Автохлам из программы утилизации вернулся на дороги
До 44% реализованного по утилизации автотранспорта возвратилось на вторичный рынок или послано на гаражную разборку для продажи изношенных агрегатов и узлов. Об этом «Известиям» заявили в ассоциации отходов и переработчиков лома тёмных и цветных металлов, утилизации транспортных средств «Руслом.ком».
В организации уверены в том, что недобросовестные утилизаторы и дилеры автомобилей применяют правительственную программу помощи автобизнеса и обновления автопарка страны (на 2014 год на нее выделено 12,9 млрд рублей) для незаконного обогащения. В Минпромторге признали наличие неприятности.
– Автомобили оформляются как утилизированные, но вместо пунктов приема металлолома они или полностью попадают на вторичный рынок, если они в более-менее работоспособном состоянии, или идут в так именуемые гаражные разборки с последующей продажей на запчасти, – говорит начальник департамента аналитики ассоциации «Руслом.ком» Михаил Родионов.
По словам собеседника, исходя из статистики Минпромторга за сентябрь-ноябрь, конкретно в утиль (программа предусматривает кроме этого обмен машины по совокупности «трейд-ин») отправилось 70 тыс. машин. Из их числа до участников саморегурегулируемой организации «Руслом.ком» по состоянию на 9 декабря добралось только 39,5 тысяч машин (56%). Остальные 30 тыс. автомобилей ушли к компаниям, каковые не входят ни в одно опытное сообщество.
В «Руслом.ком» выделяют, что лишь его кандидаты и члены на вступление в ассоциацию владеют 100% шредерных мощностей (13 промышленных шредеров) России. Те, у кого дробилок нет, вынуждены перерабатывать ветхую технику посредством пресс-ножниц, резать автогеном или пускать под пресс, а после этого реализовывают лом сталеплавильным комбинатам – это значительно более трудоемкий процесс и менее удачный бизнес.
Прямых фактов недобросовестности «тёмных утилизаторов» у ассоциации «Руслом.Ком» нет, но в качестве дополнительного аргумента в компании утверждают, что в некоторых областях (Кировская область, регионы Южного федерального округа) дилеры накапливали на складах «автохлам». По нынешней программе кое-какие автомагазины без принуждения взяли на себя обязанность свозить утиль на переработку, автомобили в ГИБДД для снятия с учета везти не обязательно. Но до утилизаторов данной области автохлам так и не доехал, уверен Родионов.
– В случае если везут автомобили на утилизацию в второй регион, то по большому счету непонятна экономическая целесообразность для того чтобы проекта, – продолжает утилизатор. – Нам жаловались и подмосковные утилизаторы: стоит на приемке зазеваться, подъезжают люди то ли с брянскими, то ли с орловскими номерами, о чем-то скоро договариваются с автовладельцем и направляются в каком-то втором направлении.
Он утвержает, что «тёмные утилизаторы» соблазняют автолюбителей, захотевших воспользоваться госскидкой тем, что кроме справки (которая предъявляется при покупке нового автомобиля в рамках государственные программы) они приобретают за ветхую машину хоть какие-то деньги.
– Вдобавок нынешняя программа предусматривает утилизацию грузовиков. К примеру, лишь один ветхий мотор «КамАЗа» потянет тысяч на 15 рублей, – пояснил собеседник. – Акт об утилизации не является документом строгой отчетности – это собственного рода аналог обычного акта сдачи-приемки, каковые оформляют юридические лица при передаче какого-либо имущества.
Продавцы, со своей стороны, эти документы наровне с копиями контрактов приобрели-продажи отправляют в Минпромторг, что ведет только документарный контроль утилизации. В Минпромторге признают наличие неприятности, но не видят в этом громадной опасности, считая масштабы злоупотреблений малыми.
– К сожалению, нам известны факты недобросовестного поведения утилизаторов, каковые вместо утилизации автомобилей снова производят их на рынок. Но эта неприятность относится к сфере права и такие компании должны нести ответственность в уставленном порядке, – сказал «Известиям» помощник министра Минпромторга Андрей Дутов. Документы на такие авто фабрикуются, а номера двигателей перебиваются – это наказывается по статье 326 УК о подделке/уничтожении идентификационного номера транспортного средства.
В ведомстве, но, уверенны, что такие случаи единичен. По словам Дутова, в Российской Федерации действует порядка 13,5 тыс. организаций, каковые имеют действующие лицензии на деятельность по сбору, применению, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и оснащены и подготовлены для обращения с ломом тёмных и цветных металлов.
– При утилизации автомобиля мы рекомендуем обращаться в местный «вторчермет» – в том месте автомобиль гарантированно утилизируют по всем правилам, – порекомендовал заместитель министра Минпромторга. Напомним, стимулирующую авторынок программу автоутилизации продлят на 2015 год, выделив на нее еще 10 млрд рублей.
В ГИБДД России считают, что автомобили, посланные в утиль, уже не могут быть на дорогах.
– Для того чтобы не может быть. Утилизируемая машина снимается с регистрации и регистрационных знаков у нее нет. Или ее лишь хозяин может вернуть.
Вероятнее, это машины с перебитыми VIN-номерами. Обнаружение аналогичных машин – простая регулярная работа сотрудников ГИБДД, – отреагировал заместитель главы ГИБДД России Виктор Кузин.
Одновременно с этим оказалось, что и перебивать VIN-номера двигателей продавцам автохлама не требуется. Возможность поставить на учет «псевдоутилизованный» автомобиль показалась у граждан сравнительно не так давно, поясняет автомобильный юрист Сергей Радько.
– У нас до недавнего времени в правилах регистрации ТС было предусмотрено, что машины сняты с учета для утилизации и не подлежат повторной постановке на учет. Приблизительно годом ранее Верховный суд России признал эту норму незаконной. В нормативных документах МВД никаких трансформаций нет, так что и преград для вторичной постановки на учет «утильмашины» формально нет, – растолковал Радько.
Согласно точки зрения юриста, аферисты при должных количествах смогут применять связи в ГИБДД для легализации таких автомобилей, по причине того, что для постановки ранее посланного на утилизацию автомобиля на учет хватает доверенности, причем кроме того не обязательно, дабы она была нотариально заверенной.
– Они смогут эти доверенности и выступать от имени обладателя. В будущем, в случае если автомобиль не засветиться на штрафах, то бывший хозяин кроме того не определит, что его автомобиль возьмёт вторую жизнь. По окончании обновления и продажи регистрационных данных в ГИБДД такие автомобили в полной мере легально смогут эксплуатироваться новыми собственниками, – увидел Радько.
В «Руслом.ком» отмечают, что легализация автохлама для России явление не новое. Подобные неприятности появились и в прошедшую программу утилизации (2009-2011 годов).
– Для «тёмных утилизаторов» кроме самих автомобилей было дополнительно весьма интересно взять 3 тыс. рублей – деньги, которое государство выдавало им на переработку каждого автомобиля, – напомнил Родионов. – В текущей программе такие компенсации не предусмотрены.
«Известия»