Торможение на выезде («коммерсант»)

Государство, столкнувшись с хроническим падением спроса на машины, готово помогать производителям завоевывать внешние рынки, дабы к 2020 году каждая четвертая машина шла на экспорт. Для полной планов загрузки и выполнения правительства мощностей требуется побить все узнаваемые рекорды автоэкспорта как российских, так и советских времен. Автомобильные концерны поддерживают идею, но воплотить ее в судьбу пока не получается: мешают пошлины, снижение спроса на классических направлениях, политическая нестабильность.

Кризис затронул российский авторынок одним из первых, и до стабилизации, не говоря уже о восстановлении, еще далеко. Загрузка мощностей в начале года составляла всего 40%, фиксировал Минпромторг, продажи уменьшаются не только в стране, но и за предел. За январь—апрель, согласно данным ФТС, экспорт легковых автомобилей упал на 33%, до 21,9 тыс. штук, грузовиков — на 25,5%, до 3,8 тыс. штук. Наряду с этим в обновленной стратегии развития автопрома правительство делает ставку именно на заграницу.

К 2020 году, сказал в мае министр промышлености и торговли Денис Мантуров, экспорт обязан составить 25% от производства (в начале 2016 года – 7,7%).

Производители машин согласны, что экспорт может стать главным антикризисным направлением. КамАЗ в 2016 году собирается увеличить поставки за предел на 21%, до 7 тыс. грузовиков, АвтоВАЗ – более чем в полтора раза, до 50 тыс. автомобилей. Соллерс собирается нарастить долю экспорта в продажах не меньше чем до 30% за два-три года (на данный момент – 9%), несколько ГАЗ желает расширить долю экспорта в выручке с 20% до 25%, а к 2020 году довести ее до 50%.

С 2010 года количества автоэкспорта, как и продажи в Российской Федерации, росли – до 2013 года, а после этого понижались.

Но часть экспорта все-таки возрастает: по автомобилямс 2,4% в 2010 году до 6,6% (97,4 тыс. автомобилей) в 2015 году (в целом рынок в Российской Федерации упал за тот же период на 16%, до 1,48 млн автомобилей). Часть экспорта легкого коммерческого транспорта (LCV) за 2012-2015 годы выросла на 0,7 процента, до 5,8% (7 тыс. штук), при падении рынка на 42%, до 120 тыс. штук.

Однако до тех пор пока России не удалось достигнуть кроме того уровня экспорта машин из СССР, что во второй половине 80-х годов доходил до 365 тыс. автомобилей в год. Продажи шли не только в соцстраны: во второй половине 80-ых годов XX века в Англию послали 29,6 тыс. автомобилей, во Францию – 16,2 тыс. машин.

Сейчас для русских игроков главными рынками стали страны СНГ. По окончании них по продажам у АвтоВАЗа идут Германия и Египет, у Соллерса – Чехия и Монголия, у КамАЗа – Колумбия и Вьетнам, у группы ГАЗ – Египет, Лаос и Сербия. У всех производителей имеется замыслы росту продаж и выходу на новые рынки.

Торможение на выезде («коммерсант»)

Облака на границе

Локализованные в Российской Федерации зарубежные концерны по большей части ограничиваются маленькими поставками в государства ЕАЭС и на развитие экспорта очень не рассчитывают. Но на фоне резкого спада экспорта на Украину и в Казахстан (по окончании введения утилизационного сбора) и российский автопром теряет главные направления. У АвтоВАЗа в 2015 году поставки в Казахстан упали на 66%, до 14,3 тыс. автомобилей.

В Hyundai-Kia в текущем году ожидают сокращения экспорта в два раза, например, из-за снижения покупательной способности в Казахстане и СНГ. В компании претендуют на рост поставок на Ближний Восток, но признают, что это не разрешит сохранить прошлые количества.

Цена вопроса

На волне идеологии импортозамещения русские госслужащие и с их подачи последовательность представителей производителей машин стали декларировать инициативы по формированию экспорта: мол, при падении внутреннего рынка они обязательно будут фокусироваться на развитии экспортного потенциала. Действительно, неясно, откуда данный потенциал показался и имеется ли он по большому счету? Неужто понижение курса рубля столь очень сильно воздействует?

Кроме высокой доли постоянных затрат в себестоимости при падении рынка главными проблемами для русских игроков являются высокие логистические издержки, пошлины и нетарифные ограничения, поясняют в Соллерсе и на АвтоВАЗе. Во Вьетнаме ввозные пошлины достигают 70%, уточняют в группе ГАЗ, в Эфиопии – от 35% на грузовики и автобусы до 140% на машины , в Египте – 40% практически на всю технику, в Нигерии – 35% на LCV и 70% на автомобили . В Перу, Чили и Колумбии из-за отсутствия торговых соглашений российские автомобили облагаются повышенными пошлинами, додают на КамАЗе. Помимо этого, имеется затраты на сертификацию автомобилей и их адаптацию для государств со своеобразными техтребованиями, отмечают в группе ГАЗ.

Продажные авто

Среди вторых факторов, мешающих экспорту, на КамАЗе именуют низкие мировые стоимость бареля нефти, что ведет к понижению госрасходов в государствах, зависящих от экспорта углеводородов (Туркмения, Казахстан, Азербайджан, Ангола, Венесуэла, ОАЭ). А обстановка на Ближнем Востоке осложнена политической нестабильностью из-за войны в Сирии.

На рынках СНГ на фоне девальвации валют упала платежеспособность, а на обстановку в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке воздействует замедление экономики Китая. Помимо этого, в Индии и Китае сильны позиции местного автопрома, а в Индонезии господствуют японцы, имеющие замечательное лобби в правительстве, отмечают на КамАЗе.

Государство пробует устранить часть преград и уменьшить нагрузку экспортеров. Помощь экспорта включает кредитование с субсидированной процентной ставкой (ВЭБ, Росэксимбанк), страховую помощь (ЭКСАР) и предоставление госгарантий, говорят в Минэкономики. В 2016 году замысел действий предусматривает субсидии Русскому экспортному центру для финансирования части затрат на патентование, продвижение и сертификацию.

Количество финансирования будет выяснен по результатам первого полугодия, уточнили в министерстве. Помимо этого, в 2016 году государство выделило 3,3 млрд руб. субсидий на доработку и логистику автомобилей для экспортных рынков и их омологацию.

В Минпромторге признают цель 20-25% экспорта от общего производства амбициозной, но уверены в том, что лишь это сможет повысить устойчивость отрасли к колебательным процессам внутреннего спроса и продолжить развитие при негативной конъюнктуре. Это подразумевает, в первую очередь, помощь русских автомобилестроительные компаний с потенциалом роста поставок в Юго-Восточную Азию, Африку, на Ближний Восток и в Латинскую Америку.

Главная задача – активная помощь страны во входе русских брендов на новые содействие и рынки для завоевания доли, выделил заместитель министра Александр Морозов. Конкретные механизмы рассчитываем запустить со последнего полугодия,– добавил он.

Это выглядит через чур оптимистично

Не смотря на то, что компании и рады любой помощи, обещания государственныхы служащих они оценивают с опаской. На вопрос об эффективности субсидий в VW Group отмечают, что это зависит от доли помощи в неспециализированных логистических затратах, в частности от того, куда поставляется машина. В Hyundai-Kia вычисляют верным поддержать затраты на логистику до государств назначения, а не до границ РФ.

В группе ГАЗ соглашаются, что эффективность была бы большой, если бы субсидия охватывала и доставку по суше за границей. на данный момент начинается сотрудничество с Боливией, поясняют в компании, но у страны нет выхода к морю, и требуются значительные затраты для доставки техники из портов Чили. То же касается Пакистана, Монголии а также Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.

Помимо этого, в случае если по логистике до границы компенсируется до 80% затрат, то компенсации фрахта – лишь 50%, подчеркивают в группе ГАЗ, считая, что компенсация 80-100% цены морских и сухопутных перевозок на главных направлениях (Египет, Вьетнам, Иран, Куба) всецело нивелировала бы преимущество соперников. За пределами субсидии остаются и затраты на обработку груза в портах РФ, каковые достигают $600 на единицу техники,– заключают в концерне. В VW Group выделяют, что предлагали экспортно-импортную схему – за экспорт автомобиля давать компании баллы, каковые возможно зачесть в импортных пошлинах.

В Соллерсе и Renault уверены в том, что вопрос входных барьеров на рынках обязан решаться за счет активной политики по созданию региональных торговых партнерств и заключению соглашений о территориях свободной торговли. В марте для снятия заградительных барьеров был подписан протокол между Ханоем и Москвой о помощи выпуска автомобилей во Вьетнаме. Кроме этого в ЕЭК говорят о принятом ответе начать переговоры о создании ЗСТ с Сербией и Израилем, ведется подготовка к переговорам с Египтом, Ираном и Индией.

Не обращая внимания на самих производителей и активность государства, свободные интернациональные консультанты до тех пор пока оценивают возможности роста экспорта автомобилей из России сдержанно. В McKinsey отмечают, что у последовательности участников рынка часть экспорта в производстве достигает 10-15%, но в безотносительных значениях это мало – в пределах 10 тыс. автомобилей. В СНГ специалисты не видят особенных возможностей для роста, подчеркивая глобальный избыток мощностей в мире, и интерес Северной Ближнего Африки и стран Востока к формированию собственного автопрома.

Согласно расчетам PwC, продажи автомобилей в Российской Федерации к 2020 году составят около 2,2-2,3 млн штук при нынешних мощностях в 3 млн. Другими словами для полной загрузки на экспорт к 2020 году должно уходить около 600-700 тыс. автомобилей в год (23-27%), в то время как рекорд постсоветских времен – 169 тыс. машин (2013 год). КамАЗ обещает к 2020 году экспортировать около 21 тыс. автомобилей в год, замыслы АвтоВАЗа в 2015 году были на уровне 100 тыс. автомобилей (по факту 30 тыс.).

С учетом этих больших игроков остальные должны выйти на уровень продаж за предел 579 тыс. автомобилей. Согласно точки зрения специалистов PwC, это выглядит через чур оптимистично.

«Коммерсант»

Как верно тормозить. Методы торможения.

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: