Валерий федоров, генеральный директор вциом (motorpage.ru)
Сравнительно не так давно специалисты агентства АВТОСТАТ совершили изучение, которое продемонстрировало, что за последние 10 лет автомобиль стал дешевее для населения. Согласно данным агентства, в 2001 году официальная среднестатистическая заработная плата в Российской Федерации составляла 3 240 рублей (около 111$), а средняя удельная стоиость нового отечественного автомобиля – 124 тыс. рублей (4250$). Новая иномарка тогда стоила в среднем – 570 тыс. рублей (19,5 тыс. долларов).
В 2011 году официальная среднемесячная заработная плат по стране составила около 22 тыс. рублей (750$), а средняя удельная стоиость на отечественный автомобиль 295 тыс. рублей (10$ тыс.). Наряду с этим средняя цена новой иномарки – 913 тысяч рублей (30,3$ тыс.).
О отношении доходов россиян и росте населения к приобретению автомобиля порталу MotorPage.ru поведал директор Общероссийского центра изучения публичного мнения, Валерий Федоров.
— Возможно ли ориентироваться в оценке доступности автомобиля на таковой показатель как средняя зарплата в экономике?
— Потому, что в 2000-е годы случилось большое «обеление» заработных платов и вправду наблюдался их значительный рост, данный показатель возможно применять в качестве ориентира для оценки доступности товаров долгого пользования. Если сравнивать с 1990-ми годами намного меньше стало граждан, каковые трудятся и приобретают доход в трех местах без оформления. Большая часть отечественных опрощеных на данный момент показывают в качестве главного доход по одному официальному месту работы.
Само собой разумеется, многим удается еще что-то где-то перехватить, но на данный момент это скорее исключение, чем правило.
Единственное, нужно учитывать, что у нас имеется большая часть пенсионеров, студентов и самозанятых, у которых нет для того чтобы понятия, как зарплата. Эти группы не учитываются при составлении статистики по средним заработным платам. В случае если я не ошибаюсь, заработную плат у нас приобретают лишь около 44% населения.
— Как сами граждане оценивают собственный способность и благосостояние выполнять громадные приобретения?
— Имеется таковой показатель — индекс самооценок материального положения. Мы каждый месяц в течении уже пяти лет задаем вопрос «Как бы вы оценили на данный момент материальное положение вашей семьи?» На основании результатов формируется индекс, чем он выше, тем лучше материальное положение. В январе 2012 года индекс составил 58 пунктов. До этого в декабре 2011 было 55, в ноябре 51, в октября 54, в сентябре 50.
В целом отмечается повышательный тренд, что не типично. В большинстве случаев в январе, по окончании праздничных дней у россиян в кармане пустовато. В целом же в случае если индекс выше 50 пунктов – это прекрасно.
Самая низшая точка индекса нами наблюдалась в феврале 2009 года – 35 пунктов. Самая высокая, перед кризисом, в августе 2008 года – 60 пунктов. Другими словами, по благосостоянию мы на данный момент фактически вышли на докризисный уровень.
— Какова Ваша оценка разделения по доходам в Российской Федерации? Это так же, как и прежде актуальная для нас неприятность?
— Да, это все еще актуально. За время замечательного роста поизводства 2000-х годов разделение очевидно не упала, а вероятно и пара усилилась. Имущественное расслоение остается очень высоким.
Более того оно морально неприемлемо для населения, поскольку обычаи и уравнительные правила советских времен никуда не провалились сквозь землю, они так же, как и прежде живут в сознании россиян. Конфликт в это же время, что мы каждый день замечаем, и представлениями о том, как должно быть, весьма силен.
В то время, когда мы спрашиваем, справедливо ли устроено отечественное государство, 80% отвечают, что не справедливо. И эта цифра не изменяется в течении весьма долгого времени.
Но, нужно подметить, что в тех же США процесс построения среднего общества и расширения класса равных возможностей зашел в тупик к 1970-м годам. С того времени расслоение в американском обществе неизменно возрастает. на данный момент разделение в Соединенных Штатах значительно выше, чем в 1960-е годы. По сути в том месте разделение на том же уровне, что и у нас.
Однако это не вызывает таковой социальной напряженности как в Российской Федерации. Все-таки в том месте имеется представление о том, что чистильщик обуви, в случае если будет настойчиво трудиться, может стать Рокфеллером. А у нас мысль общего уравнивания, и если ты Рома Абрамович, то все считаюм, что ты похитил в начале собственной карьеры.
— Чем сейчас автомобиль есть для россиян?
— Это все еще не транспортное средство, а роскошь. Как транспортное средство автомобиль частично воспринимается в больших городах, да да и то только вследствие того что в 1990-е мы замечали упадок совокупности публичного транспорта. на данный момент снова провозглашена политика, направленная на возвращение приоритета публичному транспорту.
До тех пор пока она полностью не реализована, и существует больше на словах, но в любом случае это не будет содействовать трансформации восприятия автомобиля. Он и дальше будет роскошью. К слову, многие автовладельцы готовы часами простаивать в пробках, но не пересаживаются на троллейбусы и автобусы, не смотря на то, что с позиций передвижения это довольно часто действеннее.
Еще приобретение автомобиля это проявление статусного потребления. В случае если у тебя нет автомобили, ты значительно теряешь в глазах окружающих. Наряду с этим автомобиль должен быть зарубежным, громадным и т.д.
Другими словами отношение к автомобилю у россиян не утилитарное, а скорее ритуальное.
— С вашей точки зрения рост автомобилизации в ближайщее время продолжится?
— До тех пор пока у нас будут неподъемные цены на слаборазвитый рынок и жильё недвижимости, приобретение автомобиля будет оставаться необычным замещением. Человеку хочется повысить качество и статус судьбы, показать это себе и окружающим, а раз квартира остается недоступным приобретением, остается лишь приобрести автомобиль. И чем дороже, тем лучше.
Соответственно на машины будет сберигаться спрос, подогретый этими жаждами.
— В развитых государствах рост автомобилизации достигался во многом за счет развития совокупности кредитования. А как россияне относятся к идее кредита?
— Мы еще не готовы к той денежной революции, которая наблюдалась в Соединенных Штатах в 1920-е годы, в то время, когда все стали с радостью брать кредиты. У нас как и раньше отношение к кредиту выражается формулой «берешь чужие и на время, а отдаешь собственные и окончательно».
Эмпирически в больших городах потребительское кредитование пользуется спросом. Четверть машин продается в долг. Но это все равно намного меньше, чем на Западе.
Быть может, гражданам России не достаточно дисциплины для полноценного пользования кредитами. А банкам, дабы больше выдавать кредитов, не достаточно кредитных историй. Другими словами, это эволюционный процесс.
До тех пор пока мы не дошли до отметки развития, в то время, когда кредит делается нормой и обыдённостью потребительского поведения.
Мы проводим регулярные опросы и спрашиваем, хорошее ли на данный момент время, дабы брать кредит, делать большие приобретения? До тех пор пока большая часть опрошенных дает отрицательный ответ. Но и число тех, кто вычисляет время подходящим для таких действий, всегда подрастает. на данный момент таких уже больше 20%.
MotorPage.Ru