Авторынок 2016: выживут сильнейшее

Авторынок 2016: выживут сильнейшее

На 7-й опытной конференции русских автомобильных дилеров, которая прошла 22 октября в строении Торгово-промышленной палаты РФ, ведущие специалисты подвели промежуточные итоги 2015-го автомобильного года и определились с возможностями на год 2016-й.

Владимир Моженков, президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД)

Самое хорошее в нынешней обстановке – сохранилось ядро дилеров,  главные игроки остались и занялись внутренней эффективностью бизнеса. Все знают, что на данный момент инвестировать запрещено. Улучшается борьба за клиента, в связи с чем расширяется спектр одолжений.

Это также крайне важно, по причине того, что количество клиентов, готовых приобрести автомобиль, уменьшается. Если бы не программа господдержки, рынок не вышел бы на уровень 1,6 млн. машин, а был бы еще на 200 000-300 000 реализованных автомобилей меньше.

В структуре доходов дилеров на первый замысел все активнее выходит бизнес машин с пробегом. Остается еще сервисный потенциал, по причине того, что пока не выстроили полностью взаимоотношений, дабы клиент приезжал на официальный сервис кроме того сразу после приобретения автомобиля. У дилеров имеется еще возможности для упрочнения бизнеса, но многие пологали, что повторится обстановка кризисов 1998 и 2008 гг., в то время, когда через год начиналось восстановление рынка.

А в марте 2016 г. исполнится уже три года, как мы падаем. И дальше экономика будет падать, по причине того, что барометр – это автопром. До тех пор пока в нем положение не улучшится, думаю, продолжит падать и вся экономика. В целом обстановка заставляет дилеров стремительнее шевелиться, больше думать.

Выживут сильнейшие.

Что касается следующего года, то в августе 2015 г. от имени РОАД мы направили письмо в правительство прося выделить на три программы господдержки 30 млрд. руб. и повысить пороговую цену автомобиля по льготным кредитам до 1,5 млн. руб. Нам бы кроме этого хотелось сделать следующий ход в развитии программы лизинга для физических лиц и принять европейские правила. В Европе, в то время, когда физическое лицо берёт автомобиль, то человек не платит НДС.

Возможно по данной программе сделать ограничение по цене автомобиля до 1,5 млн. руб. Если бы такие правила были приняты, мы имели возможность бы кратно, с 20 000 до 120 000 расширить количество продаж в лизинг. Созданный за последние годы российский автопром способен производить до 3 млн. машин в год.

Для этого количества требуется порядка 4000 дилерских фирм, т.е. столько, сколько имеется на данный момент. Автопром не сможет преодолеть сложный период без развитой дилерской сети. Будем сохранять надежду, что такая помощь будет. В случае если же нет, то отечественный рынок провалится на 300 000-400 000 машин в 2016 г., а это увольнение десятков тысяч сотрудников дилерских сотрудников и предприятий автозаводов.

Тогда проиграют все. на данный момент главная задача – создать спрос. Будет спрос, экономика будет выживать. 

Я верю в российский рынок. Из-за чего? Автопарк России насчитывает более 41 млн. машин, средний срок эксплуатации автомобиля более 13 лет,  значит, имеется потребность в обновлении автомобилей.

Российская Федерация – страна автомобилистов, страна строящихся дорог, исходя из этого мы обречены заметить рост рынка. Вопрос в том, в то время, когда это случится.

Йорг Шрайбер, глава комитета производителей машин Ассоциации европейского бизнеса в Российской Федерации

Российский рынок за три квартала 2015 г. сократился практически наполовину если сравнивать с тем же периодом рекордного 2012 г. Большая часть участников комитета производителей машин сходится на том, что последний квартал 2015 г. будет весьма тяжелым при сопоставлении с тем же периодом 2014 г., в то время, когда на фоне слабеющего рубля наблюдался ажиотажный спрос.

По последнему прогнозу Комитета, неспециализированное падение за год составит 37%, что соответствует уровню продаж новых легковых и легких коммерческих машин в 1,57 млн. штук. Но прогноз на 2016 г. оказывается еще меньше. В 2015 г. значительный количество продаж машин в Российской Федерации обеспечили клиенты из Белоруссии и Казахстана. Можем ли мы рассчитывать на такой же приток клиентов из соседних государств в 2016 г.? Вероятнее, нет.

По отечественным прикидкам, в лучшем случае, при наличии программ господдержки мы выйдем в следующем году на тот же уровень, что и в 2015-м. В нехорошем – рынок составит 1,2-1,3 млн. новых машин. Но мы уточним отечественный прогноз в последних месяцах года.

Александр Морозов, торговли министра и заместитель промышленности РФ

Согласно данным «Росстата», по результатам девяти месяцев 2015 г. Российская Федерация есть пятым автомобильным рынком в Европе, но в целом картина достаточно тяжелая. Значительное сокращение отечественного рынка случилось во многом из-за понижения импорта.

Потом желал бы подчернуть, что в 2015 г. государство приняло беспрецедентный комплекс мер по помощи автомобильного рынка. Благодаря стартовавшим в первом полугодии 2015 г. программам обновления автопарка, льготного лизинга и льготного кредитования нам удалось на сегодня реализовать более 400 000 машин. Так, запущенная 1 апреля 2015 г. программа льготного кредитования пользуется большим спросом.

В рамках данной программы подано 711 688 заявок на получение кредита, из которых 378 473 одобрены.

Формирование портфеля брендов с высокой степенью локализации – главная задача дилеров в 2016 г.

Программа обновления парка, именуемая в народе программой утилизации, кроме этого реализуется стабильно с 1 января 2015 г. Она с учетом продаж по Trade-in разрешила реализовать 262 723 автомобиля. Наконец, программа льготного лизинга, к участию в которой в первый раз были допущены физлица, с середины мая 2015 г. разрешила заключить 28 163 договора лизинга, из которых 1 279 с физическими лицами.

Это, само собой разумеется, капля в море, но мы вычисляем лизинг самым передовым инструментом владения автомобилем, и, по отечественным прогнозам, неспешно количество таких сделок будет возрастать. Но эта программа испытывает недостаток в корректировке, потому, что ее довольно часто применяют для приобретения дорогих машин ценой от 1,5-2 млн. руб. В условиях недостатка бюджета это расточительно.

По отечественным прогнозам, в целом за 2015 г. будет реализовано 1,5-1,6 млн. новых машин, из которых до 500 000 придется на купленные по программам господдержки. Без реализации этих программ падение автомобильного рынка России было бы катастрофическим.

Что касается 2016 г., то тут аналитики разглядывают два главных сценария. При цене нефти, стабилизировавшейся на уровне $50 за баррель, экономика будет приспособиться. При драматическом понижении стоимости одного бареля нефти последствия окажутся тяжелыми.

Какая будет наряду с этим модель экономики, не обращая внимания на обилие прогнозов в прессе, на специальных сайтах, думаю, не знает никто. Исходя из этого, в 2016 г., непременно, разумно делать ставку на продвижение продукции с высокой степенью локализации. При реализации негативного сценария меры господдержки будут концентрироваться на отечественном производстве.

Считаю, что формирование портфеля брендов с высокой степенью локализации – главная задача дилеров в 2016 г. Сохраняю надежду кроме этого, что экономическая события будут благоприятна. Какая государственная помощь [автомобильному рынку] будет в следующем году? Я похож на выпускника кафедры астрологии? Будем пристально смотреть за развитием обстановки и держать руки крестиком.

В случае если нефть отправится вверх, все будет прекрасно.

Сергей Целиков, председатель совета директоров аналитического агентства Автостат

В начале 2015 г. было ожидание, что обстановка сложится хуже, чем получается на деле. Случилась стабилизация, действительно, стабилизация «внизу», но и это радует. Мы практически достигли дна, падать дальше некуда.

Имеется в стране определенное количество людей, которое неизменно с деньгами. Имеется те, у кого денег мало, но им нужно поменять машину, поскольку машины бьются, ломаются, у людей изменяются потребности в связи с рождением детей.

Эти 100 000 клиентов в месяц постоянно будут пребывать, и мы к этому порогу уже спустились. Обязана случиться какая-то трагедия, дабы это число уменьшилось. Но для того чтобы, даст Всевышний, не случится. Плюс еще 20 000-30 000 реализованных машин в месяц снабжают программы господдержки. На горизонт в 140 000 реализованных машин, включая легкие коммерческие, в месяц уже возможно ориентироваться.

В случае если произойдёт провал, то сезонный: январь-февраль 2016 г. будут, вероятнее, «глухими».

Часть SUV прекратила расти, и целый 2015 г. идет смещение количеств продаж в сторону моделей малого класса. В фаворитах Hyundai Solaris, Kia Rio, Lada Granta, Renault Logan чуть прибавил. И еще один тренд – концентрация рынка около маленького числа массовых моделей. на данный момент 10 самые популярных моделей забирают приблизительно половину рынка, а раньше данный показатель был в разы меньше.

Premium-сегмент, на что приходится около 10% продаж, чувствует себя лучше рынка в целом: в premium падение продаж относительно прошлого года 21%, в массовом – 34%. Средняя удельная стоиость на машину за три квартала выросла на 25%. В будущем мы ожидаем постепенного увеличения стоимостей, потому, что идет их адаптация к курсу американского доллара, поскольку в стоимости автомобиля преобладает валютная составляющая, не смотря на то, что часть автомобилей и планирует в Российской Федерации.

При прогнозах главным причиной есть курс американского доллара. Экономика еще не приспособилась к уровню 50-70 руб. за американский доллар. Это займет два-три года. Дальше, вся отечественная экономика зависит от нефти. Выстроенная нами математическая модель говорит о том, что при стоимости барреля нефти $50 отечественный автомобильный рынок отправится дальше вниз, и лишь при цене барреля более $70 вероятен рост рынка.

На стоимость бареля нефти мы воздействовать не можем, исходя из этого нам нужна государственная помощь, дабы не ждать падения продаж на 50% по результатам первых трех месяцев 2016 г.  В случае если такая программа господдержки в 2016 г. обеспечит продажу до 500 000 машин, тогда мы можем завершить год в маленьком плюсе. Без таковой программы отечественный уровень в 2016 г. – 1,2-1,3 млн. реализованных новых машин. Что будет дальше, мы не знаем.

Я отыскал в памяти стишок из детства: «Если вы утоните и ко дну прилипните – ничего, потерпите, а позже привыкните». Нет, в случае если нефть будет $80 за баррель, то все будет прекрасно…

Наталья Орлова, основной экономист Альфа-банка

Все обеспокоены обстановкой с нефтью, но у нас неприятность не столько конъюнктурная, сколько связана со структурной обстановкой в экономике. К сожалению, у нас имеются структурные ограничения темпов экономического подьема. Они внутренние, а не внешние.

Уже в 2011, 2012 гг. экономика не имела возможности расти стремительнее 2% в год, но по факту было 4% из-за электорального цикла. В 2000-ые гг. у нас было не хватает производственных инвестиций. Было большое количество инвестиций в торговлю, обслуживающую структуру.

Помимо этого, на данный момент в экономике недостаток трудовых ресурсов: с 1989-го по 2012 г. население в возрасте до 20 лет сократилось с 44 до 30 млн. человек. на данный момент кроме этого изменяется модель роста. В последние 15 лет у нас был весьма стремительный рост потребления на базе кредитов. В 2014 на данный момент. уровень потребления домохозяйств если сравнивать с 2008 г. вырос на 22%, в то время как ВВП лишь на 6%. Но сейчас другая обстановка.

Это связано с введением в прошедшем сезоне плавающего валютного курса. Плавающий валютный курс свидетельствует девальвацию, т.е. население платит за кризис, по причине того, что оно в рублевой территории. Ответ о девальвации рубля показывает, что помощь бюджета, что пополняется по большей части за счет валютной выручки экспортеров, делается серьёзнее поддержания потребления населения.

Ранее социальные затраты в консолидированной структуре бюджета были первостепенными. С 2007 по 2014 гг. их часть выросла с 40 до 60%. Но сейчас у нас возросли затраты на оборону, что, а также, есть отражением геополитической обстановке. В ближайщее время борьба между социалкой и оборонкой в бюджета будет, вероятнее, увеличиваться. Исходя из этого на данный момент в бюджете нет ресурсов на поддержание потребления, в то время как в текущем году затраты на оборону достигнут максимума за 15 лет.

Кредитная нагрузка, которая оказывала громадную помощь потреблению и экономическому росту, увеличивается . То кредитное плечо, которое население накопило к данному моменту, его нужно обслуживать, а ставки высокие. Имеется курьезная статистика: у нас в прошедшем сезоне все кредиты, которое население забрало, пошли на уплату процентов [по ранее забранным кредитам]. Суммарно по банковской совокупности кредитование прекратило быть драйвером роста.

Но мы приближаемся к электоральному циклу, и каким бы твёрдым ни был бюджет 2016 г., в 2018 г. социальные приоритеты возвратятся в повестку дня. Это пара смягчает процесс ухудшения модели положения и изменения роста населения. Но по окончании 2018 г. весьма громадна возможность трансформации обстановки с подоходным налогом. Увеличение налогового бремени на население, само собой разумеется, будет по возможности откладываться, но это новый фактор, воздействующий на динамику потребления.

Применительно к вашему рынку это указывает, что население будет иметь меньше ресурсов на приобретение машин.

Обстановка  с курсом рубля остается сверхсложной. Но самое громадное беспокойство приводит к отсутствию до тех пор пока факторов, каковые разрешили бы преодолеть стагнацию в экономике. Быть может, по окончании 2018 г. покажется более активная повестка экономических реформ…

«Машины»

Авторынок 2018, Владивосток, что с стоимостями? Зелёнка

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: