Александр халилов, председатель правления гк «автоспеццентр» («коммерсант»)

Александр халилов, председатель правления гк «автоспеццентр» («коммерсант»)

За два года в русском авторитейле более 170 дилерских центров поменяли собственников, по данным «Автобизнесревю». самый агрессивным игроком стала несколько компаний «Эла»: в 2013 году она приобрела более большой «Автоспеццентр» (АСЦ), а в конце 2014 года объединенная компания консолидировала столичный бизнес петербургского дилера «Мега Авто». на данный момент АСЦ не торопится с новыми сделками: рынок в острой фазе кризиса и активы смогут еще подешеветь, говорит в собственном первом за 16 лет интервью главаГК «Автоспеццентр» Александр Халилов.

– Как вы попали в бизнес?

– По окончании университета по распределению отправился трудиться на армейский завод «Сапфир». Позже, в то время, когда Ельцин стал первым секретарем горкома партии, мы пошли к нему с инициативной группой из шести человек и внесли предложение выстроить МЖК (молодежный жилой комплекс.– “Ъ”) «Сабурово». С жильем в Советском Альянсе были неприятности.

– Другими словами вы начинали с девелопмента, продаж квартир?

– Нет, это не имеет к девелопменту никакого отношения. Это была намерено созданная программа – учёт и распределение жилья для молодежи до 30–35 лет. Мы внесли предложение трудиться в третью смену и по ночам выстроить себе квартиры. И мы собрали 5 тыс. человек и строили квартиры. Любой человек увольнялся с работы и два года трудился на производстве плит.

Во всей стране давали по 5 метров на человека, а нам – по 9. И Ельцин это дело одобрил. В итоге выстроили 3545 квартир.

Первый громадный проект – строительство школы: у нас было 35 первых классов. Огромная школа была, самая громадная в Советском Альянсе. Выстроили, в первый раз в истории, детские сады с бассейнами, сами спроектировали, цифровую станцию телефонную.

Позже открыли в том месте Инкомбанк. Фактически говоря, с этого все и началось. Показался банк, стало возмможно поставить в том направлении одного отечественного основателя, и вот тогда начал заниматься бизнесом, ушел с завода.

Мы выступали и в качестве меценатов в культуре. Возможно заявить, что выступили спонсорами производства фильмов «Асса» и «Тёмная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (режиссер – Сергей Соловьев.– “Ъ”). Кроме этого мы поддержали в свое время «Кинотавр».

– Как продолжительно вы занимались банковским бизнесом?

– Банковским бизнесом я фактически не занимался. Мы банк, по окончании того как закончили строить МЖК «Сабурово» в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Банк стал дальше развиваться, а я вот начал заниматься машинами.

– Из-за чего?

– А вследствие того что банковский бизнес тогда казался по большому счету непонятным, и в то время в финансы шли троечники. А более талантливые шли в МГУ, МИФИ, Физтех.

– Откуда у вас показался начальный капитал?

– Ниоткуда, легко собственные деньги забрали, и все. Приобрели-реализовали, получали и не тратили.

Я вам растолкую, как было тогда. Инфляция была 200%. Вы берёте сейчас «Жигули» за 10 руб., подождали чуть-чуть и реализовали за 20.

А кредит тогда в банке возможно было забрать за 5% годовых. Вы за два месяца имеете возможность на две автомобили получить. А дальше вкладывайте в бизнес, и это как пирамида, через год у вас будет в том месте 1000%.

– Кредит вы брали в Инкомбанке?

– В Инкомбанке сначала, позже в других банках.

– С кем из Инкомбанка были привычны?

– С Володей Виноградовым (основателем Инкомбанка.– “Ъ”), он был отечественный, сабуровский. Жил в соседнем доме со мной. Мы, в связи с тем что занялись постройкой домов, отделкой, имели возможность на стороне деньги получать. И мы тогда создали кооператив «Сабурово», и главой кооператива был Володя Виноградов.

Он погиб во второй половине 90-ых годов двадцатого века.

– В автобизнесе начинали с российских марок?

– Да, с «ВАЗов», грузовиков «ЗИЛ». И «Москвичи» еще были, «Алеко».

– А зарубежные?

– Первой маркой у нас была Kia. Мы были вторыми дилерами Kia в Российской Федерации, в мае 1995 года подписали договор. Кстати, юбилей – 20 лет назад мы начали реализовывать Kia.

Это была компания Kia Russland – именовали себя русским, но компания была германская. Мы приобрели 50 микроавтобусов.

– Как вы попали на «Автотор»?

– В «Автотор» меня пригласили. В 1995 году мы начали реализовывать Kia, а во второй половине 90-ых годов двадцатого века у Владимира Ивановича Щербакова (основатель «Автотора».– “Ъ”) показалась мысль начать собирать автомобили в Калининграде. И он меня пригласил к себе вице-президентом, заниматься созданием дилерской сети, продажей, закупкой автомобилей.

Я брал машинокомплекты все, какие конкретно необходимо цвета, модели, и позже мы через дилерскую сеть реализовывали. Я у него отработал до 1999 года. Был период, в то время, когда желали начать премиум-бренд в том месте собирать и решали, BMW либо Mercedes.

В итоге договорились с BMW.

Тогда была забавная история. В Австрии имеется завод, где собирают Mercedes Gelandewagen, и мы подружились с его директором. Договорились, что будем собирать автомобили, он дал наборы, мы их собрали, а это не было согласовано с Mercedes. Был громадной скандал.

Это было 16 лет назад, и тогда еще не было понимания дилерских стандартов в том ключе, как это принято на данный момент, действовали по наитию.

– Какой опыт вы взяли на «Автоторе»?

– В первый раз в том месте я всегда общался с теми, кто осознаёт западные модели управления бизнесом. Как автомобили заказывают, как необходимо модели разрабатывать, какая стратегия у какого именно бренда. У нас же все по блату раньше было, все бегали за продавцами, дабы приобрести машину.

– Чем зарубежный автобизнес отличается от русского?

– Думаю, отечественные дилеры – одни из лучших в мире. И уж совершенно верно лучше, чем в Соединенных Штатах. Уровень образования у них совсем второй.

В том месте в случае если на сто человек имеется один с высшим образованием, то прекрасно. У нас на данный момент считается респектабельным и занимательным бизнесом, а в том месте это считается чем-то ругательным.

Я считаю, что Америка убила автомобильный бизнес – принципом, в то время, когда вы приходите в автосалон и начинаете торговлю. Придите в магазин Chanel, вам дадут в том месте скидки? Не дадут.

Я считаю, что не в том направлении идет автобизнес. Лучше бы чуть опустили цены либо дабы были везде фиксированные стоимости. Особенно на данный момент, в то время, когда клиенты по автосалонам вечно, и уже легко все трудятся в минус. К примеру, BMW, Mercedes либо Audi каждый год снижают цены, только бы обогнать соперника. В итоге теряют все – и производители, и дилеры.

Я считаю, что с позиций качества, подхода, анализа, понимания в Российской Федерации важный автодилерский бизнес. И это сверхтяжелый бизнес. В Соединенных Штатах если вы берёте автосалон, то 3–4–5% годовых вы платите.

У нас ставки 20%. Исходя из этого, конечно, вам приходится думать в десять раз больше. Получать больше денег, дабы минимизировать затраты.

– Из-за чего в 2013 году несколько «Эла» приобрела «Автоспеццентр»? Желали захватить долю рынка?

– Данной цели не было. Мы наблюдали активы, каковые очень сильно недооценены и имеют потенциал роста в несколько раз. В АСЦ мы заметили, что имеется таковой потенциал, исходя из этого забрали.

И еще мы руководствовались тем, что более 50% брендов АСЦ были премиальными, отыскать их весьма не легко.

– В 2012 году у ГК «Эла» было 7 автодилерских центров и выручка 11,2 млрд руб., в то время как у АСЦ – 19 центров и выручка 32 млрд. Как вам удалось приобрести компанию более чем вдвое больше, чем ваша?

– У нас показатели денежные были лучше, чем у АСЦ. Я банкам, что мы делаем со своей компанией и что мы можем делать с АСЦ.

– Прошло два года, инвестиция окупается?

– Нормально окупается. Мы досрочно вернули большую часть кредита.

– В данной сделке вы выкупали акции у существующих акционеров. Вас не останавливало то, что эти деньги уходят из компании, а вам нужно опять инвестировать?

– Очень не требуется было инвестировать, по причине того, что у АСЦ фактически долга не было. Мы переоформили кредит, кое-какие банки перекредитовали, каковые по окончании сделки почему-то опасались.

– На приобретение акций АСЦ вы брали кредит на $170 млн в Столичном кредитном банке (МКБ)? Что в залоге?

– Да, в МКБ. Изначально было 100% акций АСЦ заложено.

– На рынке говорят, что вы дружите с основным владельцем МКБ Романом Авдеевым.

– У нас чисто рабочие отношения. Банк доволен нами. Неприятностей с нами нет, все обязательства мы перевыполняем, по обороту, по возврату.

– Имеется возможность забрать в МКБ льготный кредит на новые MA?

– Мы ведем переговоры. До тех пор пока неясно, что с рынком. Был момент, в то время, когда мы думали еще сделки совершить.

А на данный момент решили подождать, по причине того, что активы еще подешевеют и возможно будет еще дешевле приобрести.

– Вы интересовались «Независимостью»?

– Да, интересовался. Я не могу и не желаю это комментировать. Ею интересовались многие.

– Но с «Независимостью» может что-то сложиться?

– У нас большое количество с кем может сложиться. Я не могу до тех пор пока сообщить с кем, по причине того, что неясно, что на рынке будет.

– В 2014 году вы приобрели семь салонов «Мега Авто», как сообщалось, более чем за 1 млрд руб. Кредит на эту сделку также предоставил МКБ?

– Да. Они просто нас знают. А мы из-за чего с ними – по причине того, что они весьма скоро принимают решения и с ними легко легко.

У нас имеется еще один партнер – Транскапиталбанк.

– У вас какие конкретно ковенанты по займам? В кризис не столкнулись с проблемами по их исполнению?

– До тех пор пока мы идем в плане по прибыли. на данный момент начинается самая острая фаза кризиса.

– В мае достигнуто дно продаж? Либо падение продолжится?

– Я думаю дна возможно достигать в течение двух лет.

– В то время, когда ЦБ поднял главную ставку, у вас очень сильно повысилась цена привлечения средств?

– Само собой разумеется, конечно, как и у всех.

– Ваши соперники говорили, что у них приблизительно на том же уровне осталась, пара процентов подняли, и все.

– У нас три больших партнера: Volkswagen, Renault-Nissan, Kia-Hyundai. Финансирование всех стоков идет от Volkswagen Bank, Renault-Nissan Bank и других. Когда кризис жахнул, они повысили ставки.

Автомобили все они нам поставляют, у нас имеется рассрочка, месяц либо два, позже у них счетчик трудится. Они повысили ставку кредита на закупку машин до 23%. Это сделали кроме того западные кэптивные банки, у них рисков никаких нет.

Они дилеру дали автомобили, посчитали проценты, и дилер заплатил. У них риска невозврата по большому счету нет. Наряду с этим у нас также имеется банки, каковые на считаные проценты подняли.

Но все равно средняя ставка уже у нас была 19%.

А потребкредиты еще хуже. Был момент, в то время, когда они по большому счету увеличились до 30%. на данный момент потребкредиты дотируются, они где-то имеется и 7%, и 9%. Но данный кредит дается всего на год, а вы должны 50% сходу заплатить.

– Какие конкретно инструменты господдержки оказывают помощь рынку больше всего?

– Никакие.

– А утилизация?

– Она до тех пор пока поработала месяц-два. Судя по результатам апреля, не сильно помогает. Рынок падает и падает.

Май еще хуже.

– Какие конкретно у вас результаты по 2014 году и по первому полугодию этого года?

– Мы существенно ниже падаем, чем рынок. И имеется торговые марки, в которых мы по большому счету не падаем.

– Это премиальные марки?

– Не только, имеется и массовые. Имеется различные стратегии, имеется стратегия корейская – у них прибыль не в приоритете, основное, долю рынка увеличивать. Имеется стратегия Volkswagen, они не желают кроме того собственную долю удерживать.

Они желают, дабы дилерская сеть сохранилась и какая-то прибыль была. Исходя из этого подобные автомобили Skoda Rapid и Hyundai Solaris раньше стоили одинаково, а на данный момент Rapid на 20% дороже стоит.

– Сколько будет реализовано автомобилей в 2015 году?

– Ассоциация европейского бизнеса уверен в том, что будет реализовано 1,9 млн автомобилей, а я думаю – 1,4 млн. Какие-то торговые марки идут, какие-то не идут. Легко народа с деньгами нет. К примеру, заберём апрель. Мы в долг реализовали 50% машин и все равно упали.

Это о чем говорит? Что людей с наличными меньше и меньше. Вторичный рынок, как ни необычно, в апреле быстро встал.

– Автобизнесу не достаточно господдержки?

– Бизнесу не нужна помощь, бизнесу необходимо не мешать. Когда вы любой ход делаете, вас тормозят и говорят, нет разрешения, и без того потом. Необходимо не мешать на муниципальном уровне.

– К вам зачастили из пожарной инспекции?

– Ну все что угодно. Любое разрешение на какие-то парковки-заезды. Сейчас весьма не просто с рекламой – оформление пилонов, вывесок, знамён – это смело возможно назвать административным барьером в работе автосалона.

Мы с этим барьером сталкиваемся.

– Это произошло по окончании аукционов 2013 года на наружную рекламу в Москве? Получается, рынок отрегулирован неудачно и бизнес пострадал?

– Само собой разумеется. Ну а распоряжение, по которому площади, где стоят машины, считаются торговыми и, следовательно, за них нужно будет платить дополнительный налог. Желали в июле в виде опыта ввести это в Питере и Москве.

И делают это на данный момент на протяжении кризиса. РоАД (ассоциация «Российские автомобильные дилеры».– “Ъ”) уже выступила против этого.

– Многие дилеры пробуют сбить кадастровую цена собственных автосалонов, к примеру, это делал «Рольф».

– Это по большому счету страшная обстановка. Два года назад нам увеличили цену аренды почвы в 13 раз за шесть месяцев – аренду подняли втрое, а кадастровую цена более чем в четыре раза. Условно говоря, в случае если мы раньше платили 100 тыс. за аренду участка, то сейчас должны платить 1 млн 300 тыс. на данный момент помой-му идет какой-то откат назад, ассоциация дилеров пробует отыграть, РоАД ведет переговоры.

Но я не осознаю, чем думали госслужащие.

– В частном порядке собираетесь судиться?

– Нет, мы не планируем.

– А что тут еще возможно сделать?

– Они должны и отменить. Как возможно что-то в 13 раз повышать?

– Ваша позиция по поводу легализации параллельного импорта?

– Само собой разумеется, его нужно дать добро. Это приведет к тому, что люди будут брать запчасти дешевле. У нас имеется случаи, в то время, когда те же самые уникальные запчасти в Российской Федерации стоят втрое дороже, чем в Эмиратах.

Что, у нас страна такая богатая? Правительство должно это сделать, по причине того, что для потребителей это прекрасно. И во всех государствах это имеется.

– Вы сами станете импортировать?

– Да, само собой разумеется.

– В кризис появился оттекание к частным автосервисам?

– Да, падение в автосервисе на данный момент около 10%. Во-первых, это оттекание к серым компаниям, в гаражи. И плюс запчасти. на данный момент на Audi каждый второй приезжает со своей запчастью, которую берёт неизвестно где.

– Как вы вычисляете, последуют ли другие торговые марки примеру Дженерал моторс?

– Обстановка с GM – это политика в действительности. Им сообщили уходить, они ушли.

– А Ford тогда из-за чего тут?

– Ford – личная компания. 30–40% ее акций остались за семьей Форд, которая принимает все решения. Это реально семейная фирма, хоть и публичная.

В отличие от GM, где всецело национальное финансирование.

– Из-за чего Ford инвестирует в Россию?

– Не смотря на то, что отечественный рынок упал, но все равно большой. Ford держится, старается минимизировать убытки.

– «Автоспеццентр» – также домашний бизнес?

– Да, АСЦ – семейная фирма.

– У вас какая часть в АСЦ?

– Не могу сообщить.

– У вас полный контроль над принятием ответов в компании?

– Само собой разумеется, мы советуемся. Я обожаю советоваться, по причине того, что одному сложно принимать решения.

– Это принципиальное ответ – не выходить в регионы?

– Это не прибыльно. В моем понимании один салон в Москве – это как пять-десять региональных. Какой в этом суть?

– Вы планируете премиальные торговые марки наращивать?

– Хотелось бы премиальные. По причине того, что в случае если взглянуть, у нас салонов Skoda избыток, Kia – достаточно, Hyundai – достаточно, Nissan – достаточно.

– Из-за чего АСЦ закрыл салон Suzuki?

– Поменяли на более прибыльный и занимательный для себя бренд. У нас два автосалона Nissan, соответственно, нам удачнее быть дилерами Datsun.

– А Mitsubishi? Не жалеете, что бренд был у вас в портфеле?

– Он достался нам в наследство. У Mitsubishi, как у всех, появились неприятности. Что с Ford, мы пока не понимаем.

Исходя из этого, само собой разумеется, премиальные торговые марки необходимо развивать. на данный момент у нас 45% брендов – премиальные.

– Вы желаете стать номером один в русском авторитейле?

– Да, возможно. В случае если окажется – стать номер один и плюс IPO сделать.

– В то время, когда может произойти IPO АСЦ?

– Я пологаю, что через три-четыре года по окончании разрешения кризисной ситуации на Украине.

«Коммерсант»

Магамед Халилов — Тебя Не Верну (Премьера 2018)

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: