Автомобильные кредиты: ралли продолжается

Автомобильные кредиты: ралли продолжается

Рейтинг русских автокредитных банков, составленный порталом Банки.ру, говорит о том, что в первом полугодии 2014 года на автокредитном рынке все хватало нормально: многие кредитные организации продолжили наращивать объёмы и портфели выдач, ряд игроков кроме того заметно увеличили долю автокредитов в рознице. Но представители банков прогнозируют, что не так долго осталось ждать для этого рынка настанут сложные времена.

Портал Банки.ру подготовил рейтинг автокредитных банков по результатам первого полугодия 2014 года. В рамках изучения были рассмотрены количества автокредитных сумок банков, уровень просрочки по ним, и количество и объёмы выдач выданных автокредитов по Москве, Столичной области и вторым регионам.

В рейтинге участвовали 47 кредитных организаций, из них 46 поделились данными о собственных сумках автокредитов. Росбанк отправил данные лишь об количестве и объёме автокредитов, предоставленных им физическим лицам в первом полугодии 2014-го. Так, совокупный портфель автокредитов участников рейтинга на 1 июля 2014 года составил 660,3 млрд рублей.

Самым громадным портфелем автокредитов физлицам располагает несколько Сберегательного банка России с показателем в 141,8 млрд рублей, наряду с этим у Сетелем Банка, входящего в группу, портфель достигает 57,7 млрд рублей.

На втором месте – Русфинанс Банк, его портфель насчитывает 84,3 млрд рублей. На третьем месте с маленьким отрывом ЮниКредит Банк (84,1 млрд рублей). Напомним, что этот рейтинг составлен не учитывая данных ВТБ 24, что по результатам 2013 года занял вторую строке среди банков с громаднейшим количеством портфеля автокредитов.

В первую очередь этого года лучшую динамику по росту портфеля автокредитов физлицам из представленных кредитных организаций продемонстрировал Сетелем Банк (плюс 57,86%).

Громаднейшее падение отмечено у банка «Восстановление» (минус 30,68%), а среди банков с портфелем более 1 млрд рублей – у Мособлбанка (минус 11,53%). Сильное падение АйМаниБанка позвано тем, что часть портфеля он передал на секъюритизацию.

Спокойное перемещение

Среди банков – участников рейтинга с января 2014 года не случилось разительных трансформаций количества автокредитов, за исключением Сетелем Банка – он нарастил портфель с 36,5 млрд до 57,7 млрд рублей. Заметный минус продемонстрировал Кредит Европа Банк, сократив количество портфеля с 47,3 млрд до 42,3 млрд рублей.

Участники рейтинга кроме этого не показали очень сильного наращивания либо понижения доли автокредитов в структуре розничного портфеля.

Первобанк с января по июль 2014 года увеличил долю автокредитов на 7,71 процента (до 46,82%), Плюс Банк – на 6,69 п. п. (до 76,07%), Сетелем Банк – на 6,59 п. п. (до 77,82%), а банк «Балтика» – на 4,88 п. п. (до 9,93%).

Банки показывают, что в существующих нестабильных экономических условиях они собираются и дальше делать ставку на залоговые виды кредитования. К примеру, главаПервобанка Андрей Гончаров поведал, что планомерное повышение доли автокредитов в кредитном портфеле – это часть стратегии банка. «В сегменте розничного кредитования Первобанк сконцентрирован на целевых обеспеченных кредитах – автокредитах и ипотеке.

По автокредитованию банк входит в топ-30 ведущих российских банков, по ипотечному кредиту – в топ-50. самый высоким спросом среди отечественных клиентов пользуются как раз автокредиты – на них приходится 82% заявок, поступивших в банк за первые девять месяцев 2014 года, – отмечает Гончаров. – В случае если на начало года, по отечественным подсчетам, часть автокредитов в общем розничном портфеле банка составляла 45,5%, то на 1 ноября она достигла 55,7%, увеличившись на 10,2 процента. Мы нацелены на предстоящее повышение: это относится как доли в кредитном портфеле, так и количеств выдаваемых автокредитов. Потому, что эти кредиты являются целевыми и обеспеченными, уровень качества формируемого банком розничного кредитного портфеля заметно выше среднерыночного».

Самый заметно снизили долю автокредитов в розничном портфеле ЮниКредит Абсолют и Банк Банк – чуть более чем на 3 п. п. Так, у «ЮниКредита» часть автокредитов в розничном портфеле на 1 июля 2014 года составила 53,22%, а у «Абсолюта» – 11,98%.

«Понижение доли автокредитов – это для нас в полной мере ожидаемый процесс, который связан с тем, что часть клиентов стремительнее, чем в большинстве случаев, осуществляет досрочные погашения. Помимо этого, изменяется структура отечественного автокредитного портфеля с позиций брендов, – поясняет глава департамента розничных продаж ЮниКредит Банка Иван Матвеев. – Но мы видим, что в соответствии с отечественными замыслами остальные сегменты отечественного розничного портфеля развиваются гармонично, помимо этого, в продажах возрастает часть некредитных продуктов».

«Понижение доли автокредитов в кредитном портфеле банка – естественный процесс. В соответствии с отечественной бизнес-стратегией, главным розничным продуктом сейчас есть ипотека, а не автокредиты, – комментирует помощник главыАбсолют Банка Татьяна Ушкова. – Ипотека – как раз тот самый вид кредитования, что сейчас есть одним из самых перспективных в банковской рознице.

Банк деятельно наращивает количество ипотечного портфеля: по результатам октября он приблизился к отметке 46 миллиардов рублей. Вследствие этого растет и часть ипотеки в общем портфеле розничных кредитов, что и приводит, со своей стороны, к понижению доли автокредитов».

Занимательные цифры

О собственной просрочке по автокредитам для рейтинга Банки.ру дал согласие поведать 41 банк. Из этого числа мельчайшая просрочка у Сургутнефтегазбанка – 0,06%. Кроме этого в антилидерах по доле просроченной задолженности Абсолют Банк (0,30%) и банк «Агропромкредит» (0,32%).

В среднем просрочка у участников рейтинга равняется 6,67%. У десяти банков часть просроченной задолженности в портфеле автокредитов на 1 июля 2014 года не превышала 1%.

В первом полугодии 2014-го 46 банков, принявших участие в рейтинге, в совокупности предоставили физическим лицам автокредитов на сумму 218,8 млрд рублей. Больше всего автозаймов выдала несколько Сберегательного банка России (40,2 млрд рублей, включая 32,2 млрд, выданные Сетелем Банком). На втором месте – ЮниКредит Банк (29,9 млрд рублей), на третьем – Русфинанс Банк (24,4 млрд рублей).

Эти же кредитные учреждения лидируют по количеству предоставленных займов. Так, за первое полугодия 2014 года несколько Сберегательного банка России выдала 70,9 тыс. автокредитов (из них 57 тыс. выдал Сетелем Банк). На ЮниКредит Банк приходится 54,1 тыс., а на Русфинанс Банк – 51,2 тыс. автокредитов.

Дружно участники рейтинга выдали практически 400 тыс. займов на приобретение автомобиля в первые шесть месяцев этого года.

Успеть быстро встать в последний автомобиль

Согласно точки зрения банкиров, итоги последнего полугодия на рынке автокредитования будут менее впечатляющими, чем в первом. Виной тому – и экономическая обстановка, и ужесточение подходов к кредитованию самими банками.

«Если судить по темпам понижения количеств автокредитования, каковые мы видим на данный момент (за девять месяцев этого года понижение составило 25%, согласно данным Frank Research Group), рынок будет сужаться и в ближайшее время, – предостерегает Татьяна Ушакова из Абсолют Банка. – Назвать конкретную обстоятельство сложно, скорее стоит сказать о совокупности факторов: экономическая обстановка, курс рубля и другое».

Вице-президент универсальной автофинансовой компании «Европлан» Александр Михайлов прогнозирует, что количество продаж автокредитов во втором полугодии этого года в целом по рынку снизится довольно последнего полугодия 2013-го и ожидает сужения рынка автокредитования по результатам 2014-го.

«Заметно наращивать количества автокредитов в собственных сумках смогут лишь кэптивные банки и банки-монолайнеры. У универсальных банков повышения доли автокредитов не будет либо оно будет несущественным», – предполагает Михайлов.

Он именует пара обстоятельств для будущих трансформаций. Во-первых, это значительно более избирательный подход кредиторов к заемщикам. «Стремясь снять собственные риски в отечественное непростое время, банки стали одобрять меньше автокредитов и повысили собственные требования к финансовому положению и кредитной истории заемщика. Параллельно с этим понижается и активность со стороны самих клиентов, – разъясняет специалист. – Во-вторых, определилась тенденция к перераспределению рынка между банками: часть банков значительно снизили количества продаж автокредитов, а другие со своей стороны деятельно увеличивают собственную долю на рынке».

«Кроме этого заметен рост доли спроса и вторичного рынка на кредиты для приобретения подержанных машин. И наконец, самое ответственное: в текущем году у автокредита в первый раз показалась настоящая альтернатива в виде лизинга машин для физических лиц. Лизинг в Российской Федерации может занять 25–30% рынка финансирования приобретения автомобиля, как в других Америке и странах Европы», – уверен вице-президент «Европлана».

Как показывает Иван Матвеев из ЮниКредит Банка, рынок автокредитования понижается, потому, что неимеетвозможности функционировать в отрыве от авторынка, где видно понижение продаж (за восемь месяцев понижение авторынка составило 12% год к году). «Но для нас крайне важно, что, не обращая внимания на эту обстановку, мы фиксируем значительный рост целевого для нас сегмента автокредитования (брендов, на которых мы на данный момент концентрируемся), где выдачи год к году выросли более чем на 50%», – подмечает Матвеев.

Как бы то ни было, он ожидает предстоящего понижения темпов роста рынка и считает, что данный тренд, быть может, кроме того усилится, потому, что этому содействуют и обстановка в экономике, и предстоящее понижение рубля, и другие негативные факторы.

«Но я не исключаю, что озабоченность потенциальных клиентов машин курсом отечественной национальной валюты и ожидаемым увеличением цен на популярные модели приведут к некоему оживлению рынка в оставшиеся два месяца. Люди будут стремиться купить новые машины по прошлым стоимостям, потому, что разумеется, что автомобили, каковые покажутся на рынке в начале следующего года, будут уже стоить дороже. Но, эта же тенденция точно очень плохо повлияет на продажи машин в начале следующего года», – думает Матвеев.

Глава департамента автокредитования Сетелем Банка Владимир Мартюков кроме этого склонен верить, что до Января этого года спрос на приобретение машин, а также в долг, возрастет. «Во втором полугодии 2014 года рынок автокредитования почувствовал хорошее влияние программы утилизации машин. Наровне со скидками по программе утилизации клиентам дешёвы и особые программы автокредитования. Скорое окончание программы утилизации, и инфляционные ожидания стимулируют клиентов не откладывать приобретение машин – это может позитивно сказаться на рынке автокредитования до конца 2014 года», – комментирует он.

Более хороший настрой у президента Тойота Банка Александра Колошенко. «Возможно, рынок автокредитования будет оставаться на уровне продаж первого полугодия. Большая часть игроков вынуждены корректировать (повышать) ставки по предлагаемым автокредитам, тогда как кое-какие другие игроки отчаянно пробуют продемонстрировать стабильный рост портфеля и своего бизнеса, и нарастить долю на рынке – за счет очень низких ставок, в особенности для больших сумм кредитов. Однако целый данный рост долей и бизнеса скорее «призрачный»: кроме того маленькая корректировка (увеличение) ставок все вернет на собственные места», – обращает внимание банкир.

«Возможно высказать предположение, что последнее полугодие будет мало стабильнее первого, с более большим средним уровнем продаж машин в долг, – прогнозирует Колошенко. – Первая добрая половина года проходила на фоне начала больших процентных курсов ставок и колебаний валют, и клиенты старались приобрести машины за наличные, дилеры уделяли меньше внимания автокредитованию. За прошедшие месяцы клиенты успели привыкнуть к трансформациям и более нормально ориентируются в новых условиях. В любом случае, часть кредитных продаж стабилизировалась а также начала мало расти».

Банки.ру

Автокредит для дебила

Темы которые будут Вам интересны: