Количество компенсаций по осаго впервые снизилось

Как узнали «Известия», в январе-сентябре 2014 года число россиян, взявших выплаты по ОСАГО, сократилось сходу на 10% – с 2 млн до 1,8 млн. Такое понижение стало первым с момента существования ОСАГО в Российской Федерации, другими словами с 2003 года. Это направляться из исторической и актуальной статистики Русского альянса автостраховщиков за 9 месяцев 2014 года, которая имеется в распоряжении «Известий» (см. таблицу).

Наряду с этим количество ДТП, согласно данным государственной автоинспекции, за тот же самый период сократилось всего на 1,2%, и страховые компании не отмечают роста числа европротоколов, в то время, когда на место ДТП не выезжают гаишники. Помимо этого, количество застрахованных автолюбителей за январь-сентябрь 2014 года вырос на 363 тыс. до 31,745 млн человек.

Опрошенные «Известиями» специалисты растолковывают это парадоксальное расхождение тем, что страховые компании закрыли центры урегулирования убытков в ряде регионов, каковые являются невыгодными для них, – и клиентам стало попросту затруднительно добраться до страховщика и взять компенсацию. Наряду с этим сами представительства страховщиков формально не закрывались: по закону об ОСАГО страховщик должен иметь в каждом регионе собственный филиал.

Согласно точки зрения генерального директора организации по защите прав потребителей страховых одолжений «ГлавСтрахКонтроль» Николая Тюрникова, статистика показывает недобросовестное поведение страховых компаний в регионах.

– В течение последнего времени большие компании повально переносили центры урегулирования за много километров от региональных центров. Другими словами, к примеру, что они делали? Закрывают, скажем, центр урегулирования убытков в Красноярске и говорят гражданам – отправляйтесь за 400 км – в том направлении, где он имеется.

Это и имеется те 10% граждан, каковые просто не доехали до страховщика и не смогли взять компенсацию, – уверен Тюрников.

Подобного мнения придерживается фаворит «Перемещения автолюбителей России» Виктор Похмелкин:

– В 2014 году многие страховые компании выводили собственный бизнес из регионов, так что в полной мере разумеется, что многие граждане в этих местах остались без выплат по ОСАГО, – сообщил собеседник.

Помимо этого, как писали «Известия», согласно данным Центрального банка, географическая недоступность центров урегулирования вошла этим летом в тройку самых популярных жалоб автолюбителей на страховщиков.

Большая часть опрошенных страховщиков отказались или затруднились прокомментировать эту тенденцию, но в РСА косвенно подтвердили процесс закрытия страховщиками нерентабельных подразделений:

– удорожание и Ежегодная инфляция русского автопарка в целом ведет к тому, что выплаты страховщиков растут катастрофическими темпами, – говорят в пресс-службе РСА. – На рынке на данный момент ситуация , в которой многие компании не готовы трудиться. На сегодня более 30 регионов в Российской Федерации являются убыточными по ОСАГО. В некоторых субъектах уровень выплат существенно превышает 100%, и число таких регионов всегда растёт.

За последний год пара больших компаний всецело свернули розничные продажи.

Вправду, на выплаты по ДТП страховые компании израсходовали 63,3 млрд рублей, и это на 12% больше, чем за теже месяцы годом ранее. В 2014 году рост рынка ОСАГО замедлился: в случае если за январь-сентябрь 2013 года он возрос на 10,5%, то за теже месяцы этого года он вырос на 7%.

В финансовом выражении страховые компании собрали премий за 9 месяцев 105,5 млрд рублей, против 98,3 млрд рублей 2013 год. самая явная тенденция – резкий рост средней премии по страховому полису и средней выплаты по урегулированной аварии. За 9 месяцев средняя величина страховой премии (по прилагаемому перечню топ-25 страховщиков ОСАГО) встала с 3,2 тыс. рублей в прошедшем сезоне до 3,5 тыс. рублей в этом (+9%).

Средняя выплата по ДТП за январь-сентябрь выросла в годовом выражении с 27,7 тыс. рублей до 32,6 тыс. рублей (+18%, другими словами темпы в два раза больше, чем по росту взносов). Страховые компании видят потенциальные угрозы для собственного бизнеса.

– На повышение размера средней выплаты воздействует комплекс факторов, но в основном – рост цены ремонта, – говорит зампредседателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. – Повышение цены запчастей на иномарки в следствии падения курса рубля напрямую отражается на количестве страховых выплат. В будущем мы ожидаем, что рост размера средней выплаты продолжится в связи повышением лимита выплат по «железу», расширением Европротокола [верхний лимит с октября 2014-го поднят с 25 тыс. до 50 тыс. рублей; для машин с ГЛОНАСС-датчиками в Москве, Подмосковье, Ленинградской области и Петербурге лимит повышен до 400 тыс. рублей] и другими новшествами в закон об ОСАГО.

По оценкам свободных специалистов, в связи с увеличением лимита выплат по «железу» до 400 тыс. рублей, уровень убыточности в ОСАГО увеличится еще на 20-25%. В ближайшее время он может достигнуть 85%.

Наибольшим игроком рынка ОСАГО остается «Росгосстрах», если сравнивать с прошлым годом его сборы возросли на 10,9 млрд рублей до 36,6 млрд рублей. Вторая компания рынка «автогражданки» – «Ресо-Гарантия» – за текущий год увеличила поступления от ОСАГО на четверть – до 11,9 млрд рублей. Третью ступень самых успешных продавцов полисов занимает компания ВСК (5,8 млрд рублей поступлений), вставшая с прошлогодней пятой позиции.

Одновременно с этим у последовательности страховщиков суммы выплат по ДТП критически приблизились или существенно превысили суммы поступлений по ОСАГО. В зоне риска были компании «АльфаСтрахование», «МАКС», «Альянс», «Цюрих», «МСК», «Гута-Страхование». Очень ранее обозначился перевес в пользу двух фаворитов рынка ОСАГО («Росгосстрах» и «Ресо-Гарантия»), каковые суммарно собирают практически половину всех премий.

Но, в страховом сообществе не видят в этом какой-либо угрозы.

– На сегодня сказать о конкуренции на рынке ОСАГО не весьма корректно: в случае если раньше большая часть страховщиков боролись за долю рынка ОСАГО, то на данный момент, напротив, многие компании всеми силами стараются уменьшать собственный присутствие в этом сегменте, – уверен Дамир Аксянов.

В российской подразделении германской страховой компании «Альянс», у которой за текущий год выплаты превысили поступления фактически на 1 млрд рублей, еще более критично отнеслись к работе с ОСАГО.

– В текущем году компания решила сконцентрировать собственную деятельность на вторых линиях бизнеса, таких как ответственности и корпоративное страхование имущества и ДМС, где СК «Альянс» демонстрирует высокие результаты. Одновременно с этим происходит сокращение количеств моторного бизнеса, включая ОСАГО. Но, очевидно, мы осуществляемвыплаты по действующим контрактам.

Но потому, что поступления по новому бизнесу уменьшаются, разрыв между выплатами и премиями возрастает. Но это осознанный ход, продиктованный новой стратегией, – отметил Николаус Фрай, генеральный директор СК «Альянс».

Большая часть страховщиков заявляют об убыточности ОСАГО.

– Обстановка на рынке в последние пара лет ухудшаетсяиз-за постоянного роста убыточности этого вида страхования. Рентабельность автостраховщиков понижается, и сравнительно не так давно принятые поправки в закон об ОСАГО только усугубят положение. ОСАГО – в значительной мере социальный вид страхования, исходя из этого страховые компании, пожалуй, не вправе настаивать на высокой маржинальности этого вида бизнеса.

Но дело в том, что на данный момент ОСАГО в ряде регионов открыто убыточно, – говорит Дамир Аксянов. – Чтобы выправить экономику ОСАГО, базисные тарифы, в соответствии с актуарным расчетам, уже с октября этого года нужно было увеличивать на 64-68%, тогда как по принятым поправкам в действительности увеличение составило 23-28%. Сейчас тарифы по ОСАГО требуют увеличения приблизительно на 40%.

– ОСАГО ожидают новые потрясения, которые связаны с уходом с рынка страховых компаний, или сдачей ими лицензии ОСАГО, – отметила генеральный директор СК «МАКС» Надежда Мартьянова. – В этом ходе я не вижу ничего хорошего, поскольку какое количество бы компаний ни осталось, неприятности тарифов и «автоюристов», к сожалению, без дополнительных мер не провалятся сквозь землю. Повышение базисных тарифов на 23-30% несоизмеримо повышению лимитов ответственности по имуществу более чем в 3,3 раза. Не принята во внимание сложившаяся годами убыточность по практически всем регионов, размер убыточности которых колеблется от 120 до 200% от брутто-премий.

Следующий этап увеличения тарифов ожидается весной 2015 года – к моменту вступления в силу поправок об повышении страховых сумм по здоровью и жизни.

Правила коммерческой целесообразности этого бизнеса прописаны в самом законе об ОСАГО – так, страховые компании есть в праве забирать с каждого полиса 20% от его стоимости: ко мне уже заложена прибыль, затраты на агентские гонорары и ведение бизнеса. Еще 3% отчисляются в фонд РСА на компенсационные выплаты автолюбителям, чьи страховые компании обанкротились или ушли с рынка «по-английски».

Остальные 77%, по закону, страховщик обязан тратить на компенсационные выплаты по ДТП, но не израсходованные на компенсации излишки остаются у страховщика. В 2014 году, как и за все 11 лет существования ОСАГО, убытки по этому виду бизнеса, не обращая внимания на все заявления страховщиков, так и не достигли критического уровня для бегства компаний с рынка.

За 9 месяцев 2014 года по статистике РСА, на выплаты было израсходовано только 60% (63,3 млрд рублей), оставшиеся 17% (17,9 млрд рублей) – это дополнительный доход, что страховщик может вычислять своим. Страховые компании настаивают, что эффект выплат растянут во времени и вычислять эти деньги прибылью некорректно.

Количество компенсаций по осаго впервые снизилось

«Известия»

\

Темы которые будут Вам интересны: