Идем на рекорд? (motorpage.ru)
Этой весной оттепель ожидает не только природу, но и отечественный рынок подержанных машин – аналитики предвещают ему очередной подъем и, более того, рекордные продажи.
Тогда как спрос на новые автомобили только обозначил собственную стабилизацию, рынок машин с пробегом, "Наверное," начал с уверенностью «выезжать» из кризиса. Достаточно тяжелым для автомобильной «вторички» был позапрошлый год, в то время, когда продажи сократились на 19% – до 4,9 млн единиц. Такое сокращение возможно назвать чувствительным, но же оно стало не таким драматичным, как обрушение продаж новых машин, которое в том же году, напомним, составило 45%.
Но, провал 2015 года стал исключением из неспециализированного тренда, сейчас количества реализации подержанных автомобилей с уверенностью растут: за семь лет они взлетели более чем на 80% – с 3,5 млн в 2009-м до 5,1 млн по результатам 2016-го. В прошедшем сезоне спрос возрос на 6%: робко, но так как это не 11-процентное падение, которое за тот же период продемонстрировал рынок новых машин. Но уже в этом, 2017 году автомобили с пробегом в полной мере смогут прибавить «газа» а также замахнуться на рекорд – по расчетам, емкость вторичного рынка может увеличиться сходу на 20% и превышать отметку в 6 млн единиц (см. график).
В то время, когда новые не по карману
Главная обстоятельство бума на русском вторичном рынке машин – тяжелое положение на рынке автомобилей новых, в последние четыре года их сбыт стабильно падает. Само собой, в случае если новые транспортные средства гражданам не по карману (все-таки кризис на дворе), они чаще вспоминают о приобретении более дешёвых автомобилей с пробегом. Активность на вторичном рынке подпитывает и неспециализированный растущий автопарк страны: кроме того с учетом понижения количеств продаж новых автомобилей он каждый год прирастает на 3-4% и по сей день превышает 40 млн единиц.
Как следствие, все более богатым и объемным делается и сам вторичный рынок. В случае если еще в 2009 году подержанных автомобилей в Российской Федерации продавалось вдвое больше новых (3,5 млн против 1,4 млн), то по итогам 2016 года отличие была уже практически четырехкратной – 5,1 млн «бэушных» и те же 1,4 млн новых.
Наряду с этим с недавних пор рынок подержанных автомобилей начал превосходить рынок новых авто и в финансовом выражении, «обгон» случился в 2015 году, в то время, когда, согласно данным PricewaterhouseCoopers, подержанных автомобилей было реализовано в общем итоге на 1,8 млрд рублей, а новых – только на 1,5 млрд. И это при том, что отличие средней цены автомобилей новых и с пробегом очень внушительна: в ушедшем году на новые машины она составляла чуть более 1 млн рублей, тогда как на подержанные – около 400 тыс.
Иномарки вытесняют
Принципиально важно, что в один момент изменяется и структура спроса на подержанные автомобили. Да, на «вторичке» все еще господствует бренд Lada, продажи которого в три раза превышают количества сбыта ближайших соперников (в 2016 году было реализовано 1,5 млн тольяттинских моделей с пробегом против 0,5 млн штук идущей следом Toyota), но динамика продаж русских автомобилей уже отрицательная – в прошедшем сезоне их было реализовано на 3,6% меньше, нежели в 2015-м.
Уменьшается число сделок и с другими отечественными марками: ГАЗ (-17%), УАЗ (-2%), «Ока» (-15%), «Москвич» (-21%). Что, но, ясно: многие из этих автомобилей уже не выпускаются, соответственно, и их перепродажи будут стремиться к нулю.
Соответственно, освобождающуюся нишу заполняют иномарки. третье и Второе места в рейтинге продаж на вторичном рынке держат японские торговые марки, славящиеся надежностью: за идущей второй Toyota (с показателем практически 600 тыс. автомобилей) идет Nissan (более чем 270 тыс.). Причем за прошлый год любая из этих марок прибавила более чем на 10%.
Отменную динамику роста на «вторичке» на данный момент демонстрируют «корейцы». На пятую строке в 2016 году вырвалась Hyundai, ее годовой рост составил практически 20%, благодаря чему в стране было реализовано около 220 тыс. подержанных машин марки. Еще стремительнее идет вверх KIA, чей прирост достиг внушительных 24% (всего 175 тыс. авто). В числе вторых скоро набирающих популярность брендов выделим на данный момент (+19%), Lexus (+22%) и китайский Geely, продемонстрировавший фантастический скачок сходу на 33%.
Все эти компании сейчас хорошо реализовывали новые автомобили, и сейчас тот же тренд переходит на рынок авто с пробегом.
Что же касается возраста востребованных автомобилей на вторичном рынке, то особенный интерес проявляется к авто самоё дешёвым, а потому более возрастным. Согласно данным портала «Avito Авто», в 2016 году россияне значительно чаще интересовались моделями старше 7 лет – на них приходится 61% всех запросов при средней цене 261 тыс. рублей за автомобиль. Около 15% запросов пользователей Интернета касалось автомобилей возрастом 4-5 лет при средней цене 650 тыс. рублей, еще 14% – машин до 3 лет по цене 1,07 млн потенциальных покупателей 10% и рублей разглядывали автомобили в возрасте 6–7 лет по средней цене 531 тыс. рублей.
Цивилизованный подход
Вместе с тем при росте собственного количества рынок подержанных автомобилей в Российской Федерации все еще есть отсталым с позиций форматов продаж. Скорее он похож на рынок – только около 11% машин с пробегом реализуется через салоны дилеров, притом что подавляющий количество сделок идет по совокупности «из рук в руки», в основном через интернет-ресурсы объявлений.
Такая форма продаж чревата прочими неприятностями и мошенничеством. К примеру, одна из непростых неприятностей – верная и прозрачная оценка пробега автомобиля и технического состояния. Не секрет, что при продаже подержанных автомобилей частенько пробег «скручивают», это технически нехитрая процедура, которую совершит любой умелый механик.
И никакой ответственности за эту мошенническую операцию в русском законодательстве не предусмотрено.
Раньше официальные дилеры занимались продажей машин с пробегом не столь деятельно. на данный момент же, в то время, когда на такие автомобили спрос растет, многие из них стремятся взять собственный кусок пирога. К примеру, компания «Рольф» в 2016 году увеличила продажи автомобилей с пробегом более чем на 40%, потому, что управление компании осознаёт, что сбыт подержанных машин в кризис есть одним из самых перспективных направлений бизнеса для дилеров автомобилей. А потому дилеры предпринимают большие упрочнения, стремясь перевести его в цивилизованное русло.
Так, представители Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) деятельно разрабатывают закон об ответственности за фальсификацию показателей о пробеге. Но в том месте масса нюансов, поскольку документально зафиксировать исправленный пробег сложно и технически, и юридически. Помимо этого, неясно, кто обязан нести ответственность за «сбитый» счетчик.
Кое-какие дилеры уверены в том, что наровне с серьезностью направляться внедрять и необходимые процедуры фиксации километража каждой автомобили при любой операции с ней – очередном прохождении техобслуживания, техосмотре, оформлении страховки, сдаче в trade in и т.д. Причем все данные обязана храниться в единой открытой базе. При таком подходе, зная VIN автомобиля, возможно узнать, «скручивали» счетчик либо нет.
Помимо этого, возможно внедрен единый чек-лист, что на первых порах будет необязательным. Документ начнёт заполнять мастер-приемщик автосервиса, взявшего предпродажную машину на диагностику, а эти снова же будут выкладываться в неспециализированную базу.
Кстати, игроки рынка подержанных машин уже создают личные базы. В частности, это делает компания Avito вместе с рядом больших автомобильных дилеров. Второй амбициозный проект – «Национальная база данных по машинам» (НБДА), которым деятельно занимается РОАД.
Ее представители заявляют, что эти для НБДА начали собирать в осеннюю пору прошлого года и по сей день в проекте участвует порядка 400 отечественных дилерских центров. В РОАД прогнозируют, что к концу нынешнего года в проект включится около 2 тыс. дилеров по всей стране, и тогда в базе будет детальная информация по 2-3 млн автомобилей (другими словами в нее попадут 80 90% машин в возрасте до 7 лет, имеющихся в Российской Федерации), а в течение трех лет база объединит данные обо всем отечественном автопарке легковых моделей, включающем более 40 млн единиц.
Как видим, имеется надежда, что российский рынок подержанных автомобилей начнет развиваться не только количественно, но и как следует. Что, непременно, на руку всем его участникам, а также потребителям.
MotorPage.ru