Вопрос эксперту: что происходит со спросом на коммерческие автомобили?
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» продолжает регулярную рубрику «Вопрос специалисту». В первых числах Марта в Москве прошла конференция «Автомобильный рынок России – 2017. прогнозы и Итоги», на протяжении которой а также были освещены неприятности рынка коммерческой техники. Вследствие этого мы задали соответствующим представителям вопрос: «Что происходит со спросом на коммерческие машины?»
Андрей Чурсин, глава Комитета коммерческого транспорта АЕБ
«ДНО» ПРОШЛИ
Прошедший год для коммерческого транспорта был сложным, но серьёзен итоговый итог: рынок достиг «дна» и стал расти, благо исходная база была низкой. Основной движущей силой подъема выступил отложенный спрос, умноженный на свет в конце тоннеля. Это был ожидаемый итог, в пределах экспертных прогнозов.
Продажи грузовиков русских марок в 2016 году превысили 35 тыс. единиц, что практически на 15% выше значений 2015 года. Новых иномарок поставлено 17,4 тыс. штук, что соответствует росту практически в 4,5%.
Динамика спроса отразилась на рыночном статусе сегментов: техника РФ прибавила больше двух процентов и достигла доли почти 67%, а удельный вес иномарок пропорционально снизился и остановился на уровне одной трети.
Наконец-то пришли хорошие новости от представителей «Громадной семерки», в которую входят DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Renault Trucks, Scania, Volvo Trucks. Суммарные продажи за прошедший год выросли на четверть и превысили планку 8,1 тыс. единиц. Все марки вышли в «плюс», и лишь по французским грузовикам случился сбой.
Но как раз повышение сбыта «европейцев» без пробега значительно улучшило статистику поставок всех новых грузовиков.
Занимательна картина структуры сбыта тяжёлых грузовиков и средних по регионам. В 2016 году в «минус» ушел лишь Северный Кавказ, где количество рынка ужался на 9%. Из «минуса» вышел ЦФО, продемонстрировавший прибавку в 4,7%.
На 7,8% вырос Приволжский ФО и на 16,7% — Уральский ФО. А фаворитом по динамике роста остался Северо-Запад с показателем +22,7%. Для отрасли это хорошие новости.
Кстати, в случае если по автомобилямв 2017 году прогнозируется рост в 4%, то по грузовикам он должен быть на уровне 12 – 15%.
Виталий Минин, начотдела маркетинга ПАО «КАМАЗ»
«РАСТУТ» Тягачи и САМОСВАЛЫ
В 2016 году рынок грузовиков полной массой 14 – 40 тысячь киллограм по первичным регистрациям в ГИБДД достиг количества в 40 тыс. единиц. Часть КАМАЗ в данном сегменте составила 56% (22 тыс. шт. против 18 тыс. шт. у соперников). Второй по массовости участник рынка — «громадная семерка» европейских производителей с долей 26%.
Отечественный прогноз на 2017 год – рост в 12%, с повышением целевой доли КАМАЗа до 58% и сохранением доли EU7 на нынешнем уровне с вероятным ростом в возможности до 30%.
Январь уже обнадежил ростом тяжелых грузовиков по отношению к январю 2015 года на 30%. Но потенциал подъема заложен не только в рынок новых грузовиков. Вторичный рынок в 6 раза больше первичного: 251 тыс. автомобилей с пробегом против 40 тыс. новых.
За весь год реализация «бэушек» может достигнуть 266 тыс. единиц, а новых «большегрузов» — 45 тыс. штук.
Самые скоро растущие сегменты на сегодня – самосвалы и седельные тягачи. Это свидетельство оживления перевозки и роста грузов рабочий активности в строительной индустрии, т.е. о начале восстановления докризисной структуры рынка. Применительно к КАМАЗу приращение доли производителя отмечено во всех сегментах: 10,5% — по бортовым машинам; 8,3% — по седельным тягачам; 5,8% — по самосвалам и 5,3% — по спецтехнике на грузовом шасси.
За прошлый год в абсолюте существенно упал спрос на новые иномарки. Но нет худа без хороша: наряду с этим выросла часть коммерческой техники русского производства, и эта тенденция сохраняется в 2017 году. Теханализ структуры сбыта разрешает сделать вывод о том, что «дно» продаж тяжелых грузовиков пройдено. в первых рядах ожидается лишь рост, но с одной оговоркой: при отсутствии экономических и политических потрясений.
При благоприятном сценарии среднегодовой количество сбыта грузовиков массой 14 – 40 тысячь киллограм к 2025 году может вырасти до 75 тыс. единиц с пиками спроса до 85 – 90 тыс. штук. Отечественный прогноз динамики роста продаж новой техники – 10% в год.
Евгений Савельев, начальник отдела маркетинга ООО «ДАФ Тракс Рус»
«ПЛАТОН» ПОДКОСИЛ НЕБОЛЬШИХ КЛИЕНТОВ
Для грузовиков DAF 2016 год стал хорошим, начиная со последнего полугодия, в то время, когда изменился курс валюты. Рубль укрепился, сработал отложенный спрос. В итоге мы поставили клиентам 980 грузовиков, в основном моделей XF105 и CF85. Если сравнивать с продажами годичной давности отгрузки выросли более чем на 57%.
Часть бренда DAF в «громадной семерке» европейских производителей тяжелых грузовиков составила 9,8%.
Трендами 2016 года стали: расширение сегмента седельных тягачей, снижение спроса на новые шасси под монтаж кузовных надстроек, увеличение интереса к лизингу от производителя. Два прошлых года перевозчики не брали новые грузовики, а сейчас большие и средние «флитовые» клиенты стали заметно активнее.
А вот маленьких компаний в числе клиентов новой техники стало меньше. Их подкосило введение совокупности оплаты проезда «Платон». В итоге около половины клиентов – это клиенты с парком от 5 до 30 автомобилей, менее трети (до 30%) приходится на компании с численностью грузовиков в 30 – 50 единиц, еще 20% составляют перевозчики с парком в 50 – 100 штук вагонов.
И только пара компаний воображают перевозчики с флотом в 400 единиц и больше.
Олег Марков, директор по маркетингу и продажам ООО «Коммерческие машины – Несколько ГАЗ»
ДРАЙВЕР РОСТА – МОБИЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ
В прошлом году в мире в первый раз было реализовано более чем 80 млн новых машин. По расчетам агентства McKinsey, к 2025 году эта цифра увеличится на величину в 50%, до 125 млн. единиц. Наряду с этим насыщенность рынков практически предельная.
Это наглядно видно по русскому рынку, где за количество в 100 тыс. новых легких коммерческих машин борются 16 брендов.
В 2016 году из 93 тыс. реализованных в Российской Федерации новых LCV (+3 тыс. шт. к 2015 году) львиную долю продаж в 69 тыс. единиц составили отечественные марки (+5 тыс. шт. к 2015 году). Наряду с этим 13 тыс. автомобилей пришлось на продукцию СП (без трансформаций) и 11 тыс. штук – на импорт (падение в количестве 1 тыс. шт.). Часть автомобилей русском сборки выросла с 72% до 74%, а иномарок соответственно сократилась с 28% до 26%.
Главные трансформации, т.е. главное падение, на рынке LCV в Российской Федерации случились по окончании декабря 2014 года. Но сравнение результатов 2016 года с 2015-м показывает разнонаправленную динамику у наиболее значимых игроков. По результатам 12 месяцев прошлого года прослойка физических лиц и ИП в первичной регистрации LCV снизилась до 32% (-6 п.п.), а юрлиц выросла на такую же величину, до 68%.
Наиболее значимыми факторами, определяющими развитие рынка LCV, стали: величина ВВП, динамика настоящих доходов населения и индекс потребительской уверенности, доля малого и предпринимательский климат бизнеса в экономике. В этом же перечне динамика розничной торговли, грузооборот и промышленное производство, состояние рынка кредитования и автолизинга.
С нынешних 93 тыс. новых LCV российский рынок может вырасти до 97 тыс. единиц в 2017 году и до 140 тыс. штук в 2025-м. Наряду с этим принципиально важно применять таковой потенциальный драйвер роста, как мобильная торговля – автолавки, автомагазины, мобильные кафе. Потенциал данного сегмента оценивается в 45 тыс. единиц в год, а всего при существующей доле малого бизнеса – около 160 тыс. ед. Но вот уже два года закон о мобильной торговле так и не принят
Оксана Карахова, финдиректор ООО «Даймлер КАМАЗ РУС»
ГРУЗОВИКИ С ПРОБЕГОМ
В прошлом году «Даймлер КАМАЗ РУС» продемонстрировал хорошие денежные результаты: оборот вырос на 34%, прибыль выросла на 61%. Продажи новых машин Mercedes-Benz прибавили 40% (с 1518 шт. в 2015 году до 2118 шт. в 2016-м), а сбыт Mitsubishi FUSO улучшен на 26% (с 562 шт. до 708 шт.). Более 80% всех реализованных машин германской марки (1752 шт.) и 100% грузовиков японского бренда (390 на данный момент.) были произведены на заводе в Набережных Челнах.
Одним из главных моментов 2016 года стала презентация бизнес-инструмента SelecTrucks. С его помощью дилеры упорядочивают процесс приобретения подержанных грузовиков и предлагают клиентам разные денежные инструменты. По новой программе в 2016 году было реализовано 519 грузовиков с пробегом.
Складывающаяся из более 50 центров дилерская сеть в прошедшем сезоне расширилась за счет четырех новых компаний: «МБ-ЮТС» в Столичной области, «Лорри Сервис» в Калининграде, «ФерроМоторс» в Казани, «Дженерал Тракс Груп» в Тольятти.
Не обращая внимания на непростую обстановку в экономике, 2016 год стал для «Даймлер КАМАЗ РУС» успешным и в области послепродажного обслуживания. Оборот по запчастям Mercedes-Benz за 12 месяцев вырос на 25%, а по Mitsubishi FUSO возрос на 14%. Это оказывает помощь решать основную задачу – добиться лидерства среди импортеров «громадной семерки».
Оказывает помощь этому и второй проект. В 2016 году компанией было начато строительство завода кабин с планируемым стартом производства в 2019 году. Площадь предприятия составит 59600 кв. м, а производственные мощности достигнут 55 тыс. кабин в год.
Поставки будут осуществляться как на сборочную линию Daimler, так и на основной конвейер КАМАЗ.
Постепенная стабилизация в русском экономике, рост позиции перевозок и укрепление рубля разрешают с оптимизмом наблюдать в будущее.
Игорь Коровкин, исполнительный директор Объединения Производителей машин России (ОАР):
НАДЕЖДА НА Государственную поддержку
Российский автомобильный рынок продолжительно лихорадило, и полного выздоровления, увы, пока не наступило. Налицо не прошедшая стагнация сектора легковых автомобилей, что говорит о наличии денежных неприятностей у физических лиц. Одновременно с этим, имеется маленький рост автобусов и грузовиков, а это именно свидетельство экономического подьема.
Возможно какое количество угодно сказать о позитивных тенденциях и преодолении дна, но факт остается фактом: в 2016 году в Российской Федерации реализовано 1,4 млн. новых легковых и легких коммерческих машин, что практически в два раза меньше, чем в докризисном 2008 году (2,7 млн. шт.). Снизилось и производство автомобилей .
В это же время, число грузовиков с маркировкой «Сделано в Российской Федерации» за 12 месяцев отчетного периода увеличилось до 137 тыс. единиц (+6,9%). Еще внушительнее динамика производства пассажирского транспорта: выпуск автобусов достиг 43,2 тыс. штук, что эквивалентно росту год к году на 18,6%.
Пара обнадеживает тот факт, что в течение последних трех месяцев 2017 года будет функционировать национальная программа помощи: субсидии автопроизводителям, льготный лизинг, продление программы утилизации, trade-in и т.д. Это точно окажет помощь продажам.
Что будет дальше – пока остается под вопросом, кроме того не обращая внимания на заявленные инвестиции в размере более чем 60 млрд. руб. А нужно бы сделать так, дабы деньги стали работать. В случае если действительностью во втором квартале года станут обсуждаемые ранее программы «Первый автомобиль», «Российский тягач», «Собственный дело» и другие из этого последовательности – тогда другое дело. А до тех пор пока все прогнозы – из серии гадания на кофейной гуще