Итоги российского авторынка в 2016 году и прогнозы на 2017 год

Итоги российского авторынка в 2016 году и прогнозы на 2017 год

10 марта 2017 года

1 марта в Москве проходила VII ежегодная конференция «Автомобильный рынок России – 2017. прогнозы и Итоги», организаторами которой выступили аналитическое агентство «АВТОСТАТ» и компания «АвтоМаркетолог».

Это мероприятие собрало более 250 участников, среди которых были дистрибьюторы, дилеры, представители денежных и страховых компаний, сервиса, IT-индустрии, маркетологи, аналитики, собственники бизнеса, руководящий состав отделов продаж и пр. В конференции участвовали и представители ведущих СМИ: федеральных и профильных изданий, как печатных, так и Интернет-порталов.

В кризисные годы одну из основных ролей на автомобильном рынке игрался и играетфактор господдержки. Исходя из этого не просто так пленарную сессию конференции открыл представитель аналитического центра при правительстве РФ, глава Управления отраслей экономики Григорий Микрюков. «Без помощи страны негативная динамика в сегменте новых автомобилейв 2017 году может сохраниться (падение составит порядка 3%), — заявил в собственном выступлении спикер, — а при помощи рост может составить до 11%.

В 2017 году на поддержку отрасли планируется выделить 62,3 млрд руб. Из них 17,5 млрд руб. составят субсидии русским организациям на компенсацию части затрат. Ожидаемый эффект, по оценке Минпроторга России, — обеспечение производства 250 тыс. машин и сохранение рабочих мест.

Также, ответственными факторами роста будут новые программы «Первый автомобиль», «Домашний автомобиль», «Русский тягач», «Русский фермер», «Собственный дело». На них, и на поддержку продаж газомоторной техники, городского публичного электротранспорта, закупки школьных автобусов и «скорой медицинской помощи» выделяется 17,4 млрд. руб., что должно разрешить реализовать в 2017 году более 90 тыс. единиц автомобильной техники».

Директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков ознакомил участников конференции с трендами и ключевыми цифрами русского рынка. Так, рынок легковых продемонстрировал понижение если сравнивать с 2015 годом, LCV были реализованы на уровне 2015 года, грузовые – продемонстрировали маленькой рост. Из современных трендов российского авторынка возможно выделить следующие:

— Рынок машин с пробегом вырос. Изменилось соотношение продаж новых машин и подержанных. В 2012 году соотношение было приблизительно 1:2, на данный момент – приблизительно 1:4.

— Фавориты рынка увеличили собственную долю, и на данный момент ТОП-10 брендов аккумулирует около 80% рынка.

— Изменяется соотношение премиальных и массовых брендов (по большей части за счет появления у премиальных более комплектаций и бюджетных моделей), на данный момент оно образовывает приблизительно 90%:10%.

— Практически продажи «ушли» в основном в два сегмента – В и SUV (два сегмента из девяти занимают на данный момент около 80% рынка).

— Что касается повышения цен, на них в значительной мере повлияло упрочнение рубля; так же, как и прежде сохраняется корреляция стоимости одного бареля нефти и продажи машин.

— Платежеспособность населения заметно сократилась: приблизительно 51% россиян не имеют сбережений, 47% — уверены в том, что тяжёлые времена еще в первых рядах, 25% оценивают собственный материальное положение как нехорошее либо весьма нехорошее.

Из факторов, формирующих динамику рынка, специалист выделил следующие: низкая база АППГ; накопление отложенного спроса, цикл смены автомобиля (3 – 5 лет), рост стоимости одного бареля нефти и стабилизация рубля. Из отрицательных: понижение платежеспособности населения, санкции и экономическая и политическая нестабильность, рост цен на новые машины, машины с пробегом – как альтернатива новым.

На протяжении панельной дискуссии, в которой участвовали многие ведущие участники современного автобизнеса (представители компаний-производителей: PSA, Hyundai, KIA, Мазда, Subaru, Volkswagen, Jaguar Land Rover, Черри, дилерских холдингов: Major, «ТрансТехСервис», «Дженсер» и последовательности вторых), любой попытался дать оценку итогам 2016 года (для собственной компании) и поделился замыслами на год наступивший.

Так, Олег Мосеев (РОАД), подчернул, что за последние три года дилерская сеть России утратила порядка 1 тысячи дилеров и многие сейчас держатся лишь надеждами на восстановление рынка. Возможно по-различному относиться к этим утратам, считает спикер, но было бы цинично вычислять, что «выживают сильнейшие». «Пологаю, что настало время для консолидации упрочнений, как производителей, так и дистрибьюторов, для поиска тех сегментов, где мы можем совместно поднимать доходность. Как раз вследствие того что обстановка была весьма сложная, выскажу надежду, что в текущем году легче будет договариваться дистрибьюторам и дилерам».

Йорг Шрайбер (АЕБ) уверен, что именно благодаря консолидированным упрочнениям производителей машин, действовавших через Ассоциацию, получалось в 2016 году вести конструктивный диалог с правительством. Ассоциация подсказывала болевые точки в автомобильном секторе и всегда напоминала о необходимости продления мер господдержки. «Я пологаю, что то, что мы выжили, и не только мы – уже хороший результат не весьма хорошего года».

На протяжении СМС-голосования по вопросу: «Ваш прогноз для рынка на 2017 год?» большая часть участников конференции были настроены очень оптимистично. Так, к примеру, только 4,9% присутствующих высказали предположение, что авторынок в наступившем году ожидает падение. Главная масса (66,7%) прогнозирует рост до 5%.

Еще 27,7% предполагают, что рост составит от 5% до 10%.

Пьер Бутен (Volkswagen) в собственном выступлении сказал, что не смотря на то, что условия работы стали весьма напряженными, но наряду с этим он наблюдает в будущее с оптимизмом. К примеру, в его компании довольны результатами исполнения собственных задач на 2016 год, кроме того не обращая внимания на то, что данный период был самым нехорошим для автопрома за последние 11 лет. «Сейчас мы живем в новой действительности. Рынок уже ни при каких обстоятельствах не будет таким, как прежде.

С этим необходимо согласиться. И ни у кого нет чудесной палочки, дабы мгновенно коренным образом поменять обстановку к лучшему. Мы следим за ситуациейразных потребительских запросов. на данный момент принципиально важно делать упор не на одно отдельное направление, а на пара.

Из этого внимание сервису, запчастям, продаже автомобилей и банковским услугам с пробегом».

Кое-какие участники, которых возможно условно назвать реалистами, постарались остудить пыл оптимистов, напомнив о новых трендах, каковые уже наметились и в обязательном порядке окажут влияние в 2017 году. И первый из них – это понижение уровня доходности дилерских центров. «Мы уже привыкли к тому, что практически никто не получает на новых машинах, но на данный момент будем терять на тех нишах, на которых привыкли получать», — высказал собственные опасения Вячеслав Зубарев («Транстехсевис»).

И первая такая ниша – сервис. Отношение к сервису изменяется в сторону экономии: люди не готовы переплачивать лишь за то, что сервисный центр имеет статус официального. Специалист такого же мнения придерживается, что полностью у ДЦ исчерпана возможность получать на денежных инструментах. Остается возможность прирастать за счет машин с пробегом – за счет чего, фактически, и развивался холдинг Зубарева в 2016 году.

А вот что касается консолидации дилеров и усилий дистрибьюторов – тут обстановка по различным брендам отличается. И кто-то из дистрибьюторов не забывает о подписанной Конвенции и не навязывает дилерам в кризис грабительские договора, а кто-то выполнять ее не считает необходимым, и во многих случаях она не работает.

В рамках конференции прошло Третье ежегодное вручение премии «АВТОСТАТ» —

«Сохранность остаточной цене» (Residual value – 2017). В рейтинговом отборе участвовало приблизительно 2 000 модификаций (с учетом типа кузова, типа трансмиссии и объёма двигателя) более чем 50 брендов автомобилей . За базу изучения специалисты брали цены на новый автомобиль (2013 года выпуска) и при перепродаже (2016 года выпуска) – в рублевом эквиваленте. В итоге были выяснены фавориты по остаточной цене – как по маркам, так и по моделям.

Кроме этого на протяжении конференции прошло четыре рабочих сессии – по направлениям «Машины с пробегом», «Коммерческий транспорт», «Запчасти и сервис», «лизинг и Финансы». В рамках каждой из них специалисты отмечали собственные тренды.

Очень отметим пара серьёзных мыслей, высказанных участниками на протяжении работы этих сессий:

— Прошедший 2016 год для коммерческого транспорта был сложным, но ответствен итоговый итог: рынок достиг дна и стал расти, благо исходная база была низкой. «Основной движущей силой подъема выступил отложенный спрос, умноженный на свет в конце тоннеля, — заявил на протяжении собственного выступления Андрей Чурсин, глава Комитета коммерческого транспорта АЕБ. — Это был ожидаемый итог, в пределах экспертных прогнозов».

— На рынке тяжелой коммерческой техники самыми скоро растущими сегментами были самосвалы и седельные тягачи. «Это свидетельство оживления перевозки и роста грузов рабочий активности в строительной индустрии, т.е. о начале восстановления докризисной структуры рынка, — уверен начотдела маркетинга ПАО «КАМАЗ» Виталий Минин. — Применительно к КАМАЗу приращение доли производителя отмечено во всех сегментах: 10,5% по бортовым машинам, 8,3% по седельным тягачам, 5,8% по самосвалам и 5,3% по спецтехнике на грузовом шасси».

— На рынке тяжелых грузовиков существенно упал спрос на новые иномарки, но наряду с этим выросла часть коммерческой техники русского производства. Специалисты уверены в том, что эта тенденция обязана сохраниться в 2017 году. Анализ структуры сбыта разрешает сделать вывод о том, что дно продаж тяжелых грузовиков пройдено. в первых рядах ожидается лишь рост, но с одной оговоркой: при отсутствии экономических и политических потрясений.

— Кроме расширения сегмента седельных тягачей начальник отдела маркетинга ООО «ДАФ Тракс Рус» Евгений Савельеввыделил еще пара главных трендов в сегменте грузовиков – снижение спроса на новые шасси под монтаж кузовных надстроек и увеличение интереса к лизингу от производителя. Два прошлых года перевозчики не брали новые грузовики, а сейчас большие и средние «флитовые» клиенты стали заметно активнее. Наряду с этим маленьких компаний в числе клиентов новой техники стало меньше.

— Наиболее значимыми факторами, определяющими развитие рынка LCV, стали: величина ВВП, динамика настоящих доходов населения и индекс потребительской уверенности, доля малого и предпринимательский климат бизнеса в экономике. В этом же перечне – динамика розничной торговли, грузооборот и промышленное производство, состояние рынка кредитования и автолизинга. Так вычисляет директор по маркетингу и продажам ООО «Коммерческие машины – Несколько ГАЗ» Олег Марков.

Он кроме этого подчернул, что за 2016 год часть автомобилей русском сборки выросла с 72% до 74%, а иномарок соответственно сократилась с 28% до 26%.

— Еще один тренд в сегменте «легких коммерческих машин» — рост регистрации юрлиц и понижение участия физлиц. Так, за 2016 год число физических лиц и ИП в первичной регистрации LCV снизилось до 32% (-6 п.п.), а юрлиц – выросло на такую же величину, до 68%.

— Согласно точки зрения специалистов, на русском рынке сейчас имеется один ответственный неиспользованный ресурс, что в потенциале может дать рост рынку LCV – это закон о мобильной торговле (автолавки, автомагазины, мобильные кафе), что деятельно обсуждался, но пока не принят.

— «Российский рынок быстро изменяется, и не только в количествах продаж техники, — вычисляет Александр Колошенко, президент «Тойота Банка». — Сейчас набирают вес кэптивные банки, чья главная цель – не получение прибыли, а повышение продаж бренда, В отличие от свободных банков, у которых автобизнес есть одним из направлений работы, у кэптивного банка это единственная обстоятельство существования. И в случае если в простом банке прибыль и клиент уходят к соперникам, то в кэптивном банке они остаются в семье автопроизводителя».

В заключении напомним, что врамках 7-й ежегодной конференции «Автомобильный рынок России – 2017. прогнозы и Итоги», эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» совершили презентацию нового проекта – «АвтоИндекс». Данный рейтинговый проект рекомендован для применения в сфере автосервисных одолжений, потребность в которых на русском рынке сейчас растет и, согласно точки зрения специалистов, будет и дальше расти. Идеи, заложенные в базу «АвтоИндекса», окажут помощь автосервису стать более «прозрачным» и более привлекательным в глазах потенциальных клиентов.

ФОТО c конференции на FB

ФОТО награждения победителей Residual value 2017

Партнер конференции:

Партнер премии «Residual value — 2017»:

\

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: