Елена кузнецова, директор по маркетингу uz-daewoo (motorpage.ru)
Русский потребитель – особый. Продолжительное время лишенный многообразия марок и моделей, свойственного государствам с развитой рыночной экономикой, он словно бы пытается наверстать потерянное и демонстрирует высокую потребительскую активность, несмотря на кризисы, ставки по кредитам и другие угрозы. Но так ли уж он безоглядно экспрессивен в выборе автомобиля?
О потребительских трендах на автомобильном рынке порталу MotorPage.ru поведала Елена Кузнецова, директор по маркетингу Uz-Daewoo.
– Имеется познание, машины каких ценовых сегментов будут самый пользуются спросом в ближайшие год-полтора?
– Посткризисное восстановление автомобильного рынка все еще длится. Наровне с такими общеизвестными параметрами интенсивности этого процесса, как восстановление экономики, рынка кредитования, рост индекса потребительской уверенности, главное значение получает более сущностный фактор – выход на рынок новых моделей в бюджетном сегменте. Это уже проявление активности конкретно со стороны производителей машин. Такие решения, непременно, продиктованы близлежащей возможностью.
А до тех пор пока рынку не достаточно того самого количества, которое после этого переходит в уровень качества. Хорошо как мы знаем, что по мере насыщения спрос начинает двигаться от недорогих машин в сторону более респектабельных моделей. на данный момент возможно замечать постепенное, достаточно медленное, но все-таки смещение спроса в сторону сегмента машин ценой 400-650 тыс. рублей.
Но данный сегмент растет не за счет вторых категорий. Скорее, он показывает более заметную динамику: успешный старт Hyundai Solaris, VW Polo Sedan, стабильный спрос на Ford Focus. На подходе – Lada Granta. Последний факт убедительно подтверждает – в ближайшие год-полтора бюджетные машины будут вне конкуренции. Когда-то, пятнадцать лет назад, Nexia стала первой дешёвой для обитателей России иномаркой.
И до сих пор машины Uz-Daewoo пользуются спросом среди россиян. Об этом бесстрастно говорит статистика продаж: машины брэнда традиционно входят в топ-10 среди реализовываемых иномарок. Matiz уже чуть не десятилетие лидирует в классе «А». Возможно сделать вывод пара более обобщающий, нежели тенденции автомобильного сегмента: до тех пор пока в стране не сформируется полноценный рынок и полноценный средний класс, – будет высок спрос на недорогие товары.
А также – бюджетные машины.
– Продолжится ли рост популярности хэтчбеков, либо мы снова заметим всплеск спроса на седаны, как более респектабельные машины?
– Седан – это не только более респектабельный автомобиль, но и более практичный. В хетчбэке, в большинстве случаев, места достаточно лишь для пассажиров. Универсальность машин в кузове седан прямо отражается на выборе клиентов – в 2010 году на седаны было нужно 39% рынка, в то время как на хетчбэки – лишь 28%. У нас приблизительно такое же соотношение между количествами продаж седанов Nexia и хэтчбеков Matiz, первые стабильно опережают вторых на 35-40%.
Ожидать кардинальных трансформаций этого соотношения не приходится. Для большинства россиян автомобиль – это «и швец, и жнец», а до распределения статусных и хозяйственных функций между несколькими машинами в раздельно забранной семье нам еще далеко. В случае если индивид либо семья может позволить себе лишь одну машину – это будет, вероятнее, полифункциональный седан.
– Делаете ли Вы ставку на базисные комплектации, либо громаднейший спрос придется на более богатое оснащение автомобиля?
– До тех пор пока на рынке в общем громадным спросом пользуются базисные комплектации. Для машин Uz-Daewoo это также актуально. Но у нас пара второй подход к понятию «базисная комплектация». Имеется версия Low cost, предельно недорогая, созданная в самый пик кризиса. Спрос на нее на данный момент мал. И имеется базисные варианты. К примеру, для модели Matiz их пять.
Такая линейка запланирована на различные приоритеты потребителей кроме того с маленьким бюджетом. Вторая точка большого спроса у нас приходится на большие комплектации. У Uz-Daewoo много постоянных клиентов, каковые обновляют прошлую версию любимой модели на более оснащенную.
Предполагаем, что в ближайший год случится маленькое выравнивание, корректировка спроса в сторону более дорогих комплектаций. Действительно, нет уверенности, что это станет долгосрочной тенденцией, скорее – в рамках возвращения рынка к докризисным реалиям.
– Требуется ли на данный момент, по-Вашему, ценовое стимулирование спроса?
– Ценовое стимулирование спроса нужно неизменно, вопрос – какими способами. С началом кризиса большая часть производителей проводили прямое стимулирование – методом скидок, субсидирования. Государство запустило программу утилизации.
И мы, за ним, организовали подобную программу, причем оплачивали соответствующую пошлину за утилизацию сами, уменьшая затраты клиента на новый автомобиль. на данный момент прямые ценовые скидки для большинства популярных моделей не пользуются спросом. Значительно ответственнее – сохранить лояльность клиентов, а для этого в большей мере подходят BTL-акции, ко-брэндинг, долговременные программы лояльности, социальные проекты – более сложные с позиций подготовки и исполнения инструменты.
Также, элементом ценового стимулирования остается фактически ценовая политика. Производители сконцентрированы на удержании уровня стоимостей. У нас, к примеру, в течении всего кризисацены на Nexia и Matiz оставались фактически неизменными.
За время кризиса клиент стал более разборчивым, и сейчас каждое увеличение стоимостей должно быть обоснованным. Сейчас он совершенно верно знает, за что именно готов доплатить при других равных: за опции комфорта, вместительный багажник либо безукоризненный двигатель. При равной стоимости двух машин кому-то принципиально важно, что машина так понятна, что ее возможно обслуживать в ближайшем гараже, а кому-то – что на ней установлен проверенный двигатель известной марки.
– Какой процент продаж будет осуществляться в долг? И планируете ли Вы сами предлагать клиентам какие-то кредитные программы?
– Мы еще в 2009 году вместе с банками–партнерами запустили программу субсидированного кредитования Uz-Daewoo Finance. Нужно заявить, что к 2011 году по данной программе клиент имел возможность выбрать уже из 100 с лишним рассрочки и вариантов кредитования. Это именно было одной из целей проекта – обеспечить максимально широкую палитру кредитных предложений. Банки в этом вопросе прислушались к нам. на данный момент продажи в долг у различных дилеров Uz-Daewoo варьируют от 30 до 50%.
В прошедшем сезоне стартовал проект Uz-Daewoo Leasing, направленный на облегчение условий приобретения Nexia и Matiz для среднего бизнеса и нужд малого. Что касается прогноза, то на данный момент автомобильный рынок находится в фазе некоего замедления продаж в долг. Дальше все будет зависеть от кредитной политики и экономической ситуации банков.
– Ожидаете ли Вы ужесточения борьбы, либо места на рынке так же, как и прежде всем хватит, потому, что он все еще малонасыщен?
– Места совершенно верно всем хватит, но борьба, вне сомнения, будет увеличиваться. Российский рынок, как и каждый развивающийся, более привлекателен для производителей машин, чем сложившиеся, устоявшиеся, насыщенные рынки, каковые требуют изощренных маркетинговых ходов. В сегменте недорогих машин, в силу их большей востребованности, борьба обострится посильнее.
Renault Logan, Zaz Chance, Lada на данный момент, Hyundai Accent, китайские модели – соперников много, но это лишь стимулирует. Сейчас автомобильный рынок – это рынок клиента. Клиент задает темп и диктует собственные правила игры, а автопроизводителям направляться подстраиваться под спрос и искать пути понижения издержек, учитывать рыночную конъюнктуру, выстраивать логистику, важное внимание уделять работе с дилерами.
Успех будет этими фундаментальными параметрами определяться, а маркетинговые коммуникации – только верхняя часть айсберга.
– Планирует ли Uz-Daewoo расширять собственный присутствие на русском рынке?
– В 2010 году рыночная часть Uz-Daewoo в среднем по СНГ составила 3,9%. Продажи в Российской Федерации выросли на 45%. У компании наибольшая в Российской Федерации дилерская сеть. На территории страны брэнд представлен практически в 100 населенных пунктах: от «миллионников» до райцентров.
Число точек продаж превысило 150 автосалонов. Отечественная стратегическая задача – сохранить рыночную долю. Учитывая неспециализированный рост рынка, это практически свидетельствует рост продаж в полном выражении, что мы и планируем. Будем развивать дилерскую сеть, в особенности в Сибири, на Дальнем Востоке. Но основное для нас – не экстенсивное расширение, а качественный рост.
Данный приоритет серьёзен на всех уровнях: от производства до послепродажного обслуживания. Это именно то, что позволяет увеличить присутствие на рынке в качественном смысле: создавать качественные машины и выстраивать стабильные долговременные отношения со собственными сообществами.
MotorPage.Ru