Кризис трансформирует рынок
Длящееся падение продаж меняет российский автомобильный рынок не только количественно, но структурно: заметно уменьшается модельный последовательность, а кое-какие рыночные ниши были по большому счету на грани исчезновения.
Продажи машин в Российской Федерации длятся скатываться вниз: по результатам сентября рынок упал на 28%, а за период с января по сентябрь уменьшился на 33%, приблизительно до 1,2 млн единиц (если сравнивать с теми-же месяцами в прошедшем году). Действительно, стоит подчернуть, что в сентябре падение ожидалось еще более значимым, но колебания курса рубля в сентябре встряхнули потребительский интерес.
Клиент в очередной раз поспешил израсходовать рублевую наличность, справедливо полагая, что дешевле машины уже не будут, а рубль может обесцениться еще больше. В это же время кроме количественного сокращения рынок изменяется и структурно.
Моделей меньше
Пожалуй, самым неприятным для потребителя проявлением изменения автомобильного рынка в кризис возможно назвать заметное сокращение официально продающегося в Российской Федерации модельного последовательности.
Согласно данным компании «Автостат», в прошедшем сезоне в Российской Федерации потребители имели возможность выбирать из 388 моделей 56 марок, то в текущем году выбор сократился более чем на 20% – до 306 моделей. Причем, увы, сокращение модельного последовательности не будет прекращаться и дальше.
Мировые производители машин оптимизируют издержки, уводя с русского рынка те модели, реализовывать каковые делается невыгодно. Продавцы с сожалением говорят, что спрос в Российской Федерации сужается до самых ходовых моделей, пробивших себе дорогу в твёрдой конкурентной борьбе. По данным «Автостата», практически добрая половина продаж на рынке приходится всего на 15 моделей, 13 из которых – бюджетные автомобили, такие как Hyundai Solaris, Kia Rio, Lada Granta, Volkswagen Polo, Renault Logan и Duster и др. (см. таблицу).
Обедняется рынок и по собственной сегментации. В целом маркетологи на данный момент определяют девять главных сегментов российского автомобильного рынка. Из них пять падают не сильный средних показателей по рынку.
А четыре сегмента уменьшаются чуть ли не в два раза превышая среднестатистическое убывание продаж, другими словами, по сути уже балансируют на грани выживания (см. график).
Так, больше всего не повезло самому малому размерному классу А – компактным муниципальным машинкам. По результатам сентября машин-малюток в Российской Федерации было реализовано всего 600 единиц, что на 57% меньше, чем в сентябре прошлого года. Так, для самых мелких авто в Российской Федерации на данный момент наступили особенно тяжелые времена.
В свое время, к примеру в 2007–2008 годах, годовые продажи этого типа автомобилей превышали 70 тыс. единиц, неспециализированная часть рынка составляла 6%. Сейчас же она упала до самого мизерного показателя – всего-навсего 0,6% от всего рынка. И в случае если раньше в этом классе деятельно находились более чем десятка моделей, то на данный момент, по сути, продажи в этом классе взяли на себя всего три.
Это производящийся в Узбекистане Daewoo Matiz, корейская модель Kia Picanto и собираемая в Черкесске китайская малютка Lifan Smily. Другие официально продававшиеся в Российской Федерации субкомпактные модели уходят с рынка, в их числе американская марка корейского производства Шевроле Spark, японская Suzuki Splash, французские Peugeot 107 и Citroen C1; покидают китайские модели и салоны Черри Kimo и Faw V2.
Это происходит по нескольким обстоятельствам. Начать нужно с того, что на данный момент в России такие автомобили уже массово не производятся, Кстати, фаворитом этого класса была выпускавшаяся до 2009 года на АвтоВАЗе, КамАЗе и СеАЗе недорогая модель «Ока», продажи которой в свое время достигали 60 тыс. единиц в год.
В один момент субкомпактные машины теснят другие автомобили – размерного класса В. Раньше главным козырем субкомпактных автомобилей была их дешёвая цена. Но на данный момент данный разрыв сократился: мелкие автомобили стоят ненамного дешевле более вместительных машин размерного класса В. Иногда появляется и вовсе парадоксальная обстановка: к примеру, субкомпакт Kia Picanto на данный момент в некоторых случаях предлагается кроме того дороже, чем более старший по классу массовый Kia Rio. Не следует забывать и об имиджевой составляющей: мелкие машинки воспринимаются у нас как «женские» машины, и ездить на них непрестижно.
пикапы и Экзотические минивэны
Второй исчезающий с русского рынка сегмент – сектор минивэнов и компактвэнов, что эксперты именуют MPV (Multi-Purpose Vehicle). Во всем мире спрос на эти автомобили, задуманные как вместительные машины для семьи, не только не уменьшается, но и растет: к примеру, в Соединенных Штатах по результатам прошлого года автомобилей этого типа было реализовано больше на 5%, в Японии – на 16%, а также в склонной к мелким машинкам Европе продажи минивэнов в среднем в прошедшем сезоне выросли на 2,4% если сравнивать с 2013-м.
В свое время к машинам этого типа русский потребитель относился очень благосклонно, и число представленных моделей исчислялось десятками. Но в последние пара лет и особенно в текущий кризис спрос на минивэны и компактвэны упал: в сентябре нынешнего года в Российской Федерации было реализовано около тысячи машин этого класса (цифра более чем скромная), а падение составило 48,5% если сравнивать с сентябрем прошлого года.
По сути, в классе полноразмерных минивэнов на данный момент в Российской Федерации осталось всего три модели: SsangYong Stavic, Toyota Alphard и Chrysler Grand Voyager. Кроме этого в сегменте активную роль играются так именуемые компактвэны – однообъемные машины повышенной вместительности. Их продажи занимают верхнее строки в данном классе; по результатам сентября тут лидируют корейские Kia Soul и Kia Venga, которых было реализовано 471 и 96 единиц соответственно.
Главная обстоятельство падения спроса на минивэны – их чистый проигрыш классу кроссоверов: по вместительности последние практически не отличаются от минивэнов, а вот по проходимости кардинально у них побеждают, что крайне важно для русских условий со плохими дорогами и снежными зимами.
Стремительнее рынка падает и второй экзотический для России сегмент – пикапы. По результатам сентября продажи в этом секторе упали на 30% если сравнивать с сентябрем прошлого года (до 1,2 тыс. единиц), а за девять месяцев сокращение выяснилось более значительным – 50% (8,3 тыс. единиц). Так, на данный момент часть пикапов образовывает всего 0,9% рынка.
Стоит подчернуть, что и раньше данный тип машин в Российской Федерации не игрался значимой роли, к автомобилям с открытым грузовым отсеком позади у нас всегда было настороженное отношение. И это при том, что на развитых рынках, в первую очередь в Соединенных Штатах, пикапы пользуются просто бешеной популярностью. Разъясняется это образом судьбы.
Большая часть платежеспособного населения в Соединенных Штатах живет в частных зданиях, где перевозки габаритных грузов по хозяйству более востребованны. В Российской Федерации же пикап удобен для обитателя сельской местности, но вот денег на приобретения автомобиля для того чтобы типа у него нет. В это же время модельный последовательность в классе пикапов в Российской Федерации остается на удивление разнообразным, их число достигает десятка.
Самые популярные – Toyota Hilux, UAZ Pickup и Mitsubishi L200 (продажи в сентябре – 415, 301, 253 единиц соответственно). Кроме этого активность проявляют немцы (Volkswagen Amarok), корейцы (SsangYong Action Спорт), американцы (Ford Ranger), и китайцы с моделью Great Wall Wingle Pickup и примкнувшей к сегменту новинкой этого года Foton Tunland. Но, в кризис не обошлось и без значимых утрат в сегменте: сравнительно не так давно о приостановке продаж собственных пикапов заявил Nissan, что больше не будет реализовывать в Российской Федерации такие модели, как Navara и NP300.
Гольф-класс в проигрыше
И все же субкомпактные машины, и пикапы и минивэны для русского рынка скорее являются нишевыми сегментами и особенной погоды не делают. С машинами так именуемого гольф-класса, либо размерного класса С, картина более драматична. По результатам сентября продажи машин в этом классе упали на 48,5%, до 13,8 тыс. единиц. И сейчас данный сегмент на данный момент занимает только 10,5% от всех продаж.
Это рекордно низкий показатель для данного класса. К примеру, по результатам прошлого года С-класс занимал 16,3% рынка. Семь-восемь лет назад каждый четвертый автомобиль в Российской Федерации относился к гольф-классу, а самый популярный в свое время представитель этого сегмента Ford Focus пара лет управлял рейтинги самых продающихся иномарок в Российской Федерации с показателями более чем 90 тыс. единиц в год.
на данный момент же часть продаж этого сегмента уменьшается, и особенно данный процесс усугубился в кризис. Гибельным выяснилось то, что он был зажат двумя вторыми быстрорастущими сегментами. Снизу данный сегмент «подъедает» сегмент В-класса.
При собственных более дешёвых стоимостях потребительские характеристики автомобилей, в первую очередь по вместительности, уже близко приблизились к гольф-классу. И среднестатистическую семью уже в полной мере устраивает хэтчбек либо седан B-класса, что с успехом может перевести семью с двумя разумной поклажей и детьми, к примеру, на дачу.
Наряду с этим возможно заплатить за такую машину меньше, чем за автомобиль размерного класса С. Ну а сверху на сегмент давит растущий сегмент кроссоверов: получается, что по цене машины гольф-класса уже практически сравнялись с начальными стоимостями компактных кроссоверов. И потребитель делает выбор в пользу последних.
Понижение потребительской активности в сегменте гольф-класса кроме этого заставляет производителей машин уводить из него собственные модели. Так, больше не отыскать в салонах Honda Civic – примечательную и некогда весьма популярную модель в Российской Федерации.
Особенно утратил этот сегмент от ухода Дженерал моторс: с демаршем американцев в Российской Федерации официально прекращаются продажи моделей Шевроле Cruze и Опель Astra, в свое время бывшими в верхних строках продаж в собственном классе. Образующие пустоты скоро перехватывают соперники: на данный момент на первые места в гольф-классе вырвались таким модели, как Nissan Almera (в сентябре реализовано 2,3 тыс. шт.), Škoda Octavia (1,7 тыс.) и Kia Сeed (1,5 тыс.).
кроссоверы и Бюджетники
Что же касается самые удачливых сегментов, для которых кризис открыл новые возможности, то прежде всего это относится к машинам размерного класса B. По результатам сентября в Российской Федерации было реализовано 53 тыс. автомобилей этого класса (падение в 15%, что значительно ниже рынка), и по сей день этот сегмент есть абсолютным фаворитом всего рынка с долей 40,7% от всех продаж.
В свое время ведущие мировые производители машин, развивая в Российской Федерации собственные производственные мощности, сделали упор на выпуске автомобилей этого класса, где сейчас предлагается самые привлекательные стоимости при высоких потребительских чертях их адаптации и машин под российские условия. Самый преуспели в этом корейцы: абсолютным фаворитом в В-классе на данный момент являются такие модели, как Hyundai Solaris (11 тыс. продаж в сентябре) и Kia Rio (10 тыс.), потом идет русский Lada Granta (8,5 тыс.).
Кроме этого хорошо продаются такие модели, как производящиеся сейчас в Тольятти Renault Logan (3,6 тыс.), производимые под Калугой Volkswagen Polo (3,8 тыс.) и Škoda Rapid (2 тыс.). Но и тут имеется утраты: вместе с уходом GM рынок покинула и некогда популярная модель Шевроле Aveo.
Второй быстрорастущий сегмент – внедорожники и кроссоверы (так именуемые SUV – Спорт Utility Vehicle). Падение в сентябре у этого типа автомобилей кроме этого выяснилось ниже рынка (минус 21%, понижение до 46,8 тыс. единиц), и в кризис часть этого сегмента выросла до рекордных 35,9% всего рынка. Это намного больше, чем в прошлые годы развития российского авторынка: к примеру, в 2007 году она была в три раза ниже – менее 10% от всех продаж на рынке.
Успех SUV в Российской Федерации объясним жёсткими условиями эксплуатации: нехорошие дороги, гололёд и снежные зимы делают полноприводные автомобили с громадным дорожным просветом самые практичными. Но до недавних пор цены на таким автомобили кусались. Но в канун кризиса производители машин обучились делать бюджетные варианты кроссоверов. Самый хороший пример – модель Renault Duster, которая на данный момент есть фаворитом продаж в сегменте (3,2 тыс. в сентябре).
При собственных внедорожных качествах машина это соизмерима по цене с простыми машинамисреднего класса.
Так, российский авторынок на данный момент продолжает сужение, по сути, до двух главных сегментов: бюджетные авто В-класса и кроссоверы SUV. Три из четырех продающихся автомобилей в Российской Федерации уже приходится на эти два сегмента (более 75% всех продаж). Увы, таковы законы кризиса, и расширение выбора на рынке будет вероятно лишь с восстановлением покупательского спроса.
«Специалист»