Российские заводы иностранных концернов увеличили долю в госсубсидиях для производителей

РБК узнал, как были распределены средства по программе утилизации и трейд-ин среди автозаводов. Главным получателем субсидий был АвтоВАЗ, нов 2015-м его часть сократилась в пользу производителей иномарок.

Скидка за старье

Государственная программа утилизации и трейд-ин предусматривает скидки для клиентов нового автомобиля российский сборки в размере от 40 тыс. до 350 тыс. руб. в зависимости от типа автомобили. В январе–мае 2015 года по программе было реализовано около 100 тыс. машин (данных за июнь–июль Минпромторг не предоставил), в 2014-м – 188,2 тыс. (программа была запущена в сентябре 2014-го для помощи продаж на падающем рынке). Скидки предоставляют производители, а государство компенсирует им затраты в виде субсидий.

В прошедшем сезоне на программу двумя траншами было выделено 10 млрд и 2,9 млрд руб., в этом – 10 млрд и 5 млрд руб. Но как как раз правительство поделило эти деньги между производителями, до сих пор известно не было.

Информацию о распределении обнаружились в распоряжениях Минпромторга за март 2014 и декабрь года 2015-го, с которыми удалось ознакомиться РБК. Шесть из 16 участников программы подтвердили суммы, указанные в документах. Пресс-служба Минпромторга на запрос не ответила.

В соответствии с приказу Минпромторга, в 2014 году из 12,9 млрд руб., выделенных на программу обновления автопарка, 10 млрд руб. (77,5%) досталось русским производителям – АвтоВАЗу, УАЗу, ГАЗу и КамАЗу. Больше всех – 2,8 млрд руб., либо 21,7% от общего бюджета – взял АвтоВАЗ. На втором месте – УАЗ, что входит в группу Sollers Вадима Швецова: на долю ульяновского автомобильного завода было нужно 19,1% количества субсидий – 2,5 млрд руб.

Суммарная государственная помощь Sollers, куда кроме УАЗа кроме этого входят Мазда, Isuzu и 50% Ford Sollers, в прошедшем сезоне была сопоставима с АвтоВАЗом – чуть меньше 2,7 млрд руб. ГАЗу и КамАЗу досталось приблизительно по 18% бюджета программы – 2,4 млрд и 2,3 млрд руб. соответственно.

Среди производителей иномарок наибольшим получателем субсидий в прошедшем сезоне стали Hyundai (с учетом KIA) и Volkswagen – 661,7 млн и 641,8 миллионов рублей. соответственно (приблизительно по 5%). Renault взяла 551,6 миллионов рублей. (4,3%), Ford досталось 329,4 миллионов рублей., Nissan – 221,3 миллионов рублей. По 100миллионов рублей. было выделено Дженерал моторс (GM), GM-Avtovaz, производителю грузовиков Mercedes и «ПСМА Рус» (собирает Peugeot, Citroen и Mitsubishi).

А меньше всех взяла Toyota – 17 миллионов рублей.

Источники РБК в компаниях поясняли, что распределение средств зависело от многих параметров, а также от количества производства, локализации и продаж выпуска на русских фабриках.

Помогли чужестранцам

В 2015 году при распределении первого транша в 10 млрд руб. государственная помощь раздавалась русскими и зарубежными компаниями практически поровну. Изменилась и формула распределения средств: 60% суммы досталось производителям автомобилей , остальные деньги пошли на поддержку продаж коммерческого транспорта.

В следствии АвтоВАЗ получил от страны 1,6 млрд руб.: тольяттинский автомобильный завод остался фаворитом программы, но его часть в общем количестве субсидий снизилась с 21,7 до 15,8%. ГАЗу и КамАЗу государство компенсировало по 1,2 млрд руб. (часть каждого в общем количестве субсидий снизилась с 18до 12%). Еще меньше досталось УАЗу – 1,1 млрд руб. (11% против прошлогодних 19,1%).

Размер субсидий для производителей иномарок, напротив, быстро вырос. Государственная помощь Hyundai увеличилась практически в три раза, до 1,5 млрд руб., – около 15% в общем количестве господдержки. Это чуть меньше, чем у АвтоВАЗа, но больше субсидий для других русских производителей машин – ГАЗа, КамАЗа и УАЗа. Источники РБК в компаниях говорят, что Hyundai в 2015 году государство компенсировало затраты на скидки, каковые корейский производитель предоставил сверх квоты по прошлогодней программе.

Как раз дополнительные выплаты разрешили корейской компании стать вторым по величине получателем субсидий.

Но ограничения вторых производителей иномарок в 2015 году также выросли. Renault получила от страны 877,5 миллионов рублей. – в два раза больше, чем в прошедшем сезоне (рост доли в общем количестве помощи с прошлогодних 4,3 до 9%). Размер субсидий для Volkswagen возрос на треть, до 827 миллионов рублей.

Nissan, GM-Avtovaz и «ПСМА Рус» кроме этого взяли в два раза больше – 592,8млн, 240,4 млн и 234,8 миллионов рублей. соответственно. Но самый громадный рывок случился у Мазда и Toyota: количество господдержки японских производителей машин больее чем троекратно увеличился, до 167 млн и 56,5 миллионов рублей. соответственно. Частично рост квот у других производителей иномарок кроме этого случился за счет компенсации скидок, сделанных сверх лимитов в прошедшем сезоне, поясняют два собеседника РБК.

Но, не все производители иномарок смогли добиться лучших условий для продолжения участия в программе утилизации и трейд-ин в этом году. Субсидии для Ford Sollers, напротив, снизились – до 336,3 миллионов рублей. Меньше взял и второй американский автопроизводитель – GM: 48,6 млн против 100 миллионов рублей. в прошедшем сезоне.

GM, но, в текущем году не дошел до конца программы: 18 марта автоконцерн сказал, что не так долго осталось ждать прекратит продажи в Российской Федерации Опель и массовых моделей Шевроле (обе марки входят в GM). Из-за чего снизился размер субсидий для Ford, представитель бренда не комментирует.

Последний транш

Равномерное распределение субсидий между русскими и зарубежными производителями машин – это попытка сбалансировать помощь фирм, трудящихся на территории страны, думает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Но, российские производители машин еще смогут забрать реванш в этом году. 13 июля правительство одобрило выделение следующих 5 млрд руб. на продление действующей программы утилизации и трейд-ин. Согласно данным сходу нескольких источников РБК, среди производителей машин, практически вся сумма дастся АвтоВАЗу, ГАЗу и УАЗу, и двум производителям иномарок – Hyundai и альянсу Renault-Nissan.

Многие из оставшихся компаний до сих пор не исчерпали собственные квоты по первому траншу.

Русские производители из данной суммы возьмут по 1–1,5 млрд руб., утверждают два собеседника РБК в компаниях-производителях. Наряду с этим, додают они, практически все деньги уже израсходованы: вторая часть отправится по большей части на покрытие скидок, каковые были сделаны сверх лимитов по первому траншу в первом полугодии этого года. На последнее полугодие данной суммы не хватит.

По оценкам участников программы, по ней на данный момент продается порядка 40% машин. Это значительная помощь с учетом текущего спада автомобильного рынка.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году количество продаж новых машин в Российской Федерации снизился более чем на 10%, в январе–июне 2015 года – на 36,4%. По результатам этого года АЕБ ожидает сокращения рынка на 36%, до 1,6 млн штук. Без продления программы на последнее полугодие обвал продаж будет глубже, уверены топ-менеджеры в трех компаниях.

Представители Sollers, Hyundai, KIA, группы ГАЗ и КамАЗа от комментариев отказались, остальные участники программы на запросы РБК не ответили.

Российские заводы иностранных концернов увеличили долю в госсубсидиях для производителей

«РБК»

Авторынок России-2018. Производство, продажи, экспорт, импорт

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: