Вперед на тихом ходу («российская газета»)
Автомобильный рынок страны в прошедшем сезоне притормозил перемещение вниз. Причем в разных его сегментах дела обстояли неодинаково. В случае если согласно данным Ассоциации европейского бизнеса количества продаж легковушек пали на 11 процентов (статистика некоторых аналитических агентств может различаться из-за различных методик подсчета. — Ред.), то в коммерческом секторе наметилось маленькое перемещение вверх.
Так, по словам специалиста аналитического агентства АВТОСТАТ Азата Тимерханова, по результатам 2016 года российский рынок коммерческой техники составил 156,5 тысячи единиц, что на 2,6 процента больше, чем годом ранее. Около 60 процентов от всего количества продаж приходится на LCV, что соответствует 92,8 тысячи автомобилей (плюс 0,2 процента). Большие грузовики занимают 23 процента рынка, либо 36 тысяч штук (плюс 11,4 процента).
Часть среднетоннажной техники образовывает 11 процентов, что эквивалентно 17,3 тысячи машин (минус 8 процентов). Оставшиеся 6,6 процента рынка принадлежат автобусам (10,4 тысячи штук плюс 15,4 процента).
Смягчить падение рынка отечественного автопрома в целом и оживить его коммерческий сегмент, непременно, помогли своевременные меры национальной помощи. В финансовом выражении это вылилось практически в 138 миллиардов рублей. Так, 22,5 миллиарда было отпущено на программу обновления колесных ТС, 5 — на льготный лизинг, 11,3 миллиарда — на льготное автокредитование, 3 — на стимулирование закупок газомоторного транспорта, 3,3 миллиарда рублей поддержали экспорт русских авто.
Всего по программе помощи автопрома было реализовано 9 мероприятий.
В декабре 2016 года глава минпромторга Денис Мантуров объявил, что государственная помощь российского авторынка не будет прекращена с января 2017 года. Всего предполагается выделить автопрому более 60 миллиардов рублей. Запланировано продление классических программ и введение новых мер, каковые будут нести более адресный темперамент.
К примеру, 17,4 миллиарда рублей выделяется на реализацию программ Первый автомобиль, Домашний автомобиль, Русский тягач, Русский фермер, Собственный дело, помощь продаж газомоторной техники и городского публичного электротранспорта, закупку школьных автомобилей и автобусов скорой помощи. Приблизительно такую же сумму составят субсидии отечественным автопроизводителям на компенсацию части затрат. Вдвое, до 10 миллиардов, вырастет количество субсидирования льготного лизинга.
И не смотря на то, что в общем итоге количество господдержки в текущем году помой-му понижается, указанные и другие меры согласно расчетам минпромторга должны привести к продажам и дополнительному производству практически миллиона единиц техники, среди них и коммерческой. Не смотря на то, что, само собой разумеется, львиную долю в этом количестве займут легковушки.
Что касается возможностей на сегодняшний год, то, по расчетам АВТОСТАТа, стоит ожидать роста русского рынка коммерческих машин, причем его показатель возможно выше, чем в 2016 году. В качестве факторов усиления роста рынка выступают как экономические, так и длящаяся помощь автопрома РФ.
Анализ главных экономических показателей говорит о том, что в начале этого года ситуация , создающая благоприятные условия для восстановления русском экономики. Само собой разумеется, базой всех хороших возможностей есть уровень стоимости одного бареля нефти, что до тех пор пока держится в промежутке 50 — 55 долларов за баррель. Закономерно снизились до средних значений и валютные направления: 58 — 59 рубля за американский доллар и 61 — 62 рубля за евро.
Так, можно считать, что складывающаяся обстановка, в особенности экономическая, формирует благоприятные условия для дальнейшего развития и восстановления рынка грузовиков. Сказать о том, в то время, когда рынок достигнет рекордных показателей 2012 года, преждевременно, поскольку на восстановление может уйти несколько год, и вряд ли оно будет стремительным — сказал РГ Азат Тимерханов.
А сейчас давайте предоставим слово автопроизводителям — большим игрокам русского рынка. Как они оценивают какие перспективы и прошедший год видят в этом?
2016 год для компании DAF в Российской Федерации был хорошим. Мы сосредоточились на упрочнении дилерской сети и на качестве работы дилеров, и сейчас видим, что результаты начинают окупаться, — сказал РГ генеральный директор компании ДАФ Тракс Рус Ари Хендрикс. — Последовательность событий развивался по прогнозируемому сценарию, колебание рубля стало меньше, обстановка на рынке нефти улучшилась, и в следствии рынок грузовиков в 2016 году, что начался очень вяло, закончился с первыми показателями восстановления.
Регистрация грузовой техники громадной семерки увеличилась в 2016 году практически на 20 процентов и составила 10 325 единиц. Причем за первые 5 месяцев 2016-го количество регистраций было меньше показателей 2015-го, а начиная с июня улучшения стали заметными, а в течение последних трех месяцев 2016 года количество регистраций существенно превысило количества 2015-го. Мы большое количество трудились вместе с отечественными дилерами, что стало причиной росту рыночной доли DAF с 7,5 до 9,4 процента в классе выше 16 тысячь киллограм среди громадной семерки.
Рынок уже начал расти в конце 2016 года, и в январе текущего количество регистраций в два раза превысил показатели января 2016-го. В связи с тем, что рынок был в кризисном состоянии достаточно продолжительное время, большая часть потенциальных клиентов откладывали приобретение и эксплуатировалиимеющуюся технику, соответственно, средние пробеги существенно возросли.
Отложенный спрос на данный момент положительно повлияет на рынок, многие перевозчики будут обновлять собственные парки, — продолжил начальник русского отделения нидерландского автоконцерна. — И информацию для анализа автопроизводителям обязан давать транспортный индекс, другими словами соотношение между числом грузовиков, каковые предлагаются для перевозки грузов, и числом товара, предлагаемым к перевозке. на данный момент мы видим, что количество товаров для транспортировки превышает количество грузовиков, дешёвых для исполнения данной работы. Растет деловая активность, тем самым растет спрос на грузовики.
В большинстве случаев, в то время, когда рынок требует больше грузовой техники, производителям грузовиков нужно предвидеть эту динамику заблаговременно и обеспечить достаточную производственную мощность. Основываясь на транспортном индексе, мы увеличили количество производства грузовиков стандарта Евро-5, и похоже, нам придется еще расширить количества. В текущем году по состоянию на март мы реализовали больше машин, чем за 2015 и 2016 годы.
Предполагая, что курс рубля останется стабильным, без значительных потрясений на рынке нефти, и ЦБ РФ будет отслеживать монетарные программы, то русский экономика станет такой же сильной и здоровой, как и пара лет назад. Что касается рынка грузовиков, то, как я уже отмечал, сейчас существует отложенный спрос, что в 2017 году даст резкий импульс на рынке.
Прошедший год был достаточно успешным и для фирм Группы ГАЗ. В 2016 году продажи коммерческих машин ГАЗ выросли на 9,5 процента, при том, что целый рынок LCV вырос лишь на доли процента. Главный рост продаж пришелся на конец третьего — последний квартал 2016 года.
Тут сыграли собственную роль пара факторов, а также хорошая реакция рынка на новый фургон ГАЗель NEXT, начало продаж нового 17-местного микроавтобуса ГАЗель NEXT, начало автобусов и серийного производства фургонов с двигателями на сжиженной пропан-бутановой смеси (Liquefied Petroleum Gas, LPG). Хорошую роль оказали кроме этого государственные программы закупки и стимулирования спроса по федеральным программам.
Но до тех пор пока запрещено с уверенностью сказать о появлении устойчивой хорошей тенденции, — выделили для РГ специалисты Группы ГАЗ. — В январе рынок по инерции рос, но уже в феврале рост практически остановился. Уровень спроса на рынке коммерческого транспорта будет по большей части определяться экономическими факторами. До тех пор пока мы прогнозируем минимальный — на уровне нескольких процентов — рост по результатам 2017 года.
В отличие от производителей машин их главные клиенты — перевозчики — настроены менее оптимистично. Российский рынок коммерческого транспорта сейчас претерпел важные трансформации, — вычисляет начотдела логистических операций DPD в Российской Федерации Дмитрий Воеводин. — Транспортные компании сохранили личные парки в рабочем состоянии, но затраты на их содержание растут.
В условиях денежных затруднений перевозчики не закупают новые автомобили, исходя из этого пользуются большим спросом подержанные авто. Помимо этого, поскольку применение нового более дорогого транспорта нерентабельно, все чаще перевозчики выбирают российские машины.
А обновлять парки нужно, причем во всех сегментах. По статистике компании АСМ-Холдинг, средний возраст автобуса в Российской Федерации — 15 лет, причем 45 процентов парка уже на большом растоянии перешагнули данный предел. А 90 процентов парка являются обладателями двигателей ниже стандарта Евро-4.
Средний возраст грузовиков — практически 20 лет, и 68 процентов его уже перевалили. В сегменте LCV такая картина: 16 лет и 40 процентов. На повальное обновление, само собой разумеется, рассчитывать вряд ли придется, но отдельные транспортные компании этим уже занялись.
В 2016 году нам удалось обновить лишь одну транспортную единицу. Она обошлась нам в 4,15 миллиона рублей не учитывая процентов по лизингу. Другой транспорт, что закупался, был рекомендован лишь для расширения бизнеса и куплен под запросы клиентов, — поведал РГ технический директор AsstrA AG Вадим Плотников. — Обновление не проводилось только из-за денежных результатов работы отечественного предприятия.
В 2017 году мы планируем обновить до 15 единиц техники. Для этого потребуется более 80 миллионов рублей. Конечно, вся новая техника будет приобретаться в лизинг.
Обновить планируем седельные тягачи.
Для увеличения спроса на приобретение новых ТС, выделил Плотников, уже проводятся разнообразные мероприятия: ограничение проезда неэкологичных авто на определенных отрезках, утилизации программы и субсидирование лизинга. На мой взор, не достаточно одного — новыми автомобилями должно быть выгодно обладать.
Сейчас это не всегда получается, поскольку затраты на личный транспорт подвержены громадным колебаниям (неисправности, ДТП, штрафы и т.п.), а ставки на перевозки наряду с этим постоянны. Автопроизводителям требуется поднять надёжность и качество транспорта, — вычисляет он.
В конце прошлого года мы разместили пробный заказ на 5 машин IVECO Stralis вместимостью 19 стандартных евро-паллет, с холодильным оборудованием и гидравлическим подъемным механизмом, — говорит директор по операциям FM Logistic Александр Павлов. — на данный момент ожидаем поставку, это станет первым шагом к созданию собственного транспортного предприятия. К ноябрю 2017 года мы планируем закупить минимум 40 грузовиков грузоподъемностью до 20 тысячь киллограм. Обстановку на рынке мы принимаем как благоприятную для развития бизнеса и расширения автопарка.
не меньше грандиозные замыслы и у компании Авто-ПЭК — транспортного парка логистической компании ПЭК. В связи с ростом филиальной сети и значительным повышением количеств грузооборота, мы расширяем автопарк 20-тонными машинами для магистральных перевозок. Лишь сравнительно не так давно наша фирма заключила контракт на приобретение 96 седельных тягачей Mercedes-Benz Actros 1841LS.
Первая отгрузка уже состоялась, еще две трети машин поступят в парк в мае и августе. Кроме этого имеется договоренности на повышение парка за счет машин марки Scania — сказал генеральный директор Авто-ПЭК Дмитрий Иевлев. — В 2016 году отечественный автопарк пополнился в основном средне- и малотоннажными автомобилями: мы приобрели более 200 таких машин для внутригородских перевозок. В 2017 году планируем увеличить парк среднетоннажных машин приблизительно на такую же величину.
Вывод
Алексей Храмцовский, управляющий директор Хендэ Трак энд Бас Рус:
— Главный результат прошлого года для коммерческого подразделения Hyundai в Российской Федерации — удалось стабилизировать продажи коммерческой техники компании Hyundai Motor на русском рынке по окончании банкротства одного вступления и импортёра второго импортера. Удалось сохранить долю рынка в сегменте среднетоннажных грузовиков полной массой 6-8 тысячь киллограм и не упасть ниже рынка.
Также, был подготовлен проект к имплементации компании в всецело дочернюю компанию Нyundai Motor Company на русском рынке, удалось сохранить все главные процессы, создать определенный задел для успешного старта новой компании с 1 января 2017 года, подготовить базу потенциальных клиентов этого года и склад готовых машин.
На отечественный взор, рынок, непременно, будет расти, но как, совершенно верно неизвестно. Тот отложенный спрос, что существует на рынке, обязан начать реализовываться уже в текущем году. Хорошим стимулом для этого будет возобновление программы господдержки субсидирования лизинга.
Кризис научил всех производителей максимально приспособиться под потребности рынка и ставить удовлетворенность клиентов в приоритет. Вследствие этого в 2017 году наша фирма планирует вывести новые модели New Mighty и H350, и предложить лучшие условия гарантии и конкурентные денежные условия, оптимальные стоимости.