Россияне полюбили кредиты на подержанные авто, но разлюбили платить

Россияне полюбили кредиты на подержанные авто, но разлюбили платить

Согласно данным на 1 июня количество просроченной задолженности по кредитам на подержанные автомобили составил 7,3 млрд рублей, что на 42% больше показателя на подобную дату прошлого года. Наряду с этим рынок кредитования на авто с пробегом за прошедшие 12 месяцев вырос на 30%, до 251,7 млрд рублей. Другими словами просрочка по ссудам на приобретение подержанных автомобилей растет стремительнее рынка.

Об этом говорится в изучении коллекторской компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» (имеется у «Известий»).

Традиционно сезон весна-лето в течении последних лет у россиян был временем приобретения нового автомобиля. 2014 год стал исключением и ознаменовался падением спроса на новые автомобили — продажи падают ежемесячно. Так, согласно данным «Автостат», по результатам первых пяти месяцев рынок упал на 12%, за весь год ожидается понижение в районе 8%. Во многом этому поспособствовало повышение цены новых машин (в 2014 году рост стоимостей может составить более 15%).

Россияне вынуждены разглядывать предложения на вторичке, где стоимость повышаеться в разы медленнее (не более 7% в год). Еще одним причиной стало завершение государственные программы субсидирования кредитов на приобретение новых авто, которая действовала в прошедшем сезоне и распространялась на машины дешевле 750 тыс. рублей.

Согласно данным «Секвойи», россияне всё чаще берут кредиты на подержанные автомобили: сектор кредитования приобретений авто с пробегом растет стремительнее, чем сегмент займов на новые машины. Так, первый сегмент за год прибавил 30%, до 251,7 млрд рублей (против роста 4%, до 748 млрд рублей по новым авто), а просрочка по ссудам на подержанные авто выросла на 42%, до 7,3 млрд рублей (против роста 34%, до 48 млрд рублей соответственно).

Вместе с продажами автомобилей на вторичном рынке растет и спрос на заемные средства для осуществления приобретения: в случае если в 2012 году в долг покупалось не более 14% автомобилей с пробегом, то в 2013 году ? уже 15%, а в 2014 году показатель увеличится до 18%, вычисляют в «Секвойе». За весь год количество этого кредитного рынка, как ожидается, увеличится на 36%, до 483,1 млрд рублей.

«Автостат» ожидает, что рост продаж по б/у в текущем году будет равна примерно 10% по отношению к прошлому году, а по результатам 2014 года в России будет зарегистрировано более 6,1 млн подержанных машин (в 2013-м — 5,6 млн, в 2012-м — 5,4 млн). Как показывает статистика, чаще всего на вторичном рынке берут в долг машины зарубежного производства ценой выше 600 тыс. рублей: Volkswagen Passat, Mercedes-Benz С-класса, BMW X5, Toyota Camry. Стоит подметить, что цена новых автомобилей данного класса варьируется от 1 млн до 4 млн рублей.

42-процентное повышение просрочки по кредитам на авто с пробегом «Секвойя» связывает с рядом факторов — ухудшением денежного положения населения в 2014 году (доходы граждан выросли всего на 3,3% при росте инфляции в 7%) и увеличением числа безработных (5,2% против 4,9% в 2013 году). Населению стало сложнее выполнять платежную дисциплину на фоне неспециализированного роста закредитованности, говорится в изучении (средний показатель по стране образовывает 1,3–1,4 кредита на должника).

Рост востребованности кредитов на подержанные машины в полной мере объясним: многие россияне стали отдавать себе отчет в том, что, выезжая из ворот автосалона, машина тут же теряет в цене 15–40% в зависимости от модели и марки и чем дороже авто, тем больше утраты в относительном выражении, ? говорят в «Секвойе». ? Исходя из этого приобретение 2–3-летнего авто (в большинстве случаев, зарубежного производства) в хорошем состоянии в долг есть для многих хорошим вариантом: сумма заемных средств меньше, ежемесячный платеж в разы отличается от выплат за новый, срок кредита в среднем 3 года против 5 лет на автомобиль с нулевым пробегом. Запрещено кроме этого не учитывать и менталитет значительной части россиян, для которых статусная машина, пускай кроме того и не новая, есть одним из предметов жизненной необходимости, а на новую у них не достаточно. Банки не рискуют, в особенности на данный момент, кредитовать таких заемщиков на суммы, превышающие 1 млн рублей.

По словам специалистов, уровень просрочки по кредитам на авто с пробегом пока не есть критическим. Глава аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что часть просрочки по кредитам на подержанные автомобили в общем количестве выданных ссуд, составившая на 1 июня 2,9%, значительно ниже доли валового показателя по розничному кредитному портфелю (5,3%).

Обстоятельство столь значительной отличия пребывает в том, что заемщики, опасаясь утратить любимую машину, платят по автокредитам значительно аккуратнее, чем по необеспеченным кредитам, — отмечает Осадчий. — Логично, что и годовой темп роста просрочки по кредитам на подержанные автомобили, составивший 42% на 1 июня, был ниже темпа роста просрочки по розничному кредитному портфелю в целом (48,2%).

Но аналитики предрекают, что просрочка в сегменте кредита на подержанные автомобили будет расти.

Сам рынок кредитования подержанных авто a priori более рискован: агенты — это небольшие и средние автосалоны, обычно трудящиеся «в серую». Меньше суммы кредитов если сравнивать с новыми машинами, менее качественный андеррайтинг, к тому же и понижение размеров начального взноса, что прямо воздействует на уровень дефолтности, — поясняет Герман Белоус, глава департамента розничного бизнеса СБ Банка. — Нельзя не учитывать и ужесточения политики кредитования банков в 2013 году, которое связано с действиями регулятора по охлаждению рынка потребкредитования.

Многие банки снизили требования по программам на приобретение подержанных машин, делая ставку на залоговое кредитование, но снова же в погоне за количествами не устранили и не до конца проанализировали причины дикого роста просрочки. Ну и, само собой разумеется, на рост просрочки повлияло заметное ухудшение экономической обстановке.

Специалисты кроме этого показывают на то, что сегмент кредитования на подержанные авто облюбован мошенниками, что кроме этого отражается на показателях просрочки.

Как правило платежи по кредиту прекращаются сразу после приобретения авто в долг, — говорит глава управления регионального взыскания Бинбанка Николай Вялов. — Такое поведение характерно кредитным мошенникам. Второй пример: необходимы финансовые средства, а из активов лишь б/у автомобиль. Автомобиль фиктивно продается аффилированному лицу, а для приобретения аффилированным лицом оформляется автокредит.

И вот уже имеются финансовые средства, более «автомобиль» и дешёвый кредит остался в пользовании. Позже деньги у таковой категории заемщиков кончаются, и кредит оказывается на просрочке.

«Известия»

СТОИТ ЛИ БРАТЬ КРЕДИТ? Денежная Грамотность

Темы которые будут Вам интересны: