Виктор ковшевный, директор «руслом.ком» («коммерсантъ деньги»)

Виктор ковшевный, директор «руслом.ком» («коммерсантъ деньги»)

Новая национальная программа обновления автопарка, запланированная до Января этого года, позволяет взять скидку при покупке нового автомобиля по окончании сдачи ветхого не только в утилизацию, но и в trade-in. Эта схема в первый раз может стать удачнее если сравнивать с продажей по объявлению.

C 1 сентября до 31 декабря 2014 года в Российской Федерации действует программа обновления автопарка. В некоем роде это повторение программы утилизации 2010-2011 годов. Тогда за сдачу в утилизацию легковой машины старше десяти лет обладателю предоставлялась скидка 50 тыс. руб. на приобретение любого автомобиля отечественной сборки. В следствии в утиль сдали около 600 тыс. единиц техники, столько же купили новых машин по программе.

Победили по большей части АвтоВАЗ (80% приобретённых по программе автомобилей — до 60% всех продаж АвтоВАЗа за тот период) и Renault (6%).

Но программа 2014 года принципиально отличается. Под ее воздействие подпадают все категории автотранспорта впредь до коммерческого, грузовиков и автобусов. Скидку на приобретение нового автомобиля возможно взять не только сдав ветхий на утилизацию, но и реализовав его по схеме trade-in у дилера. Помимо этого, уже нет 10-летнего возрастного порога.

Размер скидок зависит от типа автомобили. Для легковых она образовывает 50 тыс. руб. при сдаче в утилизацию и 40 тыс. руб. при продаже по схеме trade-in. Для сдавших грузовик либо автобус скидка при покупке подобного транспортного средства может быть около 350 тыс. руб.

Скидки на честном слове

Предполагается, что за время действия проекта будет обновлено чуть более 170 тыс. единиц автотранспорта, на это запланировано израсходовать из государственного бюджета 10 млрд руб. Как раз запланировано: примьер-министр до сих пор не утвердил проект, соответственно, средства не выделены. Но с 1 сентября программа стартовала в прямом смысле на честном слове.

Как написано на сайте Минпромторга, к ней присоединились все главные производители машин, среди которых ГАЗ, АвтоВАЗ, КамАЗ, Соллерс, Ford Sollers, PSA Peugeot Citroen, Volkswagen, Renault Российская Федерация, Hyundai и KIA. Присоединились добровольно. Любой определяет скидку, которую предоставляет клиенту за сдачу ветхого автомобиля в утилизацию либо trade-in. Время от времени скидка кроме того превышает рекомендованный страной уровень.

Государство же в последних месяцах года обязуется изыскать в бюджете запланированные 10 млрд руб. и компенсировать недополученную прибыль производителей машин в рамках которых рекомендуют сумм (все, что автопроизводитель назначил более чем,— его личное дело). Но обязательства страны только устные — гарантийных писем либо контрактов с производителями машин нет.

Мы не первый раз начинаем трудиться до подписания официального документа под слово Минпромторга — пока не обманывали,— поведал представитель одного из производителей, но, попросивший себя не именовать. Для большинства моделей скидка за утилизацию образовывает меньше 10% стоимости автомобиля. Понижение цены в таком количестве — простая маркетинговая акция на многих рынках.

В случае если такая скидка способна стимулировать спрос, возможно, нет необходимости, чтобы государство ее компенсировало? Как разъясняют производители машин, в их низкомаржинальном бизнесе уступка в цене на 10% время от времени может снизить цену ниже себестоимости. Но кроме того в случае если государство не расплатится вовремя, производители знают, что всецело либо частично компенсируют затраты в виде зачета утилизационного сбора.

С 1 января 2014 года все производители с каждой реализованной автомобили платят таковой сбор — от 25 тыс. руб. Конкретная сумма зависит от мощности двигателя. Допустим, седан типа Lada — около 35 тыс. руб., иномарки замечательнее — 50-60 тыс. руб., грузовик КамАЗ — 360 тыс. руб.

Быть может, в итоге так и будет — компенсация окажется не живыми деньгами, а зачетом утилизационного сбора снова произведенных машин.

Подразумевается, что производители предоставляют сведения о продажах по программе в Минпромторг: в случае если объем превысит планку еще до декабря, проект закроется. Получается, что количество участия в программе зависит лишь от популярности и активности производителя его автомобилей.

Но, специалисты уверяют, что неофициально 10 млрд руб. уже распределили между производителями. какое количество всего реализовано машин по программе, неизвестно — консолидированных сведений у Минпромторга до тех пор пока нет. АвтоВАЗ за сентябрь реализовал по программе 13 247 машин: 12 266 по схеме утилизации и 981 по trade-in. Большая часть клиентов продукции АвтоВАЗа заменили ветхие машины на Lada Granta.

Но в случае если у АвтоВАЗа часть клиентов по программе со скидкой за trade-in всего 7%, то у остальных производителей ожидается больше. К завершению программы часть trade-in составит четверть в среднем по производителям,— прогнозирует директор утилизаторов и объединения переработчиков Руслом.ком Виктор Ковшевный.

Неразбериха с разборщиками

По словам вице-президента по связям и коммуникациям с общественностью Ford Sollers Елизаветы Новиковой, продавцы машин средней ценовой группы ожидают куда более значительных результатов от участия в данной программе, чем от прошлой, как раз за счет добавления trade-in.

Мой автомобиль в утиль сдавать рано. Исходя из этого в салон дилера Renault я направился определить о trade-in. Мы прикидываем настоящую рыночную цена вашего автомобиля по статистике предложений на auto.ru и вычитаем определенную сумму на собственные затраты по реализации. В простом случае, реализовав самостоятельно, вы выручите очевидно солидную сумму.

Но на данный момент 40 тыс. руб. доплачивает государство: при сдаче в trade-in недорогой автомобили вы получите те же деньги, что и самостоятельно реализовав,— растолковал мне консультант. Я проверил: сопоставил предложенную в trade-in сумму с ценой на автомобили, подобные моей, на auto.ru. Все правильно: в случае если trade-in добавит 40 тыс. руб., возможно будет нормально сдать автомобиль, не связываясь с независимой продажей.

C утилизацией тяжелее. У компании-утилизатора, которая примет автомобиль, должна быть лицензия, в вернее, сходу три лицензии — на утилизацию тёмных, опасных отходов и цветных металлов 1-4-й категорий. В другом случае выданная компанией справка о приеме на утилизацию основанием для скидки у дилера не послужит. На вопрос, какого именно вида либо примера должна быть справка, подтверждающая сдачу на утилизацию, внятно в салонах дилеров мне не ответили.

В одном салоне заявили, что прекрасно бы к данной справке приложить копию лицензии утилизатора, в другом сослались на некоторый реестр уполномоченных компаний, к каким вопросов не появится. Таковой реестр, в котором на сегодня 285 приемных пунктов по всей России, Руслом.ком уже представил в Минпромторг. Но компаний, владеющих лицензиями, намного больше и справки, выданные ими, также легитимны.

Дабы узнать, как все происходит, я позвонил в одну из компаний, предлагающих услуги утилизации. Представился обладателем гниющей во дворе шестерки не на ходу. Да, приедем и безвозмездно заберем. И справку дадим,— заверили меня в компании. На вопрос о наличии лицензий честно согласились, что владеют лишь разрешениями на переработку металлов, а работа с страшными жидкостями регламентирована соглашением с организацией, у которой такая лицензия имеется.

В реестре Минпромторга компания также не значится. Выслушав мои сомнения в легитимности для моего дилера, мне сказали, что у компании соглашение с двумя салонами, каковые ее утилизацию признают. Данный разговор превосходно характеризует нынешнюю неразбериху: правила, по которым утилизатор согласится либо не согласится Минпромторгом, до сих пор не опубликованы.

В итоге многие салоны, сделавшие скидки, рискуют не получить от Минпромторга компенсацию из-за нелегитимности утилизаторов.

До конца не прояснен вопрос, кто обязан платить за утилизацию. Совершенный вариант, в то время, когда за твоим хламом приехали и безвозмездно его увезли. Теоретически так должны поступить с не подлежащими восстановлению машинами, завезенными в Россию начиная с 1 сентября 2012 года либо произведенными в Российской Федерации начиная с 1 января 2014 года: утилизационный сбор на эти автомобили уже был взят страной с производителей, другими словами заложен в цену, заплаченную клиентом.

Но на вопрос, как реализовать право на бесплатную утилизацию, специалисты разводят руками: деньги государство взяло, но пока никому не передало и механизм утилизации не предложило. Соответственно, пока взаимоотношения автовладельца и утилизатора — дело их обоюдного интереса. Как правило безвозмездно заберут автохлам те, кто занимается авторазбором — продажей б/у запчастей.

Либо те, кто занимается лишь сбором металлолома. Подобные организации в действительности антиутилизаторы: вероятнее, неметаллические остатки (стекло, пластмасса, резина, страшные жидкости и т. п.) они просто выбросят на свалку. Наряду с этим у таких авторазборщиков либо металлоломщиков смогут быть все нужные лицензии, и выданная ими справка об утилизации будет легитимной.

По оценкам специалистов, из 600 тыс. машин, переданных на утилизацию по прошлой программе, лишь 50% были честно утилизированы. По наблюдению Виктора Кошевного, и сейчас авторазборщики — главная угроза для настоящей утилизации. Кое-какие дилеры заключают соглашения с компаниями-утилизаторами о бесплатной утилизации для собственных клиентов.

Согласно данным Кошевного, во многих случаях утилизаторами выступают как раз разборщики, каковые сами платят дилерам по 4 тыс. руб. за каждую машину, посланную на утилизацию как раз к ним.

Честный утилизатор, вероятнее, безвозмездно вывозить не будет, а за утилизацию машиныпопросит доплатить 2-3 тыс. руб.— сданный металл не покроет затрат на утилизацию всего остального. Главный доход утилизатора — на сдаче катализатора и металла, в котором находятся редкоземельные металлы и платина. К примеру, в катализаторе дизельного двигателя платины до 8 граммов.

Действительно, с учетом возрастной структуры большая часть автомобилей, идущих на данный момент на утилизацию, катализаторов не имеют. Еще возможно получить на переработке масел, резины и аккумулятора,— говорит Ковшевный.— Доход от сдачи металла легковой машины — 4-6 тыс. руб. А вот затраты на утилизацию одного автомобиля на заводе со шредером при полной загрузке на потоке — 2 тыс. руб., но при маленькой загрузке удельный расход взлетает вдесятеро, до 23 тыс. руб.

Исходя из этого, само собой разумеется, на данный момент поток автомобилей на утилизацию по госпрограмме весьма удачен.

Оживление обновления

Каждый год в Российской Федерации продается 2,5-3,5 млн новых машин. В текущем году ожидается 2 млн. Но кроме того на фоне этого падения 170 тыс., стимулированные государственной программой, составляют меньше 10% рынка. Однако для его помощи это важная мера. Согласно данным агентства Автостат, в Российской Федерации сейчас числится 48 млн транспортных средств. Из них 15% (7,2 млн) уже давно не ездят и по идее подлежат утилизации.

В развитых государствах выбраковка автопарка образовывает 6% в год, а в Российской Федерации — 2%. В русском автопарке часть автомобилейстарше 15 лет образовывает более 30%, а автобусов и грузовиков — более 50%. В Минпромторге подготовлены поправки к закону О безопасности дорожного перемещения, каковые предусматривают предельный срок эксплуатации коммерческих машин (прежде всего автобусов и грузовиков) — 15 лет. Поправки смогут вступить в силу с июля 2015 года.

Мы призываем продолжить правительственную программу обновления парка машин и по окончании 1 января 2015 года. Это повлияет не только на стимулирование спроса на новые автомобили, но и — c учетом возрастной структуры парка машин — на безопасность дорожного перемещения,— говорит Виктор Ковшевный.

Основная задача, само собой разумеется, исключить из госпрограмм авторазборщиков, маскирующихся под утилизаторов. Автостат оценивает вторичный рынок автокомпонентов лишь для автомобилейв Российской Федерации в 2013 году в $22,5 млрд, а в 2014 году прогнозирует его рост на 7,3%, более чем до $24,1 млрд. Не обращая внимания на спад продаж новых машин, это в полной мере логично: падение доходов подталкивает и к обслуживанию машин в недорогих сервисах, и к приобретению запчастей, бывших в потреблении.

При утилизации по всем правилам запчасти машинально выводятся из оборота, что, по оценке Руслом.ком, предоставит шанс русскому легальному рынку автокомпонентов расти до $10 млрд в год. Специалисты Руслом.ком изучили статистику ГИБДД и сделали вывод, что в ближайшие десять лет комплексные программы обновления утилизации и парка транспортных средств, вышедших из эксплуатации, должны привести к выводу из эксплуатации 27 млн ветхих и аварийных автомобилей, что положительно скажется на понижении тяжести последствий ДТП.

Имеется кроме того подсчеты: число погибших в ДТП снизится практически на 7 тыс. в год, а неспециализированный экономический ущерб уменьшится на 170 млрд руб. в год. Победят, конечно, и утилизаторы. Сейчас их оборот в Российской Федерации оценивается в 1 млрд руб.

В случае если будут введены неизменно действующие национальные программы, данный рынок, по оценкам Руслом.ком, вырастет в 400 раз.

Ломозаготовители России будут жить по-новому

Темы которые будут Вам интересны: