Сергей савицкий, гендиректор «атлант-м» («за рулем.рф»)
В марте 2014 года топ-менеджеры холдинга «Атлант-М» совершили стратегическую сессию, на протяжении которой были выработаны главные направления развития компании на ближайшие пять лет. председатель совета директоров «Атлант-М» Сергей Савицкий прокомментировал «За рулем.РФ» текущее положение дел на рынках перспективы развития и присутствия холдинга.
– Ваша компания совсем сравнительно не так давно, в 2011 году, формулировала долгий замысел развития. Что подтолкнуло вас к его пересмотру?
– Весной этого года стало ясно, что стратегия «Мы накапливаем прибыль, дабы в необходимый момент приобрести соперников», сформулированная в 2011 году, не работает и нам нужно ее корректировать. Сейчас рынки присутствия «Атлант-М» – РФ, Украина и Беларусь – ведут себя весьма нестабильно. Во всех регионах случились и происходят стремительные трансформации. На Украине мы замечаем глубочайший политический и финансовый кризис, возможности рынка пока не поддаются прогнозированию.
В Российской Федерации автомобильный рынок достиг собственного насыщения, начал уменьшаться, и возможности для будущего роста кроме этого не сильный. В Беларуси рынок растет, но сам его размер мал и присутствует громадная зависимость от экономики России и автомобильного рынка в целом.
Обстановка осложняется тем, что давление на рентабельность бизнеса неспешно улучшается и сокровище существующей бизнес-модели понижается на всех трех рынках.
Так же, как и прежде одной из наиболее значимых задач для нас остается сокращение долговой нагрузки, поскольку существующий уровень долга не дает возможности расти за счет поглощений и сделок слияний. В итоге стратегия, сформулированная в 2011 году, на данный момент не работает, возможности для роста холдинга ограничены, а это значит, что нам нужно создать новую стратегию.
– Что же вы собираются предпринять?
– Во-первых, мы для себя определили, что потенциал роста на существующих рынках практически исчерпан, и в случае если мы желаем в будущем расти, то нам нужно разрабатывать новую портфельную стратегию, другими словами наблюдать на рынки с потенциалом для роста.
Во-вторых, для каждого из регионов присутствия нужна разработка собственной базисной стратегии и бизнес-модели, учитывающей специфику рынка и марки. В-третьих, мы откорректировали инвестиционную стратегию. И наконец, в-четвертых, выяснили главные стратегические инициативы 2014 года, направленные на улучшение существующей бизнес-модели «Атлант-М».
Портфельная стратегия холдинга «Атлант-М» нацелена на будущий рост и складывается из трех пунктов:
— Главными рынками для «Атлант-М» остаются регионы текущего присутствия, другими словами Российская Федерация, Беларусь, Украина. И тут мы должны реализовать первую фазу, фазу упрочнения, чтобы готовиться к будущему росту.
— При хорошей динамике прибыли и улучшении денежного состояния «Атлант-М» разглядывает возможность для входа на новые рынки (1-2 страны), находящиеся в стадии зарождения.
— «Атлант-М» с опаской подходит к возможности выхода в слабо насыщенные регионы РФ с высоким потенциалом роста продаж (мы готовимся к поглощениям, но активных действий сами пока не предпринимаем).
– Другими словами дерзкие менеджеры и молодые смогут паковать чемоданы и подготавливаться к десанту в Таджикистан, Узбекистан либо Кыргызстан?
– Да, мы исследуем внешние рынки, в первую очередь в бывших советских республиках, и просчитываем их потенциал, готовимся к переговорам с поставщиками, другими словами мы нацелены и подготавливаемся к следующей фазе роста. А отечественный осмотрительный подход к сделкам поглощений и слияний на существующих рынках свидетельствует, что сами мы деятельный поиск объектов для поглощений и слияний в 2014 году не ведем, но готовы и будем разглядывать все поступающие предложения, дабы не потерять подходящие для нас.
– С портфельной стратегией разобрались. Что будут делать любой из регионов?
– На протяжении сессии мы выяснили базисные стратегии для предстоящей разработки в текущем году на текущих рынках:
РФ: стратегия упрочнения с элементами стратегии инноваций;
Украина: стратегия упрочнения;
Беларусь: стратегия упрочнения с элементами стратегии экспансии.
Под экспансией мы подразумеваем применение существующей бизнес-модели в смежных сегментах, другими словами ответ на вопрос «куда и каким методом расширять существующий бизнес?» (география, продукты, клиенты, цепочка, каналы продаж, технологии). Упрочнение свидетельствует улучшение одной либо нескольких составляющих бизнес-модели, другими словами ответ на вопрос «как повысить конкурентоспособность существующего бизнеса?» (поиск синергии, структуры и оптимизация операций, увеличение эффективности, упрочнение бренда, усиление результата масштаба). А инновации – не что иное, как создание новой бизнес-модели, другими словами ответ на вопрос «как кардинальным образом поменять бизнес-модель и выйти на новые рынки?».
– А что по поводу инвестиций? Во что холдинг будет вкладываться в ближайщее время?
– Мы будем делать точечные инвестиции в автоцентры, главные генераторы прибыли, для упрочнения их материальной базы, положения на рынке и роста пропускной свойстве. От масштабных инвестиций в новые автоцентры в ближайшие 3 года мы отказываемся. Планируем только завершить строительство четвёртого автоцентров и третьего в Минске в районе Уручье (это и имеется элементы экспансии в РБ).
И параллельно будем избавляться от всех неработающих или не соответствующих стратегии активов: недостроенных строений и земельных участков на Дмитровском шоссе (Москва), участков в Кудрово (Петербург), Тюмени и Киеве.
– Как мы знаем, что ваша компания сотрудничает с западными консультантами для определения дорог предстоящего развития
– Да, «Атлант-М» постоянно стремился трудиться с ведущими мировыми специалистами для разработки отдельных политики компании и направлений стратегии. В текущем году мы решили привлечь лучших, на отечественный взор, специалистов, с которыми мы уже были привычны и сотрудничали в области обучения либо разработки стратегии для партнерских компаний. В течение этого года в разработке находятся три наиболее значимых проекта: «Продуктовый конвейер», в котором мы сотрудничаем с консультантом из америки Майклом Рэкманом, проект «Управление доходами дилерского центра» (Юрий Левин из Университета Торонто, Канада) и проект «Структура холдинга» (Генри Мун, CIEBS, США).
– В чем сущность этих проектов?
– Детально я остановлюсь на «Продуктовом конвейере», а по двум вторым только назову главные задачи. Под «продуктовым конвейером» мы подразумеваем соответствующую структуру в автоцентре, которая на регулярной базе будет генерировать и предлагать к внедрению новые услуги и продукты для клиентов. Главная цель – увеличение доходности предприятия через предоставление нетривиальных продуктов либо одолжений для клиентов.
Для этого нужно создать и запустить упаковки новых и постоянный «процесс» создания продуктов либо одолжений, имеющих для клиентов громадную сокровище, чем цена. Под каждого клиента мы должны будем обучиться создавать «собственный блюдо» из существующих «ингредиентов»: новые авто, автомобили с пробегом, денежный сервис, дополнительное оборудование, ТО и ремонт, запасные части, кузовной ремонт. Внедрение этого проекта потребует, а также, и перестройки существующей структуры отечественных коммерческих отделений.
В 2014 году мы планируем начать реализацию пилотного проекта в Российской Федерации, а в 2015 году «продуктовый конвейер» обязан получить и в других автоцентрах «Атлант-М».
Сейчас о двух вторых проектах. Проект «Управление доходами» разрешит скоро обнаружить соотношение цена/штуки в продажах машин, нормочасов и запчастей для получения максимальной прибыли для данного автоцентра в данном месте и в данное время. А проект «Структура холдинга» разрешит возможность определить оптимальную модель управления и организационную структуру для «Атлант-М», и приспособить кадровую политику и корпоративную культуру холдинга под требуемые трансформации и новую стратегию.
– Другими словами нас ожидают перемены?
– Да, нас ожидают перемены. В ходе эволюции выжили не самые большие и сильные, а самые эластичные, те, кто лучше вторых приспособился к трансформациям окружающей среды. Исходя из этого мы также должны скоро реагировать на внешние трансформации.
«За рулем»