Выезд со дна

Министерства экономики ожидает маленького роста продаж новых машин в 2016 году – в первый раз за три года постоянного падения. Производители машин опасаются, что рост станет предлогом для сворачивания программ господдержки.

Начало восстановления

В 2016 году рост продаж новых автомобилейможет составить 0,4% (в 2015 году они должны составить 1,5–1,7 млн), говорится в проекте прогноза развития экономики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, размещенном на сайте Министерства экономики.

Министерства экономики ожидает восстановления рынка со следующего года по окончании трех лет постоянного падения. Согласно данным агентства «Автостат», в 2013 году авторынок уменьшился на 6%, в 2014 году – на 10,3%, до 2,34 млн штук. В текущем году, по различным оценкам, продажи автомобилейсмогут упасть еще на 15–35%, до 1,5–1,7 млн штук.

Прогноз государственныхы служащих был более пессимистичным, чем дававшиеся ранее экспертные оценки. Так, в соответствии с базисному сценарию Boston Consulting Group (BCG), рост продаж машин в 2016 году обязан составить 10,5%. PricewaterhouseCoopers ожидает роста на 4,4%.

В 2017–2018 годах, по оценкам Министерства экономики, рост производства будет выше – на 10 и 8,5% соответственно. Но до отметки 2014 года за следующие три года отрасль не восстановится. С учетом этого прогноза мощности автопрома к 2018 году будут загружены чуть выше, чем наполовину.

Минпромторг ранее прогнозировал среднегодовой рост рынка в 2017–2018 годах на уровне 7%.

Производство не вырастет

Динамика производства автомобилейв 2016 году кроме этого останется на уровне этого года (рост на 0,3%), полагают в Глава горадминистрации. По данных Росстата и оценкам Мин-

экономического развития, в 2015 году в Российской Федерации будет выпущено 1,37 млн автомобилей – на 21,2% меньше, чем в 2014-м. Падение производства автомобилей обусловлено сокращением настоящих располагаемых финансовых доходов, и нарастающей экономической нестабильностью, говорится в материалах министерства. В мае ведомство прогнозировало сокращение производства в 2015 году на 18–20%.

Загрузка мощностей по производству машин в 2015 и 2016 годах будет равна примерно 46%.

Производители машин пока не раскрывают производственные замыслы на 2016 год. Не обращая внимания на восстановление рынка, АвтоВАЗ, напротив, может сократить количество выпуска автомобилей. Согласно данным сайта «Русский автомобиль», которому удалось ознакомиться с производственным замыслом тольяттинского автомобильного завода, в 2016 году предприятие с учетом дочерней «ИжАвто» собирается собрать 380,4 тыс. автомобилей, а также по договору для альянса Renault-Nissan. Замысел

АвтоВАЗа на 2015 год – 538 тыс. машин, другими словами понижение количеств производства в 2016 году может составить 30%. Завод может сократить сборку, сняв с конвейера модель Lada Priora и удлиненную версию джипа 4х4, информирует сайт ссылаясь на материалы компании. Представитель АвтоВАЗа замыслы не раскрывает.

Сокращение производства на 20% допустил и представитель Sollers, но лишь в случае если правительство отменит меры помощи спроса на машины.

Без господдержки роста не будет

Производители машин опасаются, что восстановление рынка станет предлогом для сворачивания программ господдержки по стимулированию спроса на новые машины. О таковой возможности, например, 20 октября сказал журналистам торговли и министр промышленности Денис Мантуров. «Мы рассчитываем, что экономика будет неспешно разогреваться и автомобильный рынок будет неспешно восстанавливаться и без целевой господдержки», – заявил он журналистам, отвечая на вопрос, какой количество субсидий автопрому рассматривается на 2016 год (цитата по Интерфаксу).

С конца 2014 года в Российской Федерации действуют пара программ стимулирования спроса на машины. Это программа обновления автопарка (утилизация и trade-in), и льготное автокредитование и автолизинг. В целом за два года государство выделило на них 42 млрд руб.

В 2015 году по всем программам будет реализовано около 500 тыс. автомобилей – приблизительно треть от общего объема продаж новой техники.

При отсутствии господдержки автопрома в 2016 году прогноз Министерства экономики не осуществится, дают предупреждение производители машин. Без нее продажи машин в следующем году смогут упасть на 20–30%, до 1,2–1,3 млн штук, заявил несколько дней назад глава комитета производителей машин Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. Мантуров, но, оговорился, что решения о продлении господдержки до тех пор пока нет.

«Мы не ожидаем оживления рынка в следующем году, исходя из этого думаем, что национальные меры помощи нужно продлевать на 2016 год, поскольку они значительно поддерживают рынок и стабилизируют продажи», – заявил РБК представитель Ford Sollers. Так же вычисляют и на АвтоВАЗе. В условиях нестабильного спроса продление госпрограмм помощи авторынка в 2016 году – очень важная мера и есть дополнительным стимулом увеличения производства и роста продаж, считают в Sollers. «Мы признательны за все меры помощи автопрома», – говорит представитель Hyundai Motor Manufacturing Rus.

Отсутствие господдержки авторынка и предстоящее падение продаж машин может стать обстоятельством массовых сокращений и среди дилеров, много раз заявлял президент Русском ассоциации автодилеров (РОАД) Владимир Моженков. Он утвержает, что мощности дилеров вычислены на продажу 3 млн машин в год.

Фактор Казахстана

В собственном прогнозе Министерства экономики не ожидает от производителей машин расширения экспорта, отмечают менеджеры двух больших фабрик. О жажде расширить количества внешних продаж в этом году заявили практически все автомобильные компании, трудящиеся в России. Их замыслы смогут провалиться из-за падения продаж на наибольшем экспортном рынке русских производителей машин – в Казахстане, поясняют источники РБК.

Согласно данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в январе–августе в стране было реализовано 68,7 тыс. машин – на 35,4% ниже, чем за тот же период 2014 года. Девальвация тенге будет давить на спрос в стране и в 2016 году, уверены собеседники.

По словам представителя Sollers, компания планирует рост экспорта за счет рынков дальнего зарубежья – Центральной Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. «Помимо этого, сейчас мы изучаем возможность открытия сборочных производств машин УАЗ во Египте и Вьетнаме», – добавил он. Представитель Hyundai Motor Manufacturing Rus. подчернул, что ежегодный уровень экспорта компании образовывает порядка 10%. Ford Sollers разглядывает рынки СНГ и верит в потенциал Казахстана.

Помимо этого, темпы восстановления авторынка названы Министерства экономики ниже ожидаемых значений – это может привести к очередной волне сокращений персонала на автосборочных фирмах, говорят сотрудники фабрик. Однако в Sollers, Hyundai Motor Manufacturing Rus., Ford Sollers, Kia Motors Rus РБК объявили, что сокращений персонала в 2016 году несобираются. Другие российские производители машин на запрос РБК не ответили.

В первых числах Октября первый помощник главы комитета Государственной думы Владимир Гутенев заявил о вероятном сокращении до 6 тыс. работников АвтоВАЗа.

Выезд со дна

«РБК daily»

Выезд полуторки по окончании реставрации

Темы которые будут Вам интересны: