Кредит не вывезет

Рекордное падение продаж новых машин во многом связано с ростом ставок по автокредитам, каковые продолжительное время являлись локомотивом продаж в Российской Федерации. Чего ожидать к Январю?

Еще в 2008 году автокредитные реалии в Татарстане рисовались в радужных тонах: согласно данным агентства «Автостат», каждая вторая приобретение автомобиля тогда оформлялась в долг. Представители же дилерской сети оперировали цифрами от 50 до 70%. В кризисном 2009 году этот показатель сократился до 20%. Государство поддержало банки, реализовав в 2010–2011 и в 2013 году государственную программу субсидирования части ставки по автокредитам.

Благодаря этому, и неожиданной скорости, с которой русский экономика «вылезла» из прошлого кризиса, в означенный период из 250 тысяч реализованных в Российской Федерации машин каждый второй был реализован взаймы.

Пройденный пик

Согласно данным Национального бюро кредитных историй, самым успешным в Татарстане стал 2013 год, в то время, когда объем выданных в республике автокредитов составил 67,8 млрд рублей. Если сравнивать с прошлым годом, динамика роста составила 48%. Специалисты уверены в том, что национальная программа субсидирования кредитования стала главной движущей силой этого успеха.

По данным Ак Барс банка (по различным оценкам, он входит в ТОП-5 банков с самыми громадными количествами автокредитования), динамика роста выглядела следующим образом: две тысячи выданных автокредитов в 2010 году против семи тысяч в 2012. По результатам же прошлого года этот показатель упал фактически до отметки 2010, составив в общем итоге три тысячи выданных автокредитов. Изменилась и часть автокредитов в общем кредитном портфеле банка: с 10% в 2013 году она снизилась до 8% в 2014.

О прогрессирующих продажах машин в долг во время 2009–2013 гг. говорит и помощник председателя совета директоров автосалона «Акос» Михаил Котляров: «В 2009 году реализация автомобилей в долг составила порядка 15% от суммарных продаж. Потом автокредитование бурно росло, и к началу 2014 года достигло показателя в 42% от общего числа реализованных машин. Наряду с этим очень многое, если не все, зависело от бренда.

К примеру, у KIA и Nissan продажи в долг достигали 55%. У других брендов было порядка 30–35% от общего числа продаж».

Кстати, в 2013 году завершилась и национальная программа субсидирования ставок. В 2014 же начался спад — на автомобильном рынке в целом и в сегменте автокредитования в частности. Возможно спорить о том, что тут послужило в качестве «яйца», а что — «курицы» (иными словами, падение рынка повлекло падение выдачи кредитов либо напротив), но эти Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) говорят о сокращении продаж автомобилейи легкого коммерческого транспорта в Российской Федерации по результатам 2014 года до 2 млн 491 тыс. автомобилей (либо на 10% по отношению к показателям 2013).

Анатомия падения

Но, сами же специалисты АЕБ отмечают, что итоговая величина спада может оказаться значительно значительнее тех самых 10%. Обращение о девальвации национальной валюты: для многих приобретение автомобиля было не столько приобретением, сколько попыткой спасти собственные накопления от стремительного обесценивания. Взрывные продажи были поддержаны ответом некоторых дилеров, в особенности, тех, кто торгует машинами премиум-класса, до последнего держать цены на уровне докризисных.

По сути, в последних месяцах года дорогую иномарку возможно было купи за половину ее цены — конечно, в долларовом эквиваленте. В частности, это относится машин Mercedes-Benz. По различным оценкам, декабрьские продажи этих иномарок в два раза превысили показатели декабря 2013 года.

Страно, но в январе 2015 года реализация машин германского бренда кроме этого росла: не обращая внимания на увеличение стоимостей приблизительно на 7,5%, суммарные продажи марки по России выросли на 16,2%.

Но, таковых было мало: большинство продавцов ценники на машины все-таки переписала (кое-какие успели это сделать не единожды). Конечно, чем дороже автомобиль, тем дороже его обслуживание и кредит. Кроме того в том случае, если он был забран по докризисным ставкам.

Дальше будет хуже. И не только вследствие того что банки быстро подняли ставки по автокредитам: падению кредитования частично будет содействовать и недостаток машин. «Нельзя сказать, что автомобилей на данный момент нет, — говорит Котляров. — Они имеется, действительно, не всех моделей и не всех модификаций. Существенно сокращена поставка всецело импортируемых массовых брендов — производители пока не удостоверились в стабильности курса рубля.

Дистрибьюторы не смогут выяснить адекватные динамике рынка цены, и исходя из этого предпочитают новые машины пока не поставлять. Когда хоть какая-то стабильность рубля установится, поставки возобновятся. Действительно, в намного меньших количествах, чем до кризиса.

Что касается моделей, производящихся в Российской Федерации, поставки идут систематично, но их количество прямо пропорционален количеству продаж в прошлом месяце. До тех пор пока мы прожили в кризис лишь январь, и исходя из этого наращивать производство никто не торопится. Определенный запас имеется на складах производителя, его должно хватить на февраль-март 2015 года. А дальше будет видно».

Тенденцию отсутствия на складских площадях некоторых позиций подтверждает и вице-глава фирмы «КАН-Авто» Сергей Чернов. Специалисты АЕБ, со своей стороны, значительно менее оптимистичны в собственных оценках разнообразия линейки машин, реализовываемых в Российской Федерации: по расчетам Ассоциации, ассортимент российского авторынка в 2014 году сократится на 24%.

Январский минус

В целом продажи автокредитов в среднем по рынку по результатам 2014 упали приблизительно на треть. какое количество-нибудь заметным образом не поменял декабрьский всплеск и ситуацию продаж, что повлек за собой и оживление сегмента автокредитования (к примеру, декабрьская статистика выдачи автокредитов татарстанским отделением банка на 44,7% превышает ноябрьскую). По данным ИО управляющего банка ВТБ24 в Татарстане Александра Михалицына, в декабре 2014 его банк выдал на 44,7% больше автокредитов, чем в ноябре. «Но, в целом, непременно, отмечается уменьшение спроса на автокредиты на рынке», — отмечает банкир.

В целом же, по оценке Михалицына, рынок моторных кредитов падал приблизительно в три раза стремительнее, нежели сам авторынок (наряду с этим специалист обращает внимание на сохранение собственного портфеля автокредитования в 2014 году на уровне 2013-го). В будущем ставить крест на направлении банк, "Наверное," не планирует. По крайней мере, и.о. управляющего ВТБ24 в Татарстане показывает, что плановые показатели в данной части его банк не производил перерасмотрение, и разглядывает автомобильное кредитование в качестве одного из главных направлений работы банка.

Как настоящими окажутся эти замыслы, непременно, продемонстрирует время. Но «ЭТ» представляется, что громадных надежд в части восстановления рынка моторного кредитования банкирам питать вряд ли стоит. Во-первых, как уже было сообщено, из-за падения самого авторынка, поддержанного заметным увеличением цен на продукцию автозаводов.

Во-вторых, из-за возросших ставок по займам. Банки, поставленные перед необходимостью как-то реагировать на увеличение Нацбанком главной ставки аж до 17% годовых, дружно повысили ставки. Понижение данного показателя до 15% в начале года не поменяло ровным счетом ничего: собственные ставки по займам большая часть банков подняло еще в прошедшем сезоне.

Сейчас диапазон ставок по автокредитам колеблется в диапазоне от 20% до 35% годовых. Не смотря на то, что еще в 2012 году, кажущемся сейчас далеким прошлым, автокредит возможно было взять по ставке 15–17% годовых.

К примеру, в на следующий день Барс банке минимальные ставки выросли с 14,9% до 26%. «Учитывая пересмотр общебанковской кредитной политики, которая связана с трансформацией главной ставки, «АК БАРС» банк поднял ставки по всем видам кредитов еще в декабре 2014 года. В скором будущем ужесточение условий кредитования маловероятно, — говорит глава Департамента розничного бизнеса ОАО «АК БАРС» Банк Владимир Орбов. — Все главные риски с учетом текущей экономической обстановке уже учтены.

Наряду с этим ОАО «АК БАРС» Банк сохранил возможность оформления автокредита без необходимого оформления полиса КАСКО. В этом случае ставка, само собой разумеется, увеличивается».

Уверенность представителя Ак Барс банка в том, что гонка ставок остановилась, разделяют не все его коллеги по цеху. К примеру, управляющая операционного офиса «ИнвестКапиталБанка» в Казани Элла Богданова считает, что принятие ответа о увеличении либо понижении ставок будет приниматься исходя из рыночной конъюнктуры: «Делать прогнозы на данный момент — дело неблагодарное, поскольку очень многое зависит от общемировой экономической и политической обстановки», — вычисляет Богданова.

Кредит не вывезет

Кроме того, что банки дружно повысили ставки по кредитам, ими были ужесточены и требования к потенциальным заемщикам. Прежде всего, была повышена планка минимального начального взноса. Так, ВТБ24 по всем программам кредитования новых машин повысил минимальный начальный взнос до 20–30% от цены автомобиля (привет из середины нулевых — времени, в то время, когда банки кредитовали приобретение автомобиля, а также, и подержанного, с нулевым начальным взносом).

В «ИнвестКапиталБанке» кроме этого не обошлось без неприятных новшеств. «Не смотря на то, что мы и не вводили дополнительные условия, усложняющие получение автокредита, но отменили программу «Автокредит без КАСКО», — сказала Элла Богданова.

Что будет, что делать?

В то время, когда стало очевидным, что кредиты с их нынешней ставкой больше не являются драйвером спроса на машины, Ассоциация русских автомобильных дилеров (РОАД) в январе обратилась в Правительство России с предложением возобновить программу льготного автокредитования. И попросила дать использовать материнский капитал (сейчас он образовывает чуть больше 453 тыс. рублей) на приобретение автомобиля.

В РОАД уверены в том, что без национальной помощи вытащить авторынок из пике невозможно. В числе доводов, которыми оперируют в РОАД — доказанная эффективность программы субсидирования ставок в масштабе экономики всей страны: согласно данным Ассоциации, в 2013 году при количестве национального финансирования 8,6 млрд рублей в бюджет в виде налогов за реализованные машины возвратилось 28 млрд.

«Восстановление рынка автокредитования зависит не только от решений и политики банков, но и от желания (либо нежелания) страны поддержать автомобильный рынок», — уверен Сергей Чернов.

При сохранении же нынешнего положения дел будущее автомобильного рынка и автокредитования представляется специалистам достаточно мрачным. На этот период часть реализованных в долг машин не превышает 38% (в 2013 году она была на уровне 50%, в 2012-м — 45%, в 2011-м — 40%). «Так, на данный момент мы фиксируем самый низкий показатель за последние четыре года. В случае если экономическая обстановка в стране в скором будущем значительным образом не изменится в хорошую сторону, то возможно прогнозировать, что часть кредитных машин продолжит понижаться, и уже в 2015 году данный показатель опустится до отметки 30–35%», — говорится в изучении агентства «Sequoia kredit consalidation».

Банкиры Татарстана кроме этого настроены скептически. «Мы ожидаем предстоящего понижения спроса на автокредиты, — заявляет Александр Михалицын из ВТБ24. — Это позвано, первым делом, ростом ставок, и настоящим понижением доходов населения». «Массированного возобновления рынка в 2015 году ожидать не следует, — вычисляет и Элла Богданова (ИнвестКапиталБанк). В кратковременной возможности рынок автокредитования не восстановится. Благодаря этого, мы прогнозируем повышение интереса клиентов к кредитам на подержанные машины, и на недорогие отечественные авто».

На что сохраняем надежду?

В это же время, представители татарстанской дилерской сети настроены чуть более оптимистично: кое-какие предпосылки к восстановлению рынка автомобильного кредитования дилеры видят в возобновлении кэптивными банками кредитования «собственных» марок по сниженным ставкам. Подобные предложения рынок уже делает.

Так, компания Jaguar Land Rover Российская Федерация предлагает клиентам Land Rover Discovery Спорт, старт продаж которых в Российской Федерации намечен на март 2015 года, купить джип на особенных условиях по программе прямого субсидирования. Помимо этого, компания перезапускает программу прямого субсидирования для клиентов бизнес-седана Jaguar XF.

Новое кредитное предложение разрешает купить указанные модели под 8% годовых, правда срок кредита ограничивается всего 12 месяцами, а начальный взнос обязан составлять не меньше полвины от цены автомобили. Помимо этого, Jaguar Land Rover Российская Федерация предлагает автокредиты и сроком до пяти лет при начальном взносе от 30%. Ставка по данной программе, как заявляет дистрибутор марок в Российской Федерации, «будет значительно ниже рыночной».

Со своей стороны, Русфинанс Банк запустил обновленную кредитную программу «Мазда Кредит». Предложение распространяется на целый модельный последовательность Мазда 2014 года выпуска (не считая модели самой популярной в Российской Федерации модели Мазда 3), и Мазда 6 и CX-5 2015 года выпуска. В рамках данной программы кредитная ставка фиксируется на уровне 18% годовых при начальном взносе в 50% и сроке кредита от 24 месяцев.

Отметим, в 2014 году 40% машин Мазда в Российской Федерации были реализованы в долг.

Наконец, с середины февраля 2015 года были снижены ставки по программе автокредитования Citoren Financial Services на приобретение Citoren C4 Седан, что занимает 50% в количестве реализации марки: 9,4% на 12 месяцев и 12,4% на самый востребованный срок кредитования 36 месяцев. По данным статистики Citoren, в прошедшем сезоне продажи марки по кредитным предложениям Citoren Financial Services составили 23%.

«В будущем тенденцию поддержат и другие марки, — уверен Михаил Котляров. — Но имеется и обратная сторона медали. Цена автомобилей очень сильно выросла, что сказалось на сумме ежемесячного платежа. И отечественным клиентам еще предстоит к новым условиям морально приспособиться, дабы возвратиться на рынок автокредитования».

Но, имеется сторона, которую сегодняшнее положение авторынка, непременно, порадует. Обращение о городских и республиканских влияниях. Нам представляется, что ни беспрецедентная по своим масштабам дорожная стройка, приуроченная к Универсиаде-2013 и подарившая городу пара десятков километров развязок и новых дорог, ни ужесточение политики ГИБДД в части запрета на парковку машин на проезжей части, ни недавнее введение платной парковки на улицах Казани в сумме не дадут для того чтобы результата по облегчению дорожной обстановке, как сокращение рынка автомобильного кредитования.

Специалист-Татарстан

Коллектор сама не вывезла тему которую завела

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: