Залечь на дно
По результатам июня сокращение продаж новых машин составило практически 30% если сравнивать с прошлым годом. До Января этого года рынок, вероятнее, больше уже падать не будет — количества продаж останутся на уровне 110–130 тыс. машин в месяц.
Российский авторынок, возможно, достиг нижней точки падения и вероятнее больше уменьшаться не будет. Восстановления количества продаж новых автомобилей возможно ожидать через два-три года.
«Российский авторынок нащупал дно» — об этом в последние семь дней начали сказать участники и аналитики рынка. Да, если сравнивать с прошлым годом падение продаж новых автомобилей так же, как и прежде выглядит внушительно: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в мае в Российской Федерации было реализовано 125,8 тыс. машин — практически на 38% меньше, чем в мае 2014-го. По результатам июня количество рынка составил чуть более 140 тыс. новых автомобилей, что на 29,7% ниже, чем в июне прошлого года.
Но в случае если проанализировать полные цифры продаж по месяцам В первую очередь года, то возможно заметить, что они остаются примерно на одном уровне. Это разрешает сказать, что рынок достиг дна и продажи стабилизировались на определенном уровне. «Это именно тот порог, ниже которого падать уже некуда, — говорит Сергей Целиков, директор аналитического агентства “Автостат”. — Он соответствует текущему состоянию отечественной экономики, платежеспособности населения».
С таковой оценкой согласен и президент Ассоциации русских автомобильных дилеров Владимир Моженков: «Имеется основания предполагать, что дно автомобильного рынка было зафиксировано как раз в марте-апреле 2015 года, в то время, когда в долевом выражении падение продаж превышало 40-процентный предел».
Согласно точки зрения Сергея Целикова, дальше рынок падать уже не будет и текущий ежемесячный количество продаж, 110–130 тыс. машин, сохранится как минимум на все лето, а быть может, и до Января этого года. В декабре может кроме того случиться маленький классический подъем, но не более чем до 140–150 тыс. автомобилей. Так, за весь год в Российской Федерации будет реализовано порядка 1,5–1,6 млн новых автомобилей , что на 30–40% меньше, чем в 2014-м.
Отметим, что это более оптимистичный прогноз, нежели прошлый. В марте многие предвещали падение рынка минимум на 50%, а скептики предрекали, что продажи упадут не меньше чем на 70%. на данный момент, наверное, столь пессимистические догадки не сбываются. «Кроме того при самом нехорошем развитии событий будет реализовано не меньше 1,3 миллиона машин, — растолковывает Сергей Целиков. — Это на 45 процентов меньше, чем в прошедшем сезоне, но отметим, что ранее рассматривался еще и “шоковый” сценарий, предусматривавший сокращение емкости авторынка до 1,1 миллиона единиц. на данный момент, по окончании разрешения кризисной ситуации, данный вариант исключается».
Удержать цену
За счет чего рынку удается стабилизироваться и прекратить падение? Один из главных факторов связан со сдерживанием роста цен на новые автомобили. Отметим, что если сравнивать с прошлым годом американский доллар подорожал к рублю более чем на 60%, а евро — практически на 40%.
Но наряду с этим рублевые цены на автомобили увеличились намного меньше: согласно данным агентства «Автостат», в среднем рост цен на новые машины В первую очередь года составил 15–30%.
Более того, с середины весны в связи с упрочнением рубля цены во многих случаях кроме того понижаются. «Производители машин начали деятельно переписывать ценники начиная с ноября-декабря 2014 года, в то время, когда направления американского доллара и евро по отношению к рублю вышли на большие уровни. И в среднем с декабря по февраль машины подорожали на 20–40 процентов.
Но в марте наметилась устойчивая тенденция к упрочнению курса рубля, что сказалось и на ценовой политике, — констатирует Сергей Целиков. — Весной производители машин начали деятельно вводить “особые стоимости”, “удачные предложения”, “распродажи отдельных моделей”, другими словами де-факто производить перерасмотрение прайс-страницы в сторону понижения. К началу лета цены на новые машины сократились на 5–15 процентов, а их средний уровень по моделям и разным маркам в сравнении с прошлогодними составил плюс 15–30 процентов».
Производители знают, что если они увеличат стоимость в полном соответствии с удешевлением рубля, то продажи у них по большому счету поднимутся: у тех брендов, каковые увеличили стоимость больше чем на 30%, продажи фактически остановились. А у тех, кто дал согласие затянуть пояса и удержал рост стоимостей в пределах 10–15%, падение выяснилось намного меньшим, чем у рынка в целом. Действительно, текущая обстановка с курсом рубля вызывает у аналитиков опасения.
Рост валютных направлений более чем на 10% за последние семь дней — тревожный сигнал. В случае если эта тенденция сохранится и в июле, то к августу возможно ожидать отмены увлекательных ценовых предложение на рынке и не исключен предстоящий рост цены новых автомобилей.
Ощутимую помощь авторынку на данный момент оказывают и национальные программы утилизации, лизинга и льготного кредитования для физических лиц. Особенно удачно реализуется программа утилизации, либо так называемая программа обновления автопарка. Она действует В первую очередь этого года и предполагает скидку, которую автопроизводитель предоставляет в обмен на ветхий автомобиль.
Размер скидки колеблется от 40 тыс. до 350 тыс. рублей в зависимости от сдаваемого по программе утилизации автомобиля, после этого эти деньги компенсируется страной.
Как заявляют в Минпромторге, к настоящему времени по данной схеме реализовано уже 150 тыс. автомобилей, другими словами приблизительно каждый пятый новый автомобиль. В текущем году на программу утилизации уже направлено 10 млрд рублей. Но участники рынка говорят, что бюджетные средства уже заканчиваются, все ожидают нового транша в 5 млрд рублей, что власти обещают выделить в скором будущем.
Рост прейдет скоро
Итак, авторынок «залег на дно» и, "Наверное," до Января этого года количества продаж останутся прошлыми. В то время, когда же он начнет «всплывать»?
Процесс восстановления, возможно, начнется в следующем году. Об этом, например, говорит недавнее изучение, совершённое большой интернациональной консалтинговой компанией The Boston Consulting Group (BCG). В соответствии с базисному сценарию этого прогноза, в 2016 году российский авторынок начнет расти и закончит год с прибавкой в 10% (будет реализовано 1,89 млн автомобилей).
А через три года, в 2018-м, количество рынка уже превысит докризисный уровень и продемонстрирует итог 2,33 млн машин.
Условиями исполнения базисного сценария аналитики BCG именуют такие факторы, как стоимость бареля нефти в районе 60–75 долларов за курс и баррель рубля в промежутке 40–68 рублей за американский доллар; наряду с этим политическая обстановка не должна ухудшаться и не должно вводиться новых санкций.
В один момент у аналитиков BCG имеется и оптимистический сценарий, что предполагает постепенную отмену санкций, более большую цену на нефть (70–100 долларов за баррель) и валютный курс в рамках от 36 до 51 рубля за американский доллар. В этом случае рынок всецело оправится от падения уже через два года и по результатам 2017-го количество продаж составит 2,37 млн машин.
«Мы верим в российский рынок. Начиная с 2005 года Российская Федерация стабильно входит в первую десятку наибольших мировых рынков автомобилейи сохранит эти позиции в будущем. Однако рынок так же, как и прежде владеет огромным потенциалом как с позиций предстоящего роста, так и с позиций неспециализированной зрелости отрасли: в соответствии с статистике за 2014 год, на одну тысячу обитателей в Российской Федерации зарегистрировано 295 машин, тогда как в Италии, Франции, Германии данный показатель в два раза выше», — говорит Николаус Ланг, старший партнер BCG.
Аналитики BCG показывают, что России за последние десять лет благодаря политике властей и размеру рынка удалось привлечь значительные зарубежные инвестиции. Ведущие зарубежные производители машин перешли на производство и локальную сборку самые популярных моделей, и преимущество по доле рынка неспешно перешло от импортеров к локализованным зарубежным производителям. В случае если в 2008 году импортерам принадлежало 48% русского рынка, то к 2014-му их часть сократилась до 29%, а часть локализованных производств за тот же период выросла более чем в два раза: с 25 до 53%.
Но наблюдатели уверены в том, что уровень локализации русских автопроизводств еще недостаточен чтобы они имели возможность безболезненно пережить кризис. Помимо этого, давление на производителей оказывает большая цена капитала. «Рост материальных затрат давитна стоимости, маржу локальных и локализованных производителей, и на поставщиков, которым потребуется помощь крупных производителей и государства.
Одновременно с этим игроки с более высокой долей рублевых затрат в структуре себестоимости производства приобретают значительное конкурентное преимущество. Вследствие этого случатся большие трансформации в распределении долей рынка между производителями в нижнем и среднем ценовых сегментах», — предрекают аналитики BCG, напоминая, что существующие соглашения о локализации автомобильных производств в Российской Федерации истекают в 2018 государству и году необходимо определиться и обновить стратегию развития автомобильной отрасли.
Кто на новенького?
Кризис трансформирует рынок и с позиций широты предложения. С одной стороны, снижение спроса ведет к тому, что компании уменьшают официально продающийся в Российской Федерации модельный последовательность. Достаточно отыскать в памяти уход Дженерал моторс и скорое прекращение официальных продаж массовых моделей Опель и Шевроле.
Другие производители машин также сужают предложение: к примеру, Renault сравнительно не так давно прекратил поставки в Россию седанов Latitude и компакт-вэнов Scenic. Ушел с русского рынка и пикап Ford Ranger, под вопросом будущее минивэнов Ford Galaxy и S-MAX.
Но имеется и хорошие тенденции. Замечая стабилизацию и ожидая будущий рост, многие игроки все же продолжают выводить на российский рынок новые модели. К примеру, Volkswagen начинает в сентябре официальные продажи седана Volkswagen Passat — дилеры принимают заказы на новинку В первую очередь лета. Чешская Škoda наметила на осень вывод в Россию третьего поколения модели Škoda Superb.
Тогда же корейская KIA собирается представить на русском рынке обновленное семейство KIA Cee d, а в июле начинает продажи нового кроссовера Kia Sorento Prime. Японская Suzuki в августе привезет в Россию новый кроссовер Suzuki Vitara, а английская марка Jaguar в июле начинает продажи нового компактного седана Jaguar XE.
Наконец, на 25 сентября намечен старт продаж новой модели АвтоВАЗа Lada Vesta, которая, напомним, создана на совсем новой платформе Lada B, созданной инженерами компании в сотрудничестве со экспертами альянса Renault—Nissan. Машина будет одной из самых вместительных в собственном сегменте и призвана вывести продажи российского автогиганта на новый уровень. Ну а в ноябре помощь продажам автомобилей Lada способен оказать новый кроссовер Lada XRAY, что создается на модернизированной платформе Renault Sandero и уже в базисном оснащении обязан включать в себя ABS и совокупность стабилизации.
«Специалист»