Сергей целиков, директор аа «автостат» («автосреда»)
Продажи новых машин растут в Российской Федерации с каждым месяцем, разные рейтинговые агентства пророчат отечественной стране в будущем роль фаворита чуть ли не мирового автопрома в целом. Отечественный специалист уверен в том, что нам до этого до тех пор пока на большом растоянии, да и люди в Российской Федерации живут по большей части небогатые, и автомобили им необходимы недорогие. прогнозами и Перспективами в автомобильной отрасли с «АвтоСредой» делился директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков.
— Эксперты предрекают в текущем году рост российского автомобильного рынка. К примеру, согласно точки зрения Ассоциации европейского бизнеса, по результатам этого года рост рынка составит 30%. Кое-какие уверены в том, что через пара лет России станет авторынком №1 в Европе.
А вы какой точки зрения придерживаетесь?
— В текущем году рост российского авторынка конкретно составит более 30%: заказы у дилеров взяты, осталось совершить отгрузки новых автомобилей потребителям, поскольку что бы ни случилось на денежных рынках – народ готов брать, соответственно, год мы закроем с хорошими показателями. В соответствии с отечественным подсчетам, в текущем году будет реализовано 2,4 млн новых автомобилейплюс 200 тысяч сегмента легкого коммерческого транспорта, итого будет 2,6 миллиона машин. Это 2011 год.
Это более чем на 30% превышает результат прошлого года. Сейчас рынок номер один – Германия, где продается больше 3 млн автомобилей в год. Дабы выйти на 3 млн текущие темпы нужно сохранить на несколько лет вперед либо собрать большие темпы в будущем году.
В этом я сомневаюсь. В этом году динамика, которая была, обусловлена низкой базой плюс стимулирующие программы: утилизации, автокредитования. Все факторы закончились, предстоящих обстоятельств для роста рынка нет.
В 2012 году ожидаем в лучшем случае на уровне этого года либо с приростом на 5-7% или, в случае если экономический кризис все-таки разразится, будет падениерынка.
— В связи с завершением государственные программы утилизации автохлама, продажи АВТОВАЗа неспешно понижаются. Управление автогиганта именует цифру в 20%, но директор одного из дилерских центров LADA в интервью «АвтоСреде» говорил, что продажи упадут минимум на 50%. Ваш прогноз?
— Истина посередине: на данный момент 50% машин LADA продается без утилизации, добрая половина – с ней. Кроме того в отсутствие государственные программы утилизации, люди продолжат брать автомобили. Понижение будет процентов на 25-30.
— Существует ли на сегодня зарубежный автопроизводитель, чья продукция в скором будущем реально может потеснить машины LADA на русском рынке? Либо все-таки зарубежные торговые марки до тех пор пока от этого далеки?
— Отлично продаются корейские авто. Корейцы прекрасно попали в нишу автомобилей, в то время, когда чуть дороже, но на порядок лучше. Получается, что у АВТОВАЗа нет модели, на которую люди имели возможность бы пересаживаться по окончании «Калины» и «Приоры». А вот корейские автомобили идеально для этого подходят. Человек, что ездит на «Приоре», не пересядет, к примеру, на французский Renault Logan, ему уже необходимо что-то получше. В эту нишу и попадают корейцы.
У них модельная линейка весьма широкая, главной ценовой сегмент – от 300 т.р. до 600 т.р. А отличие в качестве автомобиля, в его потребительских особенностях, бренде, отношении все-таки имеется. И в случае если эта отличие образовывает всего 20%, то клиент не будет брать «Ладу».
У машин LADA имеется важные соперники и в собственной ценовой нише: среди них, к примеру, DAEWOO Nexia, ZAZ Chance, китайцы кроме этого начинают деятельно «лезть».
— В случае если вторая волна глобального экономического кризиса доберется до России, то какими смогут быть последствия для отечественного автопрома? Так как в 2008 году АВТОВАЗ был бы на грани банкротства, если бы не государственная программа утилизации. Да и у остальных производителей машин дела шли никак не лучше.
— Последствия будут по полной программе. Но нынешняя обстановка от прошлого экономического кризиса отличается тем, что в 2008 году была эйфория, тогда кризис не ожидали, а на данный момент ожидают. Показатели экономики такие, что он, кризис, вот-вот настанет. Но он не будет столь больным. Народ запасается и готовится. Банки выполняют обдуманную политику.
Другими словами экономический кризис возможно более продолжительным, но сглаженным.
— Не думается ли вам, что в русском автопроме нет должного национального регулирования? Все происходит самотеком, а разовые акции – утилизация и другое – не спасут положения
— Согласен. В любой стране с развитым автопромом имеется регулятор рынка, на что все ориентируются. В Германии – это VDA, альянс производителей машин. Он аккумулирует и действует системно, дабы германский автопром расширялся, крепнул, трудился по единым правилам, стандартам. У нас этого нет. VDA – параллельное стране, но весьма глубокоуважаемая организация.
Если она проводит автосалон, то на его открытие приезжает Ангела Меркель. У нас формально имеется ОАР – объединение производителей машин России, в которое не входят сборщики иномарок, они принципиально игнорируют это объединение. Они трудятся под руководством АЕБ – ассоциации европейского бизнеса. Ассоциация эту функцию брать на себя не желала, но так исторически сложилось, что она лоббирует интересы западных производителей в Российской Федерации. Идет антагонизм.
ОАР – не сильный организация, где минимальный штат, а ее начальника в стране практически только бог ведает. Имеется АЕБ, для которой эти функции не характерны, имеется минпромторг, правильнее департамент в минпромторга, что главным не есть, не смотря на то, что меры предпринимает – к примеру, все та же программа утилизации. У нас разрозненная совокупность, где нет важного. От данной спонтанности ничего хорошего.
Главным в национальном регулировании автопрома есть минпромторг, но формально.
— Совсем сравнительно не так давно в Тольятти прошла пятая интернациональная выставка-форум «Автоинвест. Автопром. Автокомпоненты».
Значимое ли это событие для отечественного города?
— Раньше – непременно. Так как раньше в осеннюю пору в Тольятти традиционно проходил автосалон, позже выставка, но на данный момент статус мероприятия понижается. Показателем есть да и то, что в текущем году его проигнорировал АВТОВАЗ. Были организованы экспозиции представителей отрасли из вторых регионов, но в текущем году, увы, невысокий интерес и минимум посетителей. В действительности все формально.
Словения была, японцы. А ведь такие мероприятия должны проводиться, нужно пробовать сохранить статус Тольятти автомобильной столицы России. Сейчас информационный и рабочий потоки аккумулируются в Москве, в том месте важная роль, город, где принимаются ответ.
Тольятти же у всех ассоциируется с АВТОВАЗом, а в то время, когда ВАЗу это делается не нужно, то всем около также не весьма интересно. Ответственна позиция ВАЗа. Если бы он продолжил поддерживать подобные мероприятия кроме того не деньгами, а хотя бы вниманием, то они бы росли и крепли.
— Что изменится при передаче управляющего пакета акций ОАО «АВТОВАЗ» французам?
– Французы говорят, что АВТОВАЗ им нужен не чтобы его задавить – им необходимы его площади, дабы предприятие развивалось, крепло и приносило прибыль. Так как они так же заинтересованы в том, дабы предприятие становилось привлекательнее. Нужно приобретать прибыль.
Не пологаю, что что-то кардинально поменяется по окончании передачи пакета им.
— В Москве состоялась конференция дилеров, на которой вы кроме этого находились. Поведайте о ней подробнее: кому и для чего она нужна и какое имеет значение для российских производителей автомобилей.
– В Москвесобрались представители основныхдистрибьюторов зарубежных марок, многих дилерских холдингов, представленных в Российской Федерации: «Форд», «Хендай», «Киа», «Вольво», «Фольксваген» и др. Цель конференции: разобраться в текущей обстановке, осознать тенденции. Кризис снова «прейдет скоро» и многим было необходимо понимать, как в этих условиях строить бизнес, поскольку и на понижении рынка возможно получать деньги.
Собрались, по большей части, те, кто пережил пара кризисов 1998, 2008 годов и вот они-то делились секретами: как развиватьсяна протяжении кризиса. Был и мелкий кусочек политики: глава минпромторга господин Рахманов обозначил позицию страны в отношении отрасли.Согласно точки зрения минпромторга, обстановка на рынке стабильна, обозримой перспективе все позитивно. Кризиса нет, автопром изменяется, локализация идет.
Весьма деятельно выходит на рынок Федеральная служба по борьбе с монопозмом, разбирает, старается создать условия, дабы не было монополий. Они рынок сегментируют по стоимостям, группам, брендам.А вот большие дилерские холдинги начинали выступление с того, что кризис будет. Лишь в то время, когда?
— Как складывается обстановка с русским автопромом на Дальнем Востоке. Так как в том месте отечественные автомобили не пользуются популярностью.
– Более 20 лет поколение этого региона выросло, не видя «Лады», получая японские автомобили, другими словами хороший, качественный автомобиль за маленькие деньги. Так сложилось, что ни в одной стране для того чтобы не было. «Японцы» — праворульные авто, а во многих государствах их эксплуатация запрещена. Но Дальний Восток в этом замысле тяжело «перевоспитать».
Но, пускай медлительно, но процесс замены японских автомобилей идет. Отечественная территория неповторима, 7-8 тысяч километров нужно преодолеть чтобы поставить на Дальний Восток машины русского производства – и отечественные, и «нашемарки». Логистика дорогая. Нужно строить предприятия при активной помощи страны. В случае если бизнес – он невыгоден, несложнее Восток «реализовать» японцам. Но государство должно думать, помогать, поддерживать территорию.
Чистый бизнес не вытянет.
– Какой автомобиль больше всего подходит для России?
– Россияне различные, но главная масса желает несложной, надежный и недорогой автомобиль. В Российской Федерации живут небогатые люди, значит, машина должна быть несложной и дешёвой. Успех Hyundai Solaris и седана VW Polo в том, чтомашина выглядит дороже, чем стоит. Японцы в свое время этим методом шли. Человек желает не недорогую, а хорошую приобретение делать.
В этом главный секрет.
Разговаривал Сергей Запивахин