Автомобильная отрасль 2015: угрозы и надежды

Автомобильная отрасль 2015: угрозы и надежды

2014-й год в Российской Федерации выдался – а также в автомобильном измерении – такими «турбулентным», что встречу с Владимиром Моженковым было нужно переносить пара раз, меняя адреса встречи. Но в сутки, в то время, когда на Москву обрушился сильнейший снегопад, отечественные пути, наконец, пересеклись. Разговор оказался прямой.

Обстановка диктует.

Кто виноват, и что делать

Для того чтобы кризиса у нас не было с 1917 года, и автомобильная отрасль, которая начала падать с марта 2013-го, стала лакмусовой бумагой. Кризис к нам пришел на рубеже 2012-2013 годов, в то время, когда исчерпала себя сырьевая модель экономики. Это отечественный, российский кризис, это мы его породили, имея стоимость бареля нефти в $120-130 за баррель, а позже геополитика данный отечественный кризис быстро усилила. Американцы смогут осознавать лишь сильного.

А потому, или мы станем сильной экономической державой, и тогда они отменят санкции, или нет, и тогда они поставят нас на колени, дабы продемонстрировать пример Китаю: «Смотрите, как мы с Россией поступили, исходя из этого вы, китайцы, не рыпайтесь». Это геополитика. И санкции с каждым месяцем будут трудиться посильнее и посильнее.

Исходя из этого нужна новая экономическая политика, либерализация экономики, дабы любой трудился более действенно, один за двоих. Нам необходимо создавать небольшой бизнес, усиливать средний, не делать ставку на большие национальные концерны – лишь такие кардинальные ответы смогут вывести из кризиса. Мы можем воспользоваться обстановкой, основываться на собственных ресурсах.

Мы россияне – мы предприниматели. У нас большое количество энергии, большое количество жажды, большое количество хотелок – и потребительских, и для самореализации. Нужно создавать предпосылки, дабы любой имел возможность открыть собственный предприятие, забрать кредит в миллион рублей под 2% и получить себе, собственной семье и не зависеть от страны.

Перед реанимацией

Еще сравнительно не так давно все было прекрасно. Пологали, что автомобили реализовывать – это ежедневно получать миллион долларов до обеда и миллион по окончании обеда. Громадное заблуждение! Тем более, на данный момент, в то время, когда с марта 2013-го рынок падает за исключением двух всплесков в декабре 2013-го и марте 2014-го, а сейчас еще и ноября-декабря 2014 г. Последний всплеск я именую «Глоток чистого воздуха перед помещением в реанимацию»…

Откуда взялся данный глоток? В то время, когда началось резкое ослабление рубля, многие производители машин по многим причинам отложили важное увеличение цен на 1 января. В течение года цены мало, на 1-4%, двигались вверх, но в то время, когда ослабление рубля пошло стремительными темпами, появилась нежданно удачная обстановка: весной за $50 000 ты имел возможность приобрести один автомобиль, а в ноябре-декабре берёшь два.

Но чудес в природе не бывает. В ноябре реализовано около 230 000 машин, и Российская Федерация, обогнав Англию, стала вторым рынком в Европе за Германией (в целом за 11 месяцев мы на третьем месте). Но компании-то рассчитываются в долларах и евро, и получается, что один автомобиль человек приобрел, а второй ему автопроизводитель подарил. В декабре будет реализовано порядка 300 000 автомобилей, за последнее время года – полмиллиона.

Средняя удельная стоиость автомобиля в Российской Федерации 1 млн рублей. Получается, за полмиллиона автомобилей россияне отдали по миллиону, и вдобавок по миллиону им подарили производители машин. В следствии, за два месяца компании, по моим подсчетам, понесли убытки в $700-800 млн.

Исходя из этого мировые производители машин на данный момент весьма злы на российский рынок: резкое ослабление рубля стало причиной их огромным утратам.

Не все средства хороши

Проанализировав обстановку ноября, в декабре производители машин начали повышать цены. Но одни сделали это цивилизованным методом: тем клиентам, каковые уже оплатили приобретение, автомобили выдали. Да, кое-какие марки мало «шалили», сдвигая сроки выдачи, но хотя бы растолковывали обстоятельства.К сожалению, не все повели себя цивилизованно. Скажем, Kia показала открытое неуважение к своим партнерам, дилерам, и основное, клиентам.

Клиентам, уже оплатившим автомобиль, не выдавали ПТС, заявляя: «Добавьте еще 5 процентов!», а в то время, когда автомобили будут выданы – неизвестно! Так не ведут себя на рынке цивилизованные игроки. С большим трудом допускаю, что глава KiaMotorRUS, возглавляя рынок Республики Корея либо какой-то европейской страны, имел возможность так поступить. Получается – в то время, когда прекрасно, то всем прекрасно, а как не хорошо, то мы вот так, а вы – как желаете. Это нарушение всех русских законов.

К нам в РОАД пошли клиентов и – десятки обращений, каковые на данный момент вправе обратиться в суд, и дилеров, которым нужно будет заплатить 1% неустойки за ежедневно просрочки. Так как дилера это может разорить! К сожалению, клиентам мы ничем не можем оказать помощь, потому, что РОАД – публичная организация. Однако 22 декабря мы направили открытое письмо региональном представителе Kia в Российской Федерации прося растолковать, что происходит, и обстановку исправить

Чего греха таить, иные дилеры, воспользовавшись моментом, также предлагали доплатить за заказанный автомобиль. И кое-какие клиенты платили – кто 1, кто 5, кто 10 процентов. Осознать это возможно, но, объективно говоря, это неправильно. Иначе, в 2014-м многие дилерские сети торговали «в минус», отдавая и маржу, и бонус, только бы освободиться от тех стоков, каковые накопились за последний год.

Так что декабрь и ноябрь стали необычной расчисткой авгиевых конюшен. на данный момент все высвободили склады, и это громадное достижение. Благодарю «тёмному понедельнику», по причине того, что на данный момент все входят в 2015-й с чистыми складами. Но с 1 января начинается очень тяжелый период

Инцидент исчерпан?

25 декабря Kia Motor Rus распространила письмо, в котором, например, говорится: «Оплата за все машины, по которым дилерские центры уже осуществили заключение соглашений купли-продажи с клиентами и приняли от клиентов 100-процентную оплату, будет принята полностью в соответствии со перечнем номеров VIN, предоставленных дилерскими центрами. Трансформаций условий по этим соглашениям не предусматривается. Машины будут переданы клиентам в скором будущем». Инцидент исчерпан?

Мы смотрим за развитием событий.

Кто-то теряет, кто-то находит

Автопроизводитель, дилер и импортёр – одна семья. В случае если сильный автопроизводитель превосходный импортер, но не сильный дилер – ничего не окажется. Совершенно верно так же и напротив.

Исходя из этого идет твёрдая конкурентная борьба: все-таки российский рынок емкий и глубочайший, за него дерутся мировые производители машин. И все знают, что имеется громадный потенциал – в Российской Федерации 46 млн машин. Из них 25 млн старше 10 лет. Все знают: да, на данный момент тяжело, но когда-то данный отложенный спрос рванет. Исходя из этого мировые производители машин в поддержку продаж дают на данный момент деньги.

Знаю, что кое-какие прямо с завода отгружают в Россию автомобили ниже себестоимости – дабы удержаться на рынке либо реализовать больше, чем планировали. Таких альтруистов большое количество, и я осознаю из-за чего: всемирный автопром растет, и убытки на русском рынке возможно покрыть за счет роста Америки, Европы, Азии. Импортер тут также довольно часто трудится на грани «в ноль», дабы применять акции, иные подходы для повышения продаж.

Отечественные дилеры убирают собственную маржу, дабы реализовывать, реализовывать, по причине того, что машина, как комета: реализовал, а дальше «хвост» со всеми сервисными одолжениями. Исходя из этого кое-какие усилятся, кое-какие останутся при собственных, а кое-какие упадут

Мы же видим обстановку с третьим «Фокусом». Хорошая машина, превосходная машина, но поднялась в цене, а в том месте ожесточённая борьба – и все, «Фокус» поднялся. Но назад возвратиться запрещено – в том месте «корейцы». А ведь «Форд» продолжительное время был фаворитом по продажам, по корпоративным продажам, и практически на отечественных глазах – быстро вниз.

Либо выходит новая модель у «Внедорожника» – и быстро вверх, по причине того, что «Гранд Чероки» хорошая машина, превосходная по соотношению качества и цены. Так что кто-то и улучшается. За счет чего?

Выпуск новых моделей. «Лексус», «Ниссан», «Шкода», «Мазда», «Мерседес» выпустили новинки, а также в тяжёлое время увеличивают долю рынка. А другие опускаются на 20-30-40%. «Ситроен», «Пежо», «Сузуки», «Опель», «Фольксваген» не смогут удержаться, что связано, а также, и с отсутствием значимых новинок. Считаю, что цикл смены поколений модели в 7-8 лет через чур большой.

Те, кто может это сделать за 6-5 лет, приобретают преимущество. Победят все, кто сможет завлекать внимание за счет новинок, по причине того, что рынок будет сжиматься. Но, пока никто не считая СЕАТ, «Додж», «Лаксджин», BYD не объявлял об уходе из России. Имеется, само собой разумеется, угрозы, но мы за то, дабы у россиян был выбор.

Хотелось бы сохранить палитру предложений: россияне избирательны, они одни марки берут больше, другие меньше, но все марки берут.

Что в первых рядах?

В 2013 году количество рынка был 2,78 млн, в 2014-м выйдем на 2,45-2,47 млн машин. Я оптимист, но в следующем году, думаю, мы уйдем ниже планки в 2 млн. А вот опустимся ли мы до рынка 2009-го, в то время, когда в Российской Федерации реализовали меньше 1,5 миллиона? Не хотелось бы. Но чем ближе 1 января, тем больше я каждой клеточкой чувствую, что мы все же отправимся в 2009-й.

И самое ужасное – это не дно. Исходя из этого импортер обязан держаться за собственного дилера и в Москве, и в регионе – потому что другого дилера у него не будет. Основная задача импортеров сейчас – сохранить дилерскую сеть. По причине того, что это самые опытные, самые лояльные и самые хорошие партнеры. А ведь в 2014 году уже закрылось 311 дилерских фирм.

Инвесторов в отечественной отрасли не будет до тех пор пока продажи не начнут расти до 2,5-3 млн в год. Возможно, само собой разумеется помечтать, что 4-миллионный германский рынок мы догоним когда-нибудь, но опасаюсь, что это случится не в нашей жизни. По причине того, что санкции – это на долгое время.

Несложный пример: Белоруссии, Ирану, Северной Корее санкции до тех пор пока никто не отменял. Сейчас мы попали под американский каток. Я вижу, что их аналитики весьма глубоко знают отечественную экономику, потому так тонко они и ударили санкциями. Лишь чуть-чуть, избирательно – бац, и мы поплыли. Люди скупают все: квартиры, золото, стиральные машины, холодильники, машины, меняют рубли, снимают деньги с банковских квитанций. Какая-то чума напала на Россию! Они знают нас лучше, чем мы себя.

То ли еще будет…

Главные угрозы

В следующий год хоть и входим с чистыми складами, но с угрозами. Понимаем совершенно верно: будет увеличение цен на 20-40% – у кого-то сходу, у кого-то неспешно. Вторая угроза – автокредиты.

В 2013-м порядка 850 000 машин либо около трети от общего числа продавались в Российской Федерации в долг. По окончании «тёмного понедельника» 15 декабря 2014 г. все коммерческие банки быстро подняли ставки, а кое-какие по большому счету остановили такие программы («Сбербанк», «Росбанк», «Райфазенбанк»), а дальше внизу я уже и не беру. А те, что предлагают, так по ставке 23-29% в Москве и за 30% в регионах.

Новых клиентов на такие кредиты нет, лишь единицы, из тех, кто раньше подал заявку и дождался одобрения – позже ставки повысили, денежек не достаточно, а на машину уже запал, уже катает любимую девушку перед Новым годом, и такие соглашаются, осознавая, что месяца через 3-4 они кредит погасят. По кому ударит сокращение кредитования? Премиальщики, само собой разумеется, снизят продажи со 180-185 тысяч до, возможно, 150 000 машин, но в основном пострадает средний сегмент. Те, кто собирался купить автомобиль за миллион, не смогут уже позволить себе заплатить за него 1,3-1,4 млн и пересядут на модель за 700 000-800 000 рублей

Имеется и еще последовательность угроз. Скажем, быстро повысились тарифы КАСКО и ОСАГО. Сравнительно не так давно генеральный директор «Ингосстраха» в одном из интервью сообщил: «В стоимости ремонта машин 80-85% составляют запчасти, а запчасти – это валюта, исходя из этого мы так быстро повысили в 2014-м цена полисов необязательного страхования». Мы посчитали: в 2013-м полис КАСКО в среднем подорожал на 2%, а за 10 месяцев 2014 г. – на 21%.

Я не соглашусь с тем, что 85% стоимости ремонта приходится на запчасти. Не таковой количество запчастей при кузовном ремонте. Это завышенный процент.

Исходя из этого еще одна угроза – КАСКО, в особенности в то время, когда идет пролонгация. В том месте по большому счету космические тарифы! Из-за чего на это воздействуют нефть, американский доллар и евро, я не знаю.

Антидоты

Новинки – первый инструмент для повышения продаж, второй – локализация. Чем глубже локализация, тем ниже будет цена. Исходя из этого тем, у кого нет завода в Российской Федерации, придется туго – имеется прогнозы, что импорт упадет в два раза. В текущем году русскими автозаводами будет произведено около пяти миллионов автомобилей , а приблизительно 600 000 будут импортированы.

В 2015 г. возможно и 500 000, и 400 000, а возможно, кроме того 300 000. По причине того, что при разнице в цене 50 000-80 000 руб. относительно конкурента локальной сборки клиент выберет машину, выпущенную в Российской Федерации, – не до жиру. Третий инструмент повышения продаж – кооптивные банки, банки производителей машин.

Если они удержат ставку хотя бы в допустимых размерах, до 20% против средней 15,5% до «тёмного понедельника» 15 декабря, что весьма тяжело, – это третий инструмент. А четвертый – сами дилеры, каковые будут жестко соперничать, заманивать всевозможными скидками, подарками.

дилеры и Автопроизводители: непростое партнерство

24 декабря нам пришло письмо от дилера СЕАТа из Йошкар-Олы: в марте он подписал дилерский договор сроком до 31 декабря. Выстроил шоу-рум, реализовал пара десятков машин. А 1 января 2015 г. СЕАТ уходит.

Дилеру внесли предложение перепрофилировать предприятие в сервисный центр. Он отвечает: «Да у меня тут всего три десятка автомобилей, а я положил миллионы рублей…» Другого ничего не предлагают. Он кричит: SOS!, требует нас оказать помощь. Начинаем сказать с юристами, они отвечают: «Человек в марте подписал договор до декабря – о чем он думал?» Да, будем искать хоть какие-то юридические зацепки, но громадных претензий к СЕАТу либо «Фольксвагену» предъявить не можем.

Я их именую так – Громадный брат. Именно он диктует условия на русском рынке, и мы пока не привыкли отстаивать собственные права на стадии переговоров. Из-за чего?

Их дилерские договора в мире так отработаны, что поменять их на данный момент запрещено: согласен – подписывай, не согласен – в том месте очередь желающих стоит. на данный момент время изменяется, и одна из задач РОАД – готовить дилерские соглашения на равноправной базе. на данный момент же кое-какие кроме того не знают принятый Кодекс поведения автопроизводителя, а те, кто знает, стараются делать вид, что не знают. Никто не желает выстраивать равноправные отношения. Дилерский договор должен быть пятилетним, что и записано в Кодексе.

Иначе, и производителей машин тревожит вопрос согласия. Практически все поймут, что цементировать замысел на 2015 год запрещено – довольно много неизвестных моментов. Какой будет нефть? Как будет вести себя рубль? Какой будет политика Центрального банка? Не знает никто. Санкции будут усиливаться, замрут на этом уровне либо, быть может, европейские ослабнут? В последнее я не верю, по причине того, что куда Америка – в том направлении и Европа.

Большое количество таковой неопределенности. на данный момент не говорят об этом, но мы уже видим эластичное планирование. Кто-то планирует на один квартал, а дальше, говорят, будем наблюдать, кто-то планирует корректировать замысел каждый месяц – по обстановке. Вот тут познание имеется, по причине того, что никто не желает автомобили привезти, растаможить и поставить на склад.

Стоит машина месяц, два, четыре, позже приходит дилер и говорит: «Не продаются автомобили, помогайте!» И, в большинстве случаев, импортер опять дает деньги, дабы распродать машины в убыток и себе, и дилеру. на данный момент никто неимеетвозможности допустить таковой ситуации, по причине того, что рынок падает, и тут убыток может. Твёрдого замысла на год нет ни у кого. Все знают, что нельзя выкрутить дилеру руки и сообщить: «Бери вот столько и все».

Государство нам окажет помощь?

Все-таки мы сохраняем надежду на здравомыслие страны, и тут имеется хорошие новости. Программа утилизации продлена, еще до «тёмного понедельника» на первый квартал выделено 10 млрд рублей. Я был в Минпромторге, мы говорили на эту тему – считаю, в программу нужно вкладывать по 10 млрд каждый квартал. на данный момент в правительстве сильно озабочены, поскольку автомобильная отрасль вместе с сетью из дилерских 4075 фирм –локомотив русском экономики.

Одно рабочее место в ней дает семь рабочих мест в смежных отраслях. Остановка завода приведёт к цепной реакции: завод, смежники, дилеры разоряются – начинаются увольнения. По подсчетам РОАД, понижение количества рынка на 1000 машин влечет за собой закрытие одного дилерского предприятия, а это в среднем 80 рабочих мест.

Исходя из этого правительство должно принимать кардинальные ответы, дабы не покинуть только что созданную заново, превосходную отрасль у разбитого корыта и, самое основное, создать предпосылки для приобретения автомобиля.

на данный момент необходимо принимать разнообразные программы, стимулирующие приобретения отечественных товаров. Спрос – база производства. 5 декабря РОАД направила премьеру Медведеву письмо прося возобновить в 2015 году программу льготного автокредитования.

До тех пор пока отечественное предложение встретили прохладно, но мы думаем, что программа будет содействовать созданию спроса. Третья хорошая мысль появилась в самом правительстве: направить на приобретение автомобиля материнский капитал. Помой-му звучит мало на грани, но, в случае если разобраться, хорошая мысль: имеется семьи, каковые решили жилищную проблему, из-за чего бы не направить материнский капитал на приобретение автомобиля?

Действительно, заместитель председателя правительства Ольга Голодец против. Четвертый инструмент: отменить транспортный налог на машины экологического класса Euro 5/Euro 6, дабы, снова же, содействовать приобретениям новых машин. Получается вот что: сдает человек машину по программе утилизации – приобретает плюс, позже берет кредит – плюс, и в случае если у него мелкий ребенок, то возможно денежки из материнского капитала применять – снова плюс.

Освобождение от транспортного налога – на данный момент и ВАЗ начинает производить модель под Euro 5 – четвертый плюс. Так мы мало-помалу создаем предпосылки восстановления не одной только отрасли, а всей экономики: пришел клиент к дилеру, тот заказал машину на отечественном заводе, завод трудится, поставщики трудятся. А если не сделаем этого, то и возьмём эффект домино. В правительстве этим на данный момент весьма озабочены, и мы сотрудничаем с Минпромторгом, Министерства экономики.

У них штабы круглосуточные, у них тёмные круги под глазами, они трудятся в том месте сутками, по причине того, что обстановка весьма важная: нельзя допустить результата домино. на данный момент нужно все сделать, дабы как-то замедлить, приостановить падение, а после этого затевать думать и о росте.

Шанс для отечественной автомобильной отрасли – экспорт в Азию и Восточную Европу. Мы способны производить 3,1 млн автомобилей в год, в случае если же с нынешних 1,9 они упадут до 1 млн, произойдёт трагедия. А экспорт предоставит шанс кроме того нарастить выпуск.

Осознаёте, нарастить! Правительству нужно изучить опыт китайцев по созданию мотивационных программ для экспортеров, поскольку экспортная продукция дает рабочие места, налоги… Возможно, вывел машину на экспорт – возьми льготный кредит. Лишь проталкивай автомобили за границу! У нас совершенно верно рынок отправится вниз. Целый вопрос – как очень сильно. В случае если минус 100-300 тысяч, то, возможно, еще обойдется. А вдруг минус 500, 600 либо кроме того 900 тысяч автомобилей?

В случае если человек остановился – это одно, а вдруг упал, ему нужно больше энергии, дабы встать и опять пойти. Исходя из этого нужно приложить максимумальные усилия, дабы не остановить продажи машин. Как мне известно, Минпромторг уже ведет переговоры с Министерством финансов, и Медведев, в принципе, руку на пульсе держит.

Сейчас, по окончании «тёмного понедельника», все знают, что 2015 год может поставить на колени экономику России, и тогда встать будет весьма тяжело.

Неизбежность ценового шока

Определенный период привыкания к новым стоимостям будет конкретно. Но могу заявить, что у некоторых дилеров на февраль и январь еще остаются автомобили практически по ветхим стоимостям. И такие марки за счет этого смогут собственные замыслы делать. А дальше начнется привыкание. какое количество месяцев оно продлится, только бог ведает, но кроме того АвтоВАЗ заявил о увеличении стоимостей с 1 января на 20-25%. Исходя из этого кто-то просто не сможет приобрести автомобиль.

Из среднего ценового сегмента кто-то перейдет в массовый, а вот переходящих из премиального в средний будут только единицы. Но вот интересный пример. В кризисные 2008-2009 годы мы пологали, что клиенты начнут поменять автомобиль на год-два позднее: в случае если в среднем было три года, будет четыре, а у «японцев» вместо четырех – пять. А оказалось все напротив – люди чаще поменяли машину. Из-за чего? Гарантия!

Человек начинает на домашний и личностный риск наблюдать более внимательно и видит, что у него «европеец», которому третий год. Внезапно произойдёт что-то важное, и он попадает на ремонт в много тысяч рублей? Исходя из этого два года ездит, сдает еще свежую машину, доплачивает и опять приобретает новый автомобиль, и опять у него рисков практически никаких.

То же и с «японцами» – лишь возрастом не более трех лет. Мы взглянули, по некоторым европейским маркам срок владения с трех почти снизился до 2 лет 4 месяцев. Думаю, и по сей день может случиться что-то подобное.

Будем жить!

Шансы имеется. Сейчас нужно их применять. Все, что нас не убивает, делает нас посильнее. Верю – как бы тяжело ни было, мы выживем. У кого хорошие чувства, тот продолжительнее живет. Психологи подсчитали, что оптимисты живут на 10 лет продолжительнее, чем пессимисты. А учитывая, что эйфорий у нас на данный момент мало, приобретение нового автомобиля заметно поднимает настроение. Кое-какие кроме того сперва покупают автомобиль, а позже начинают думать о хорошем жилье.

Такое, возможно, вероятно лишь в Российской Федерации. Тот период, в который мы на данный момент вступили, будет весьма продолжительным, и чем чаще мы будем делать себе подарки, беря, а также машины, тем продолжительнее будем жить. Все будет прекрасно, но хотелось бы, дабы это касалось всех, а не только некоторых

Машины.ru

Из страниц истории развития автопрома

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: