Стрессовая ситуация
Девальвация рубля без шуток ударила по автобизнесу. Ни одна из автомобильных компаний, трудящихся у нас, не закладывала в собственные замыслы столь сильные колебания валютных направлений. А также самые негативные сценарии не предусматривали для того чтобы развития событий.
В итоге классические бизнес-проекты были несостоятельными. на данный момент их без промедлений производят перерасмотрение все участники авторынка.
Как продемонстрировал совершённый нами опрос начальников зарубежных автомобилестроительные компаний и корпораций, автобизнес имел возможность бы довольно безболезненно пережить падение русском валюты только на четверть. Тогда бы не было нужно принимать феноменальные меры. Достаточно было сократить издержки и пожертвовать маржой. Но сейчас нужно судорожно искать пути решения проблемы и перестраивать бизнес.
В конце прошлого года многие участники рынка по большому счету были в состоянии паники. Кое-какие из них собственные сборочные фабрики и временно прекратили поставки машин в Россию.
На первый взгляд, несложнее всего компенсировать валютные утраты за счет увеличения стоимостей. Но применять данный вариант полностью нереально. Все замечательно знают – резкое увеличение цены машин приведет к обвалу покупательского спроса. Исходя из этого главные игроки собираются проводить увеличение неспешно, порциями по 10-15%. Кроме того какое-то время реализовывая машины себе в убыток.
Но так приучая потребителя к новым ценовым реалиям.
В это же время, кое-какие большие корпорации собираются сдерживать ценовой рост и воспользоваться обстановкой для увеличения собственной доли на рынке. Как отметил в беседе с нами глава “Фольксваген автомобили ” в Российской Федерации Пьер Бутен, концерн может позволить себе в течение определенного срока покрывать утраты в одной стране за счет успешных продаж в других регионах. Но такие возможности имеется далеко не у всех.
К примеру, вряд ли корпорация “Дженерал моторс” решится так поддержать в Российской Федерации “Опель”. Так как компания и без того в течение последних лет приносит убытки. Не будут компенсировать российские утраты за счет вторых направлений и довольно малые японские производители – масштабы бизнеса не разрешают.
Словом, пути игроков разойдутся. А различные стратегии в обязательном порядке обернутся переделом структуры и ценовыми войнами рынка. Начнутся баталии в марте, в то время, когда совсем иссякнут запасы прошлого года, а кое-какие дилеры избавятся, наконец, от так называемых “желтых” машин.
Кто кого?
Особенно твёрдой ожидается борьба в массовом сегменте, что значительно посильнее, чем премиальный, пострадает от кризисных явлений. Атаковать конкурентов, вероятнее, начнут большие японские и корейские компании. Их утраты от девальвации рубля чуть ниже, чем у европейских и американских производителей из-за воны курсов и падения йены.
– Преимущество в текущем году возьмут компании, каковые меньше, чем остальные, поднимут цены, – отмечает глава аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков. – А также, за счет высокой степени локализации производства. К примеру, “Renault”.
Тут кроме этого необходимо отметить и концерн “Volkswagen”, что основательно подготовится к вероятным катаклизмам, выстроив в Российской Федерации личный завод по выпуску двигателей. По оценкам специалистов, это разрешит снизить затраты на каждом автомобиле на 70-100 тысяч рублей.
– А отстающими окажутся те, кто и в прошедшем сезоне не смог продемонстрировать прекрасные результаты, – продолжает Сергей Целиков.
Одним из факторов, каковые приведут к большому падению продаж, станет сокращение количеств автокредитования. Как мы знаем, сейчас в массовом сегменте заемные средства завлекал практически каждый второй клиент. на данный момент часть таких клиентов уменьшится многократно. Так как последовательность больших банков прекратили выдавать автокредиты, другие же задрали ставки на уровень около 30%.
Практически, не так долго осталось ждать на рынке смогут остаться только дочерние банки больших производителей. Но и их возможности по привлечению ликвидности ограничены.
– Возможно, часть кэптивных банков на рынке автокредитования в скором времени мало подрастет, – думает президент ЗАО “Тойота Банк” Александр Колошенко. –Это возможно связано с тем, что универсальные банки при большой турбулентности на рынке, первым делом, закрывают автокредитование и кредитование дилеров, как самые рискованные области бизнеса. Кэптивные банки изначально создавались для конкретных задач: кредитовать дилеров и предоставлять клиентам кредиты на приобретение машин, кроме того в самые тяжелые времена.
Другими словами, пока кэптивный банк имеет возможность выдавать кредиты, с учетом цены ликвидности, кредитных и операционных рисков, он будет это делать. Иммунитета от локального денежного рынка у дочерних банков автокорпораций, разумеется, нет. Как нет и «недорогих» средств из-за предела. Однако имеется хорошее познание автобизнеса и относительно низкие операционные затраты. Это разрешает ощутимо снижать собственную маржу и предлагать ниже ставку по кредиту для дилера и клиента.
Дружно это окажет помощь продолжительнее оставаться на рынке кроме того в сложные времена, но полных обеспечений продолжения бизнеса, думаю, ни у кого нет.
Легко не хорошо либо хуже некуда?
У “Автостата” пара сценариев развития обстановки на русском авторынке в 2015 году. Оптимистичный прогноз предусматривает падение продаж приблизительно на четверть. Шоковый сценарий свидетельствует обвал – до миллиона машин в год. Наряду с этим количество продаж автомобилей отечественных марок без шуток не изменится. А поставки иномарок клиентам упадут в два с половиной раза.
Разумеется, что подобное цунами не переживут многие дилерские центры, в особенности в регионах.
– Мы подсчитали: неспециализированное падение продаж приблизительно на тысячу машин в год ведет к закрытию одного дилера, – делится своим взором на обстановку глава ассоциации “Российские автомобильные дилеры” (РОАД) Владимир Моженков. – Другими словами, если не принимать срочных мер, в текущем году смогут закрыться не меньше 500 дилерских центров.
Дабы хоть как-то поддержать продажи, РОАД внесла предложение влияниям возобновить программу льготного автокредитования, и обнулить транспортный налог на новые машины, отвечающие экологическим стандартам “Евро 5” и “Евро 6”.
– В Российской Федерации до сих пор весьма ветхий автопарк, и в кризисных условиях его возможно продолжать интенсивно обновлять, поддерживая наряду с этим автобизнес, – вычисляет Владимир Моженков. – Программы утилизации не хватает. Необходимы и другие стимулирующие действия. По оценкам РОАД, на субсидирование льготной ставки по автокредитам нужно выделять не меньше 10 млрд. рублей в течение года.
В случае если же денежные вливания будут кратковременными, они не дадут ожидаемого хорошего результата.
Само собой разумеется, не легко не только дилерам. Возможно с уверенностью прогнозировать: стрессовую обстановку не выдержат и кое-какие производители, которым из-за низких количеств продаж станет не выгодно содержать бизнес-структуры в Российской Федерации. И у них не останется выбора – нужно будет покинуть рынок. А желающие занять их место уже имеется и они не скрывают собственных агрессивных замыслов.
Так как согласно расчетам наибольших корпораций, приблизительно через два года у нас возможно будет ожидать новой волны спроса на машины.
«Клаксон»