Массовое повышение тарифов осаго на 60% не состоится
В первый раз за 12 лет существования необходимого страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в секторе покажется настоящая возможность ценовой борьбе: страховые компании ОСАГО с 12 апреля возьмут определенную свободу установления стоимостей при продаже полисов автогражданки в рамках тарифного коридора, при котором отклонения допускаются в пределах 20%.
Сам тарифный коридор расширится и будет трудиться с обновленными базисными тарифами в ОСАГО, он увеличится в 4 раза — с 5% до 20%.
Но, как считают аналитики, ценовые сценарии, избранные страховщиками ОСАГО, на деле будут мало различаться. Законы борьбы вынудят компании с большими сумками прижать личные тарифы к нижней границе тарифного коридора в большинстве регионов. Опасения автовладельцев о тотальном увеличении стоимостей в ОСАГО в пределах 60%, вероятнее, не оправдаются, считают аналитики.
Завершение ценовой перенастройки
Изменение тарифов в ОСАГО связано с введением новых страховых сумм по здоровью пострадавших и ущербу жизни. К 12 апреля все страховые компании ОСАГО на собственных сайтах обязаны разместить данные о новых действующих тарифах. Они будут складываться из базисных значений, каковые на 40% окажутся выше действующих, и из тарифного коридора, в которого страховые компании вправе двигаться по цене в пределах 20%.
Помимо этого, в ряде регионов Банк Росси пересмотрел территориальные коэффициенты. На 11 территориях РФ региональные коэффициенты в ОСАГО повысятся, в стольких же регионах — понизятся. В Москве и Санкт-Петербурге значения региональных коэффициентов останутся без трансформаций.
Как продемонстрировал опрос страховщиков, совершённый Интерфаксом, большие компании уже завершают процесс определения стоимостей, по которым они будут реализовывать полисы ОСАГО с 12 апреля.
Помощник председателя совета директоров компании Ингосстрах Илья Соломатин сказал, что результаты работы по тарификации в ОСАГО будут опубликованы не ранее 12 апреля — дня, в то время, когда начнутся продажи по новым стоимостям. Он сказал, что Ингосстрах применяет собственную особенную модель ценообразования. Новые тарифы по ОСАГО будут утверждены приказом по компании, они будут направлены в Банк России для сведения, — сообщил Соломатин.
Помощник председателя совета директоров компании РЕСО-Гарантия Игорь Иванов сказал, что компании еще предстоит донастроить информационную совокупность к началу продаж по новым тарифам. Он утвержает, что ценовые настройки будут достаточно узкие. Так, к примеру, в Ленинградской области планируется установить тарифы ОСАГО, ориентируясь на верхнюю границу ценового коридора, а в Петербурге и Москве — на нижнюю его границу.
председатель совета директоров СК АльфаСтрахование Владимир Скворцов сказал, что неимеетвозможности до тех пор пока сообщить о преимущественном векторе выбора стоимостей в тарифного коридора. В ряде регионов мы собираются придерживаться верхней границы тарифного коридора, в иных регионах — нижнего, серединные значения тарифного коридора будут использованы кроме этого, — пояснил он.
Вместе с тем Скворцов вычисляет наличие довольно широкого тарифного коридора ответственным достижением, потому, что страховщик сейчас сможет самостоятельно решить о корректировке тарифов в регионе, в случае если, к примеру, сочтет, что выбор нижней границы коридора себя не оправдал.
Еще одна большая компания — СОГАЗ — собирается придерживаться избирательного подхода в вопросах ОСАГО. Данный вид бизнеса не характерен для нее — портфель контрактов автогражданки у СОГАЗа занимает только пара процентов в общем количестве, но он скоро прирастает, а также в регионах. В тех сегментах транспортных средств и на тех территориях, в которых высокие прогнозы убыточности, мы будем трудиться по верхней границе тарифного коридора.
К этим сегментам, например, мы относим автомобилифизлиц, такси, маршрутные такси, троллейбусы, трамваи. В случае если сказать об убыточных регионах, то это, к примеру, Челябинская и Курганская области. Для отдельных сегментов, например, для тракторов и спецтехники, граница тарифного коридора будет употребляться нижняя, — сообщил Интерфаксу помощник главыСОГАЗа Дамир Аксянов.
Позиция фаворита – вектор вниз
Принципиально определился со своей позицией фаворит рынка ОСАГО — Росгосстрах,под контролем которого находиться треть сегмента автогражданки. Компания решила ориентироваться на нижнюю границу тарифного коридора при установлении новых стоимостей в ОСАГО с 12 апреля этого года, сказал агентству информированный источник.
Это решение было озвучено управлением компании на ежегодном весеннем заседании директоров филиалов Росгосстраха.
В Москве и Санкт-Петербурге Росгосстрах собирается установить серединные значения тарифного коридора. В некоторых очень убыточных регионах, таких как Дагестан, цена полисов пройдет по верхней границе тарифного коридора, повышение цены ожидается в пределах 60%, сообщил собеседник агентства.
Со своей стороны пресс-секретарь Росгосстраха аргументировал позицию компании тем, что решения по тарифам в ОСАГО будут приняты с учетом статуса Росгосстраха как системной компании. Росгосстрах трудится во всех субъектах Федерации, его полисы на данный момент имеют более 15 млн человек, другими словами каждый третий автовладелец в Российской Федерации, он.
Но не только социальная ориентированность страховщика предопределяет вектор стоимостей по нижней границе, уверена основной специалист Интерфакс-ЦЭА Анжела Долгополова. Порядок установления тарифов предусматривает применение единых значений в регионе. Это указывает, что высокие тарифы для физлиц, живущих на территории, окажутся столь же высокими и для корпоративного бизнеса, — пояснила она.
Прежде, чем взвинтить цены, страховщикам ОСАГО потребуется неоднократно проанализировать структуру собственного портфеля. Неточности смогут сделать компанию неконкурентоспособной при участии в тендерах юрлиц по выбору страховщиков ОСАГО, — отметила Долгополова. Не следует забывать и о том, что корпоративные сумки ОСАГО до сих пор считались одними из самые выгодных для страховщиков с позиций уровня их убыточности.
Лекарство от кризиса
Увеличение тарифов в ОСАГО, которого как спасения ожидали автостраховщики, должно, согласно их точке зрения, закрыть вопрос об убыточных и провальных с позиций этого бизнеса регионах. Действительно, последовательность специалистов считает, что для ответа таковой задачи потребуется 1-2 года.
Со своей стороны регулятор ожидает в полной мере джентельменского поведения страховщиков ОСАГО по отношению к клиентам по окончании корректировки тарифов в сторону увеличения.
Наряду с этим никто не желал бы продления агонии не сильный страховщиков ОСАГО за счет обновления тарифов, предположила Долгополова. направляться ожидать ужесточения контроля Российским союзом и Банком России автостраховщиков (РСА) за денежной устойчивостью игроков ОСАГО и за дисциплиной выполнения СК обязательств перед клиентами. И регулятор, и страховые компании ОСАГО в возможности ориентированы на полную либерализацию тарифов. Наряду с этим регулятор видит достижение таковой цели по окончании переходного периода в 3-5 лет, а страховые компании готовы к революции стоимостей в ОСАГО хоть на следующий день, — говорит аналитик.
Она напомнила, что предшествующая корректировка тарифов в ОСАГО случилась 12 октября 2014 года в связи с повышением лимитов выплат за вред имуществу от 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей. До этого времени тарифы в ОСАГО сохранялись фактически неизменными с 2003 года. Пересмотр тарифов допускается законодательством раз в 6 месяцев в 2015 году, но это не обязательно.
В соответствии с закону об ОСАГО, с 1 апреля этого года получило юридическую силу положение об повышении лимита выплат за вред судьбы и здоровью по ОСАГО со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Кроме этого упростился порядок обращения с подобными выплатами, расширился круг их потенциальных получателей. По совокупности все эти меры приведут к постепенному росту убыточности страховщиков ОСАГО, считают аналитики.
«Интерфакс»