Вадим сорокин, президент «группы газ» («автозаводец»)
Пять, пятнадцать, двадцать пять — так емко сформулировал приоритетные направления стратегии «Группы ГАЗ» на 2016 год глава фирмы Вадим Сорокин. За несложными цифрами стоят амбициозные задачи: сокращение себестоимости на 5%, повышение доли на рынке в среднем на 15% и увеличение количества выручки от экспорта до 25%.
О том, как компания будет осуществлять замыслы и каких результатов удалось достигнуть в прошедшем сезоне, Вадим Сорокин поведал газете «Автозаводец».
— В условиях падения спроса на автомобильном рынке с какими глобальными вызовами столкнулась компания в 2015 году?
— При формировании бизнес-замысла на год мы учитывали прогнозы аналитиков, обстановку на рынке, рост цен на импортные комплектующие, колебания курса валют, политику банков и другие факторы. Да, цены на комплектующие зарубежных производителей возросли. Это оказало влияние на нашей продукции и увеличение себестоимости, и продукции русских поставщиков, каковые также закупают часть компонентов за границей.
Выросла ставка по кредитам коммерческих банков: к началу 2015 года она достигала 17% для промышленных компаний. Соответственно, увеличились платежи по существующим денежным обязательствам, возросла цена инвестиций в проекты развития.
Но мы ожидали этого, трудились по кризисному сценарию, проводили корректирующие мероприятия и в итоге сумели достигнуть целевых показателей.
— Каковы результаты работы «Группы ГАЗ» в прошедшем сезоне?
— В каждом из дивизионов обстановка была различной. Так, «Легкие коммерческие и автомобили », кроме того не обращая внимания на большое падение рынка, нарастили рыночную долю, выполнили замысел по доходности. Это заслуга всего коллектива, итог напряженного труда производственников, каковые обнаружили возможность для понижения себестоимости, продавцов, применяющих разные инструменты привлечения клиентов.
Выпуск цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT» стал для нас качественным рывком — с новой моделью мы можем не только потеснить соперников в Российской Федерации, но и расширить экспортные продажи.
Прекрасных результатов достиг и дивизион «Автокомпоненты», что снабжал потребности в компании в производстве новых продуктов и деятельно развивал сотрудничество с внешними клиентами. Одной из непростых задач, к ответу которой сотрудники дивизиона приступили в зимние каникулы, стала доработка штамповой оснастки для усиления жесткости боковой поверхности цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT» на заводе штампов и пресс-форм.
Еще одно достижение — разработка пневмоподвески на шасси «ГАЗона NEXT», которая будет использована при выпуске автобуса «Вектор NEXT». Более того, это серьёзный ход в рамках подготовки производства седельного тягача на базе «ГАЗона NEXT».
Дивизион «Силовые агрегаты» понес утраты на рынке готовых моторов для главного клиента — МАЗа, что находится в непростом положении. Но ярославцы сумели освоить новые рынки сбыта, например, начали поставлять моторы для тракторов, комбайнов. Стали уделять важное внимание рынку запасных частей, увеличили реализацию и в итоге компенсировали часть утрат, которые связаны с сокращением продаж готовых двигателей.
Кстати, ЯМЗ, создав семейство 530-х моторов, обеспечил себе ответственное конкурентное преимущество: раньше двигатель для того чтобы большого уровня возможно было купить только за границей. Это настоящий пример импортозамещения. Сейчас мы предлагаем клиенту и среднетоннажники, и автобусы, и грузовики «Урал» с собственным мотором.
Посильнее всего в прошедшем сезоне кризис оказал влияние на рынке продукции дивизиона «Автобусы», потому, что без шуток сократились бюджеты регионов на закупку транспорта. Надеюсь, в 2016 году, в то время, когда страна начинает подготавливаться к Чемпионату мира по футболу, обстановка улучшится. Да, нам нужно будет побороться за заказы, но мы к этому готовы.
Успешных результатов в прошедшем сезоне достиг дивизион «Грузовики»: коллектив прекрасно поработал на внутреннем рынке, дал старт новому автомобилю «Урал NEXT». Применял дивизион и девальвацию рубля, нарастив количество экспорта. Доходность бизнеса грузовиков разрешила во многом компенсировать утраты в других направлениях.
В этом сила отечественной компании: мы производим широкий спектр коммерческого транспорта, двигателей, автокомпонентов, трудимся в различных сегментах и можем поддерживать друг друга, корректировать загрузку на фирмах в зависимости от спроса на ту либо иную технику. Еще одно отечественное преимущество — интеграция, использование одного и того же действенного модуля на различных продуктах компании: кабина для «ГАЗели NEXT» поднялась на «Газон» и «Урал», унифицированное шасси «ГАЗона NEXT» будет базой для седельного тягача и автобуса, а двигатель ЯМЗ возможно применять фактически на всей линейке автотехники «Группы ГАЗ».
— Как именно «Несколько ГАЗ» реализует стратегию импортозамещения, которая заявлена приоритетной во всей стране?
— Дабы импортозамещение принесло важные барыши, не хватает создавать маленькие производства отдельных компонентов для удовлетворения собственных потребностей. Наоборот, нужно завоевывать рынки сбыта готового продукта, соперничать с зарубежными производителями.
Я считаю, что примером действенного импортозамещения может стать ЦМФ «ГАЗель NEXT». Так как в 2013 году, в то время, когда кризисные явления в экономике еще не были очевидными, «Несколько ГАЗ» в среднем производила для русского рынка 25 тысяч «ГАЗелей БИЗНЕС» с цельнометаллическим кузовом и занимала наряду с этим около 25% в данном сегменте. Одновременно с этим зарубежные производители осуществляли контроль около 60% — та часть, за которую мы можем бороться с зарубежными компаниями, предлагая клиентам ЦМФ «ГАЗель NEXT».
Подобный сценарий уже опробован «Группой ГАЗ» с началом производства «ГАЗона NEXT». В случае если с прошлой версией автомобиля мы занимали до 56% в сегменте среднетоннажных грузовиков, то со стартом новой модели 19 сентября 2013 года увеличили собственную долю до 72%, забрав «кусок пирога» у зарубежных компаний.
— Корректировала ли «Несколько ГАЗ» замыслы развития экспорта?
— По результатам 2015 года 22% в выручке компании пришлось на поставки за предел. В 2014-м мы лишь еще определяли приоритеты, изучали возможности завоевания новых рынков. Утвердили стратегию «3+2», которая а также предполагает рост экспорта. А сейчас у нас имеется программа развития этого направления, рассчитанная на 5 лет.
Она амбициозна, но реалистична и предусматривает повышение доли продаж за пределами РФ к 2020 году до 50% от выручки. Для примера, федеральное правительство, которое на данный момент завершает разработку мер помощи отрасли, выяснило целевой рост доли экспорта в 25% от выручки лишь к 2025 году. Мы же должны достигнуть для того чтобы результата уже в 2016-м: бизнес-замысел компании утвержден, задачи перед дивизионами поставлены.
— Как реально при таких замыслах повышение доли на рынке России на 15% уже в этом году?
— Само собой разумеется, в некоторых сегментах «Группе ГАЗ» уже некуда расти в пределах страны, но нам принципиально важно сохранить собственный лидерство. Имеется ниши, где отечественная техника может завоевать весьма солидные позиции. 15% роста — залог того, что, в то время, когда спрос восстановится, мы не утратим клиентов и сможем стремительными темпами расширить доходность.
Другими словами, победим не сражение, а войну.
— Над чем еще предстоит трудиться коллективу «Группы ГАЗ» в текущем году?
— Уровень качества — это то, от чего напрямую зависят повышение доли на внутреннем рынке и рост экспортных продаж. на данный момент сложно прогнозировать, как будет складываться экономическая обстановка, что станет с ценой на нефть либо с курсом американского доллара. Но мы должны уменьшать накладные затраты, обнаружить внутренние резервы, получать лучших стоимостей от поставщиков и тем самым снижать действие внешних факторов на бизнес.
«Несколько ГАЗ» продолжит реализацию инвестиционной программы. В марте приступим к выпуску цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT» со средней базой. В последних числахАпреля — мае выпустим первые автобусы «Вектор NEXT».
Много работы предстоит в связи с массовыми продажами в текущем году ЦМФ «ГАЗель NEXT» и «Урала NEXT». Планируем сделать более утилитарным «Соболь 4х4», приспособить его, а также к запросам охотников и рыболовов.
Еще одна масштабная задача — старт серийного производства двигателя ЯМЗ-534 на метане: его опробования завершились на Ярославском моторном заводе.
Кроме этого нам предстоит осуществить маленькие, но очень важные проекты, приспособив машины к требованиям конкретных рынков, разрабатывая продукты для новых сегментов. В частности, планируем заниматься созданием «ГАЗона NEXT» с полной массой 12 тысячь киллограм, «ГАЗели NEXT» с полной массой 4,6 тонны.
— Параллельно с развитием существующего модельного последовательности «Несколько ГАЗ» реализует долговременные программы, которые связаны с разработкой электромобилей, беспилотников. Каких результатов удалось достигнуть в этих направлениях?
— По большому счету на данный момент отношение к машинам изменяется во всем мире. Имеется глобальные тренды, каковые мы не можем проигнорировать. Так, появление электромобилей не связано с сокращением невозобновляемых ресурсов. Каменный век закончился не вследствие того что закончились камни, а вследствие того что кто-то изготовил топор из латуни Тут собственную роль играется прогресс.
У людей появляется потребность в электромобилях и в беспилотном транспорте. Интернет в автомобиле весьма не так долго осталось ждать покажется, и наступит век автомобиля в сети. «Несколько ГАЗ» в ответ на новые вызовы также участвует в ходе изменений.
Объединенный инженерный центр уже проводит опробования и сертификацию примера электромобиля. В текущем году планируем изготовить первую партию и передать столичному клиенту для тестирования. Продолжаем работать над беспилотниками, реализуя программу до тех пор пока на личные деньги.
— Прогнозы — дело неблагодарное. Но все же что, по вашему точке зрения, будет происходить в автопроме в 2016-м?
— Хорошим знаком есть то, что правительство отнесло автомобилестроение к главным отраслям и к 1 марта собирается разработать программу ее развития на период до 2025 года. В январе проект представили начальникам автомобильных компаний страны. Предполагается, что в 2016-м количество национальной помощи сохранится на уровне прошлого года.
«Группе ГАЗ» занимательна программа обновления машин «скорой помощи» и парка школьных автобусов. Мы рассчитываем принимать участие в развитии техники на газомоторном горючем. И нам, без сомнений, необходимо применять собственный конкурентное преимущество — возможность производить машины с двигателями собственного производства, а также CNG.
Основная цель «Группы ГАЗ» — укрепить позиции на рынке России и деятельно осваивать зарубежные. У нас хороший продукт с дешёвой ценой, действенные каналы продажи, и мы систематично воображаем новинки. Перед коллективом компании поставлены четкие, конкретные задачи: 5/15/25 — это не просто цифры.
Они обоснованы бизнес-замыслами каждого дивизиона. Мы понимаем, как достигнуть таких результатов.