской Федерации, предложив дилерам с 2016 года самостоятельно заниматься импортом машин напрямую через головную компанию в Японию.

Так, собственными действиями Honda по сути решила освободиться от валютных рисков, а следовательно, и главных денежных утрат. Такая схема работы кроме этого поставила дилеров на перепутье. Согласно данным участников рынка, как минимум один из сибирских партнеров бренда собирается отказаться от него.

Имеется и те игроки, каковые находятся в раздумьях. Так, директор одного из сибирских дилеров Honda открыто сообщил «КС», что в компании к концу 2015 года так до конца и не определились, будут ли работатьс маркой по новой схеме либо откажутся от нее. Но, на этом фоне имеется и такие дилеры, каковые готовы и дальше трудиться с брендом, к примеру новосибирский «Сан Мастер». «Клиенты Honda ездят на сервис и на протяжении гарантии, и по окончании нее, а также на данный момент.

Исходя из этого в таковой ситуации нет оснований отказываться от бренда», — солидарен с сотрудниками топ-менеджер одного из сибирских дилеров Honda.

Достаточно безрадосно обстоит обстановка с Peugeot-Citroen. Не обращая внимания на то что концерн заявил о том, что несобирается уходить из России, продажи машин упали, согласно данным АЕБ, на 73% за 11 месяцев 2015 года. Еще хуже обстановка с обоими брендами в Сибири. Как раз исходя из этого региональные дилеры марки закрываютсобственные салоны. В текущем году по такому пути последовал алтайский АНТ, что являлся одним из самых больших дилеров Citroen в Сибири.

Со своей стороны Peugeot в 2015 году утратил партнера в Кемерове.

Масштабные открытия

Не обращая внимания на глубочайший кризис на авторынке, 2015 год ознаменовался и запуском полнофункциональных салонов. Участники рынка, несмотря на непростую денежную обстановку, обнаружили возможности завершить начатые стройки и делать обязательства, забранные перед производителями машин. Так, в Новосибирске в осеннюю пору 2015 года был запущен полнофункциональный салон Porsche группы компаний «СЛК-Моторс» Натальи Ждановой, не смотря на то, что большая часть участников рынка сомневались в том, что авторитейлер сможет уложиться в эти сроки.

Со своей стороны в декабре 2015 года был запущен дилерский центр Toyota столичной группы компаний «Автомир». Участники рынка признают, что группе компаний удалось четко направляться намеченным замыслам, не обращая внимания на кризисную обстановку, и в короткие сроки выстроить салон. По сути «Автомир» подхватил бренд Toyota, традиционно пребывающий на высоких позициях в Новосибирске, и сумел консолидировать у себя в руках продажи машин марки.

Кроме этого среди заметных открытий 2015 года необходимо отметить запуск в Барнауле полнофункционального дилерского центра Audi компании «АлтайЕвроМоторс», а в Красноярске — Suzuki компании «Премиум».

Экспансия в кризисное время

Очень маленькое количество компаний в условиях непростой обстановке на авторынке отважились осуществлять экспансию в другие регионы и скупать слабеющих соперников, учитывая неопределенность предстоящей обстановке на авторынке. Тем занимательнее, что такие случаи все же имели место быть.

Обращение, например, идет о казахской группе компаний «Бипэк Авто Азия Авто», которая за 2015 год под управлением Сергея Соснова смогла не только выйти на сибирский рынок, но и деятельно увеличить собственные позиции за счет скупки региональных дилерских фирм.

Так, весной 2015 года «Бипэк Авто Азия Авто» купила четыре дочерние компании «АвтоВАЗа» в Сибири — «Новосибирск-Ладу», «Омск-Ладу», «Кузбасс-Ладу» и «Алтай-Ладу». Со своей стороны в июне 2015 года стало известно о покупке «Бипэк Авто Азия Авто» дилерского центра Peugeot компании «Патриот Авто» на Мочищенском шоссе. Это событие было неожиданностью для участников рынка, по причине того, что ранее была заключено соглашение о продаже этого объекта красноярскому «Медведь-Холдингу».

Более того, срыв данной сделки предполагал выплату неустойки. Но это не помешало «Бипэк Авто Азия Авто» все же купить салон на Мочищенском шоссе и переформатировать его под бренд Lada.

Наконец, летом 2015 года «Бипэк Авто Азия Авто» поглотила «Автоцентр на Хилокской», что являлся самым большим дилером по бренду Lada в Новосибирске. В собственность казахам достались и салоны УАЗ и SsangYong, кроме этого входившие в состав упомянутого комплекса.

Так, всего лишь за один год казахской группе компаний удалось в одном лишь Новосибирске сосредоточить в собственных руках три из пяти салонов «АвтоВАЗа». Учитывая, что именно «АвтоВАЗ» занимает ведущую плозицию в Новосибирске по количеству реализованных автомобилей, стратегия «Бипэк Авто Азия Авто» видится в полной мере логичной — забрать самый востребованный на рынке бренд и всеми упрочнениями в малейшие сроки «застолбить» за собой по нему большую долю.

Наряду с этим казахская компания несобирается останавливаться на достигнутом и, согласно данным участников рынка, собирается продолжать скупку дилерских центров на территории Сибири.

Будет ли это плюсом либо минусом для марки, утверждать точно сложно. Свободные дилеры Lada отмечают, что, взяв на «откуп» Сибирь, «Бипэк Авто Азия Авто» в силу масштабов собственной деятельности имеет меньше стимулов для соблюдения корпоративных стандартов бренда в сравнении с простыми партнерами завода. Со своей стороны вторым причиной, связанным с группой компанией, есть то, что отныне большая часть выручки от продажи новых машин в Новосибирске будет «утекать» в Казахстан.

Вторым примером может служить красноярский «Медведь-Холдинг», что в 2015 году реализовал собственные замыслы и вышел в Новосибирск. Как уже было сообщено выше, компания договорилась о покупке дилерского центра Peugeot компании «Патриот Авто», что по окончании реконструкции должен был помогать полнофункциональным салоном для BMW.

В то время большая часть участников рынка думали, что «Медведь-Холдинг» входит в Новосибирск на весьма удачных условиях, и отдавали дань уважения продуманной стратегии компании. Но в итоге респонденты «КС» сглазили этого игрока рынка. Упомянутая выше сделка была сорвана, поскольку продавец отыскал более удачного клиента.

Красноярский холдинг был в ситуации, в то время, когда ему необходимо было искать новую площадку для салона. Отказываться от начальных планов уже было нельзя, потому, что действующий дилер BMW в Новосибирске — «АвтоСтар-Сибирь» — начал сворачивать собственную деятельность.

В следствии непростых переговоров с действующим дилером BMW, дистрибьютором и собственником площадки марки «Медведь-Холдингу» удалось заселиться в салон, ранее занимаемый «АвтоСтар-Сибирью», и договориться с BMW Group Russia о предстоящей авторизации этого салона. Так, красноярской компании под управлением Николая Бякова удалось выйти из ситуациии в малейшие сроки запуститься в Новосибирске. Как устойчивыми окажутся позиции «Медведь-Холдинга», до тех пор пока делать выводы рано, но один из самых сложных этапов в новом для себя городе предприятие прошло.

Стоит подчернуть, что Новосибирск в далеком прошлом завлекал игроков соседних регионов в качестве плацдарма для развития. В один момент с «Медведь-Холдингом» такие же замыслы имела и красноярская несколько компаний «Крепость» Александра Кангуна. Но в случае если первый следовал своим намерениям, то последняя заморозила собственную экспансию в Новосибирск, не смотря на то, что разглядывала таковой вариант, подписав протокол о намерениях с Land Rover.

Совершенно верно по такому же пути с этим же брендом в Новосибирске отправилась бийская компания «Терминал Моторс». Но учитывая, что до тех пор пока предстоящих перемещений в этом направлении не было, участники рынка предполагают, что «Терминал Моторс» может пойти по пути «Крепости», кроме этого отказавшийся от начальных замыслов по выходу в Новосибирск с брендом Land Rover.

Из рук в руки

В кризисное время достаточно распространенной мерой есть оптимизация портфеля брендов со стороны тех либо иных больших дилеров. Погоня за числом логотипов на визитной карточке уступает место тщательному анализу прибыльности того либо иного бренда в отдельности. Наряду с этим в случае если ранее авторитейлеры владели достаточно не сильный переговорной силой по отношению к дистрибьюторам, то сейчас обстановка изменилась с точностью до напротив.

Исходя из этого практически во всех случаях обращение шла не об отзыве дилерств у тех либо иных компаний, а о необязательных отказах авторитейлеров от тех либо иных брендов. Часто такие расставания являются отнюдь не полюбовными и сопровождаются происхождением обоюдных претензий сторон. Но примечательно в таких обстановках то, что до тех пор пока отдельные большие мультибрендовые дилеры отказываются от тех либо иных брендов, считая их не перспективными, другие игроки рынка с радостью берутся за возможность пополнить собственный портфель известным брендом.

Так, одним из громких событий 2015 года стал переход Ford от «МАКС Моторс» к группе автодилерских фирм Игоря Кошкина. Изначально «МАКС Моторс» не планировала всецело отказываться от дилерства Ford, собираясь сохранить гарантийное и сервисное обслуживание машин марки. Но, как ранее отмечали «КС» в группе компаний, клиенты были вынуждены долгое время ожидать осуществления и поступления запчастей гарантийного ремонта собственных машин, что стало причиной возврату части машин.

Такая обстановка не имела возможности устраивать дилера, вынужденного отвлекать на разрешение этих вопросов собственные ресурсы в кризисное время на авторынке. В связи с этими событиями «МАКС Моторс» решил о расторжении дилерского соглашения. Сам Ford придерживался второй трактовки событий, заверяя, что их сейчас уже бывший партнер «дезинформирует и искажает факты», а на вопросы о конкретных исках со стороны клиентов отмечал, что компания «делает все возможное, дабы обеспечить своевременную поставку нужных запасных комплектующих и частей».

Новым дилером Ford в Новосибирске стала несколько автодилерских фирм Игоря Кошкина («УАЗ Центр», «Автолига», «Клондайк авто»), что ранее кроме этого трудился в ГК «МАКС Моторс». Продажи машин Ford были им запущены в осеннюю пору 2015 года. Учитывая, что Игоря Кошкина участники рынка вычисляют умелым игроком, тем занимательнее, удастся ли новому дилеру вернуть исторически сильные позиции Ford в регионе.

Тем временем «МАКС Моторс» и Ford продолжают переговоры по вопросам компенсации гарантийных возмещений.

Еще одним характерным примером есть переход дилерства FIAT Professional от «МАКС Моторс» к «Альт-Парку». Как и при с Ford, «МАКС Моторс» самостоятельно заявил о прекращении взаимоотношений с FIAT. Это было связано с тем, что дистрибьютор марки выдвигал требования по постройке полнофункционального салона FIAT Professional по всем стандартам производителя, несмотря на текущие действующие объёмы и экономические условия продаж бренда.

Помимо этого, дистрибьютор, как пояснял «МАКС Моторс», обязывал дилеров выкупать у него машины, не предоставляя период бесплатной консигнации, как это принято у других брендов. С учетом ежемесячных продаж в размере 3–5 машин и маленького сервисного парка машин «МАКС Моторс» посчитал экономически нецелесообразным предстоящее партнерство. В следствии стороны пришли к ответу о расторжении дилерского контракта.

На этом фоне «Альт-Парк» заинтересовался брендом и, высоко оценивая его возможности, заключил сделку с дистрибьютором.

Политики сокращения портфеля брендов в течении последних лет придерживается и «СЛК-Моторс». В этом контексте нельзя не отметить переход дилерства Hyundai от «СЛК-Моторс» к ГК «Самара-Авто». Характерной изюминкой данного случая есть то, что обращение шла о продаже дилерского договора. Такая схема достаточно нетривиальна, поскольку территориально салон «Самара-Авто» расположился на другой площадке, другими словами обращение шла по большей части о покупке нематериальных активов.

Однако благодаря данной сделке самарская компания взяла в распоряжении ликвидный бренд в дополнение к Nissan, Datsun и Chevrolet Niva, а Hyundai не утратила дилера и сохранила собственные позиции.

Уменьшает собственный присутствие на рынке и несколько автодилерских фирм кузбасского угольного миллиардера Александра Щукина. В 2014 году предприятие закрыло салон BMW в Новокузнецке, а в 2015 году эта же участь ожидала дилерские центры Peugeot и Volvo в Кемерове.

Говоря об уходе одних дилеров и приходе вторых, стоит подчернуть, что компания Porsche решила прекратить партнерство с «Престиж Авто» Александра Панченко в Красноярске и подписала протокол о намерениях с ГК «Крепость» Александра Кангуна. Запуск салона марки намечен на I квартал 2016 года. Для «Крепости» такое партнерство кроме этого выгодно, потому, что площадкой для размещения бренда послужил действующий салон на данный момент, от дилерства которой компания отказалась летом прошлого года.

Наконец, среди событий года возможно отыскать в памяти уход из автобизнеса новосибирского предпринимателя Дмитрия Малахова. В 2015 году он закрыл дилерский центр BMW, и новым дилером марки, как уже было сообщено, стал красноярский «Медведь-Холдинг».

Другие меры оптимизации

Говоря о вторых мерах оптимизации, кроме отказа от тех либо иных брендов, стоит подчернуть, что отдельные большие мультибрендовые дилеры сохраняют марки в портфеле, но наряду с этим оптимизируют форматы присутствия брендов, проводя их релокацию. Так, омская ГК «Феникс Авто» законсервировала один из собственных салонов, «переселив» торговые марки Subaru и Skoda на другие площадки. Это разрешило снизить затраты при сохранении портфеля брендов.

Большое денежное бремя отдельных дилеров кроме этого далеко не всегда не есть причиной ухода компании с рынка. Так, в 2015 году была признана банкротом компания «Премиум Карс» Вадима Чернышкова. Но это не помешало ей сохранить дилерство Subaru и продолжить работу с данной маркой.

Но в некоторых случаях закрытие группы компаний, ее продажа либо переход в руки кредиторов неизбежны. В частности, в 2015 году поменяла акционеров ГК «Россо» (официальный дилер Volkswagen, Skoda, Audi, Hyundai, Mitsubishi, Peugeot в Иркутске), входившая в Топ-10 самых больших авторитейлеров Сибири.

Как узнал «КС», главная часть бизнеса перешла от соучредителя компании Амгалана Базарахандаева к Сергею Галухину. «Главным причиной стало то, что банки быстро подняли ставки по кредитам, с учетом портфеля инвестиционных кредитов это большое повышение денежной нагрузки. Риски в данной сфере значительно возросли, платежеспособность населения упала», — ранее пояснял «КС» Амгалан Базарахандаев.

Согласно данным «КС», это далеко не последний случай для того чтобы рода, и в скором будущем стоит ожидать подобных событий в отношении одного заметного сибирского дилера.

ksonline.ru

Новая эра в авиастроении: в Российской Федерации изобрели суперкрыло — Российская Федерация 24

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: