Китайским автомобилям не избежать серьезного подорожания («автостат»)
Ротация китайских марок в Российской Федерации не будет прекращаться – так вычисляют сами участники этого сегмента. В скором будущем на рынке покажутся новые игроки, объявлены новые СП. Но, нулевая локализация делает китайские машины чрезмерно дорогими.
Производители обещают, что в 2016 году рост цен на них может составить до 20%, если не больше.
Падение посильнее рынка
Продажи китайских машин падают стремительнее рынка: по результатам 2015 года, по данным АЕБ, их реализация сократилась наполовину. самоё сильное падение продемонстрировали «старожилы» рынка: Great Wall (-79%) и Черри (-73%). Компании Lifan и Geely cо собственными сильными дистрибьюторами шли вместе с рынком и продемонстрировали падение на уровне 35 – 40%. Покинули рынок в 2015 году BYD и FAW, эти компании по результатам 2015 года не реализовали ни одного автомобиля, не смотря на то, что в 2014 году продажи у них еще шли.
Так, на рынке осталось 11 продавцов китайских автомобилей , среди них: Lifan, Geely, Черри, Great Wall, DFM, Brilliance, Changan, Haima, JAC, Foton и Hawtai (эти по последней отсутствуют в статистике АЕБ). Фаворитами на сегодня остаются: Lifan (15,1 тыс. шт.), Geely (11,6 тыс. шт.), Черри (5 тыс. шт) и Great Wall (3,2 тыс. шт), все остальные ведут практически штучные продажи. Этот год может стать не меньше драматичным для участников русского рынка, кое-какие из которых вынуждены будут его покинуть, тогда как остальные увеличат стоимость.
С того времени как китайские производители машин начали экспансию на российский рынок, прошло уже более 10 лет, а ротация участников длится так же деятельно. финансовый кризис не пугает китайские компании и их российских дистрибьюторов: вывод новых марок длится все с тем же азартом, тогда как разрыв взаимоотношений происходит очень эмоционально. Все опрошенные участники рынка до сих пор отмечают те же самые сложности в отношениях с китайскими сотрудниками, каковые были актуальны десять лет назад.
Риски остаются
«Ничего не изменилось, — констатирует Александр Гнездюк, председатель совета директоров Zotye Motors RUS. Отсутствие коммуникации с дистрибьютором, как у FAW… Принятие ответа по продвижению марки на «заоблачных вершинах», недоступных для людей, конкретно трудящихся «в полях». К примеру, JAC ни при каких обстоятельствах не осознавал, что такое централизованная дистрибуция, и создавал пара дистрибьюторов, приводя к удивлению и неприязнь от игроков рынка, как следствие – полный провал».
Подобное вывод высказывают и другие специалисты. Но, все это не помешает «китайцам» выходитьна рынок, уверено большая часть опрошенных. «Имеется большое количество китайских компаний, каковые желают выйти на российский рынок, — продолжает А. Гнездюк, не побоявшийся начинать с маркой Zotye, начало продаж которой назначено на март 2016 года. — Одни не смогут это сделать по обстоятельству ужесточения русских автомобилей и правил, другие – из-за боязни и медлительности управления.
Кто решил трудиться на рынке, тот переживет кризис, будет трудиться и расти дальше. Думаю, не так долго осталось ждать рынок будет встречать компанию GAC (Guangzhou Auto)».
Напомним, что какая-то информация о выходе GAC на российский рынок уже мелькала в прессе, но подтверждений этому до сих пор нет. Сама Zotye выбрала в качестве партнера белорусский завод «Юнисон», что по большей части специализируется на коммерческой технике. По словам А. Гнездюка, первые машины уже собраны и в скором будущем будут посланы к дилерам.
Планируемый количество производства в 2016 году – от 3 до 3,5 тыс. машин, а количество продаж – от 2 до 2,5 тыс. в год.
Похожего оптимистичного мнения придерживаются и представители компании Hawtai, которая в конце прошлого года заявила о создании совместного предприятия с КАМАЗом в Татарстане. «При нынешнем уровне девальвации национальной валюты создана благоприятная земля для капитальных инвестиций, — комментирует помощник председателя совета директоров Hawtai Auto-Rus Максим Путанников. — Не исключаю и возвращение ветхих игроков, как в секторе LCV, так и в легковой отрасли. В ближайшее время, уверен, заметим и таких китайских грандов, как SAIC, что планомерно реализует собственные замыслы по выходу на рынок РФ в секторе экомобилей».
Отметим, что среди уже объявленных проектов – строительство завода Lifan в Липецкой области, старт которого назначен на конец 2017 года. По словам директора по маркетингу «Лифан Моторс Рус» Александра Штоды, проект в силе, а впредь до 2018 года, а также позднее, машины Lifan будут собиратьсяна заводе Derways в Черкесске. В это же время, у Geely Motors действует завод в Беларуси (СП в г. Борисов Минской области), откуда машины экспортируются на российский рынок.
«Китайцы» уже не такие дешёвые
Энтузиазм новых игроков не разделяет последовательность свободных специалистов, покинувших "стаж работы" с китайскими производителями машин в прошлом. Во-первых, китайские машины в далеком прошлом прекратили быть бюджетными. Во-вторых, играет роль то, что фактически все они сейчас импортные.
Цена среднего китайского джипа стартует приблизительно от 700 тыс. рублей и иногда превышает миллион рублей в топовой комплектации.
«В чем, фактически, интерес? – рассуждает свободный специалист по китайскому автопрому Евгений Межов. — Платежеспособность целевой аудитории очень низка и уменьшается . В этих условиях те, кто брал китайские машины, не будут рисковать брать автомобиль с маленькой историей эксплуатации и имиджевыми недочётами. К тому же добавляется риск утраты гарантийной помощи! Скорее, потенциальные клиенты повернутся к АВТОВАЗу либо Ravon.
Ну, и KIA с Hyundai продолжат политику захвата доли рынка».
Предпосылок чтобы китайские машины удерживали цены, сейчас нет. Их производство в Российской Федерации фактически остановлено. Так, на заводе Derways в Черкесске, что сотрудничает с десятком китайских производителей машин, в течение 2015 года планировали машины таких марок, как: Lifan, Geely, Черри, Hawtai.
Но речь заходит о маленьких партиях (по некоторым маркам меньше 10 шт. в год), за исключением, Lifan и Geely. Размер поставок машинкомплектов на 2016 год производители раскрывать не стали, но разумеется, что они под громадным вопросом в связи с привязкой к курсу валюты.
«Импортировать машины экономически необоснованно уже давно, в отечественном сегменте уж совершенно верно, — говорит А. Штода. — Поставки машинокомплектов также не блещут экономической пользой, но они будут длиться с целью исполнения замысла продаж. Мы все равно сохраняем надежду на лучшее, исходя из этого не можем из России. В то время, когда теряешь таковой стратегически ответственный рынок, то возвратиться на него фактически нереально.
У нас один выход – поддерживать продажи за счет головной компании».
Вызывающее большие сомнения будущее у марки Great Wall, которая уже давно «буксовала», а в текущем году продажи у дистрибьютора, компании «Ирито», упали. Одной из обстоятельств, согласно точки зрения соперников, стало то, что «производитель вмешался в дела дистрибьютора, а позже и вовсе решил выйти из них самостоятельно». На данный момент производство Great Wall в Российской Федерации, по отечественным данным, не осуществляется.
Наконец, так совпало, что в разгар кризиса у большинства сертификаты омологации, а возобновление срока их действия – это дополнительные затраты. Не смотря на то, что, производители уверяют, что держат данный вопрос под контролем. «ОТТС, у которых заканчивалось воздействие, мы вовремя продлили, — информирует директор по продажам Haima Automobile Rus Александр Баранов. — На новую модель S5 ОТТС взят. В прессе прошла информация, что Haima не продлевала ОТТС и не получала новые, так вот – это не соответствует действительности, ОТТС имеется, срок действия – 3 года с декабря 2015 года».
Цены без шуток вырастут
Избежать роста цен на китайские машины в текущем году, не удастся, равно как и на все остальные, говорят дистрибьюторы. Увеличение составит в лучшем случае до 20%, не смотря на то, что это и не перекроет все убытки дистрибьюторов. «Удерживая цены, дистрибьюторы «китайцев» множили убытки для материнских компаний. В 2008 – 2009 годах обстановка была похожей и «китайцы» покидали российский рынок друг за другом.
В 2016 году положение дел значительно хуже и, вероятнее, «китайцы» вместо тщетного подорожания будут с рынка модели и торговые марки полностью», — делает вывод Е. Межов.
Прогнозировать размеры поставок машинокомплектов ни один производитель на данный момент не берется. В 2015 году у многих производителей были громадные стоки, по «ветхим» стоимостям, но в 2016 году таковой ситуации уже не будет.
«Мы, отталкиваясь от текущей обстановки, планируем складской запас и поставку на уровне 3 месяцев продаж отечественных дилеров, — говорит А. Баранов. — на данный момент отталкиваемся от того, что уровень отечественных продаж в 1000 штук в текущем году в полной мере реалистичен». Напомним, что в 2015 году Haima реализовала всего 391 автомобиль. Быть может, реализовать столь оптимистичный замысел дистрибьютору окажут помощь новые дилеры.
Так, запланировано появление еще 12 официальных точек.
«Учитывая нестабильную экономическую обстановку и высокую волатильность курса рубля, мы решили о переходе к кратковременному квартальному планированию», — подтвердили и в «Джили-Моторс». В компании поведали, что в 2016 году количество экспорта из Беларуси в Россию в 2016 году составит как минимум 4 тыс. машин. На какое количество эта цифра возможно увеличена, будет зависеть от изменений курса и рыночной ситуации рубля.
На дилеров вся надежда и в русском офисе Lifan. «Если бы все зависело от Lifan, мы бы подняли стоимость, соразмерно повысив заработные платы всем гражданам России, — говорит А. Штода. – По отечественным скромным подсчетам, на 30 – 50% машины должны подорожать в 2016 году, не смотря на то, что вряд ли все коллеги по цеху смогут себе это разрешить. Если бы в экономику приходили денежные вливания, по-честному машины должны были бы увеличиваться в цене ежемесячно, и возможно кроме того заблаговременно об этом сказать, дабы хотя бы люди к этому привыкали. Но это нереально».
«Китайцы» готовят новинки
Так, ставка делается на новые модели – это призвано сохранить потребительский интерес к китайским маркам. К примеру, у Zotye будет две новые модели (кроссовер T600 и седан Z300), у Haima – это джип S5 (первые образцы уже имеется в Российской Федерации), и новые комплектации седана M3. Hawtai в марте ожидает поставки наборов для сборки внедорожников Boliger на заводе Derways.
Подробности по СП с КАМАЗом, в рамках которого должны создавать три новые модели Hawtai, в компании не раскрывают, но как мы знаем, что некие три модели уже находятся на стадии сертификации (заглавия заявят весной). Кроме этого в компании обещают вывести новый продукт в сегменте SUV ценой до 850 тыс. рублей.
Среди новинок Lifan имеется новое поколение Solano, обновленный X60, и еще один автомобиль с внутренним кодом СА09 (предположительно, кроссовер, Maiwei). Geely в 2016 году выведет на российский рынок обновленную версию кроссовера Emgrand X7, новое поколение седана Emgrand EC7, и представит новый седан GC9. Так, новинок в китайском сегменте ожидается много.
«В случае если желаешь реализовывать, нужно будет придерживаться конкурентоспособных стоимостей, а это неизбежные убытки в текущей обстановке. Любой будет искать собственный баланс между размером убытка и количеством продаж. Все зависит от запаса прочности каждой компании, от готовности дотировать продажи в Российской Федерации», — подводит результат А. Баранов.