Итоги конференции «автомобильный рынок россии. итоги 2013 и прогнозы 2014»
В Москве 26 февраля 2014 года состоялась IV ежегодная конференция для маркетологов и аналитиков АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК РОССИИ: прогнозы и итоги, организованная аналитическим агентством АВТОСТАТ и порталом AutoMarketolog.Ru. Место проведения – Москва, гостиница «Бородино».
Более 160 участников (производители машин, дилеры, производители автокомпонентов, представители банков и страховых компаний, профильных университетов, начальники отделов маркетинга) собрались совместно, дабы проанализировать итоги прошедшего 2013 года, оценить современную обстановку на русском авторынке, распознать главные тенденции, обсудить кратковременные и долговременные возможности.
Конференция началась с подведения итогов конкурса на самый правильный прогноз авторынка России, заявленного на прошедшей конференции». Приз за первое место взял Кирилл Никода, аналитик «Газпромбанка». Второе место занял Роман Минченко (Новлайн), третье – Милан Прохаска (Шкода Ауто).
За один сутки были представлены прогнозы и итоги фактически по всем сегментам автомобильного рынка. Ведущие эксперты и аналитики дискутировали по темам: автомобили , грузовики, легкие коммерческие машины, автокредитование, лизинг машин, неприятности утилизации, место России в мире, стратегия развития автопрома до 2020 года и другое.
Представим тезисно кое-какие доклады конференции:
Сергей Литвиненко, главный менеджер PwC по компаниям автомобильной отрасли выступил с докладом «Российский авторынок на фоне мировых рынков».
Все прошлые годы рост приходился традиционно на развивающиеся авторынки и в первую очередь — на Бразилия, Россия, Индия и Китай, в 2013 году большая часть Бразилии, России, Индии и Китая (исключение составил Китай) продемонстрировали отрицательную динамику.
В Соединенных Штатах итог по году — 15,6 млн. машин, последние годы данный рынок растет: некое восстановление экономики, хорошие условия для автокредитования, набирает рост лизинг (среди них и для физических лиц). Из броских тенденций на авторынке страны – активность азиатских и европейских производителей, они наращивают количества производства и теснят классическую «детройтскую» группу.
Обстановка в Европе достаточно депрессивная. Лишь Испания и Великобритания продемонстрировали хорошие результаты. Многие производители оптимизируют производственные мощности.
Кое-какие возвращают производства в Европу. Избыточные мощности производители пробуют уменьшать. Кое-какие фабрики будут закрываться.
Цель — повысить эффективность производства.
Рейтинг государств, в соответствии с продажами машин, в ближайшие 10 лет может измениться. Громаднейший потенциал роста так же, как и прежде в государствах БРИК, их рынки будут по рейтингу подниматься вверх. У России в этом последовательности – меньший потенциал, в случае если наблюдать на такие показатели, как количество машин на тысячу человек, ВВП на одного человека, и на экономические прогнозы специалистов.
Однако, потенциал роста в Российской Федерации имеется.
Для отечественных брендов в Российской Федерации год был тяжелым и до тех пор пока обстановка не весьма радужная. Иномарки отечественного производства продемонстрировали рост + 9%, одновременно с этим импорт новых машин уменьшился на 17 %: тенденция последних нескольких лет — постепенное импортозамещение. Производители увеличивают количества производства в Российской Федерации, и эта тенденция конкретно продолжится и дальше.
Производители, у которых нет собственного производства в Российской Федерации, находятся в нехорошем положении, и наверное — будут повышать цены.
Российский авторынок сейчас оценивается приблизительно в 70 млрд. долларов рынок. Динамика хорошая, потому, что премиальный сегмент в плюсе, не обращая внимания на неспециализированное понижение рынка, средняя цена автомобиля движется вверх и соответственно — объем рынка по деньгам также растет.
Прогноз на 2014 год — понижение рынка как следствие неспециализированной экономической обстановке. Что касается долговременного прогноза — специалисты не видят оснований его поменять, и, как и раньше, прогнозируют в Российской Федерации 3,6 млн машин к 2025 году.
Сергей Целиков, директор АА «АВТОСТАТ» выступил с докладом «Главные цифры авторынка. Зависимость автомобильного рынка от экономических факторов».
Общемировой спрос на машины вырос. В прошедшем сезоне в мире было зарегистрировано порядка 83,5 млн. новых машин. Это плюс 5% к 2012 году. Часть рынка американского континента сократилась с практически 30% до 22%. Приблизительно на такое же количество с 28 до 43 % выросла часть Азии. Прежде всего это Китай, во вторую Индия.
Европа не растет, часть Европы (включая Россию) скатилась с 31 до 18%.
Российский рынок в мировом рейтинге находится достаточно высоко (была на 10-ом, на данный момент на 7 месте в мире), и это место, вероятнее, будет сберигаться достаточно продолжительно. В долговременном периоде российский рынок возможно больше, чем на данный момент. 3,5 млн. машин в долговременном замысле – в полной мере реально.
Факторы, воздействующие на авторынок:
— Долговременные (зарплаты/цены на машины, обеспеченность населения машинами, доступность кредитных ресурсов)
— Кратковременные (стимулирование спроса, планирование производства, сезонность спроса)
— Инфраструктурные (развитие дилерских и сервисных сетей, развитие дорожной сети, развитие публичных видов транспорта).
В ТОП-20 мировых авторынков на первое место вышел Китай. По причине того, что население – миллиард с лишним человек и по причине того, что обеспеченность населения машинами позволяет расти, экономика достаточно стабильная, инфраструктура развита. Не смотря на то, что, с инфраструктурой в больших городах Китая уже неприятности, и такие, каковые нам до тех пор пока и не снились.
И уже введены ограничения (езда по четным и нечетным дням, номера на аукционах и т. д.).
В противоположность фавориту десять трендов русском экономики:
1. Рост экономики понижается.
2. Производство не растет.
3. Рубль слабеет.
4. Оборот розничной торговли замедляется.
5. Количество перевозки грузов понижается.
6. Недостаток региональных бюджетов растет.
7. Зарплаты растут.
8. Оттекание капитала возрастает
9. Количество кредитования растет.
10. Просрочка по кредитам возрастает.
Сергей Целиков подчернул, что, не смотря на то, что в европейских государствах обеспеченность машинами выше (500-600 на 1000 обитателей), показатель продаж новых машин на 1000 обитателей сохраняется на отечественном уровне (порядка 20 шт.), потому, что хорошие подержанные автомобили перемещаются из соседних государств.
В Российской Федерации же ежегодный количество продаж может оставаться на одном уровне, а обеспеченность будет расти. «Рынок может и не расти, а обеспеченность увеличится», — увидел специалист.
«Всемирный автопром и путь России» — тема выступления исполнительного директора НП «Объединение производителей машин России» Игоря Коровкина.
Развитие мирового автопрома за 100 лет — сплошные взлёты и сплошные кризисы. Но возможности у автопрома имеется, по причине того, что имеется возможности роста. Так, в 2012 году было произведено 84 млн., по 2013 году предварительные цифры — произведено приблизительно 87,3 млн. авто.
В 2012 году было реализовано 81 млн. (3 млн. осталось в стоках), в 2013 ожидается цифра в районе 84 млн.
Главный прирост в 2013 году был обеспечен производством в Англии, Америке и в Китае. Быстро упало производство в Европе и хуже всего тут — во Франции.
По автомобилямв 2013 году было произведено 65 млн. шт. Рост в Англии, маленький рост в Германии, Бразилия продемонстрировала рост на уровне 6%, США — на уровне 6%. Китай — 16,5%. Производство в Японии падает .
Коммерческие машины. В Англии производство LCV упало практически на 30 процентов, в Германии выросло на 7%. Бразилия и США продемонстрировали хороший рост, Китай — рост порядка 5,5%.
Индия упала на 7%, Российская Федерация — на 2,1%.
Грузовики. По ним последовательность государств результаты воображать отказались. Англия продемонстрировала рост производства на уровне 5%. В Российской Федерации падение весьма резкое, около 17%, в Соединенных Штатах – на 6%.
В Бразилии – рост по всем видам транспорта, Индия «упала» на 32%, Китай традиционно вырос на 10%, Япония «упала» на 0,6%.
Автобусы. В целом в мире производство автобусов уменьшилась на 1,3%. Но в Англии — производство выросло, в Российской Федерации — упало практически на 5%. Бразилия продемонстрировала рост на 9,5%.
Китай — незначительно, Индия — продолжила падать.
В 2012 году Российская Федерация была на 7-ом месте в мире по продажам машин, в 2013 — вероятнее на 7-8 месте и останется. В производстве автомобильной техники Российская Федерация стабильно входит в ТОП-15 производителей техники и колеблется между 11 и 12 местом.
Итоги работы отрасли в 2013 году. Из хорошего — российских производителей в конце 2013 года обрадовали цифры бюджета на 2014 год: предусмотрено субсидирование русском автопрома в размере более 70 млрд. рублей. Это принципиально важно, поскольку разрешит стабилизировать обстановку с производством автомобильной техники.
Принципиально важно, что фактически закончились поставки на российский рынок контрафактной, фальсифицированной автомобильной техники. Наметилась стабилизация численности персонала при малом росте его в производстве компонентной базы. Завершилась разработка 21 национального опытного стандарта (находятся на учреждении в Минтруда России).
Из отрицательного — сократились продажи автомобилейна 9 %, грузовых — на 15,4%, автобусов — на 4,5%. Автомобильной техники — по всем секторам. Не обеспечено достижение уровня локализации производства.
Учитывая, что с 2018 года придется еще и субсидировать тех, кто опоздал локализовать производство, это будет громадной минус. Из-за необеспеченности локализации длится вывоз из страны капитала. 60-65% возвращается в Европу.
России до тех пор пока так и не удалось решить задачу по совершенствованию законодательства, направленного на модернизацию парка автомобильного, технического и налогового законодательства.
Владимир Мирошников (автохолдинг «Рольф») выступил с докладом «Экономика автомобильного бизнеса: изменение модели на стагнирующем рынке, оптимальные варианты».
Прибыль современного дилерского предприятия складывается из нескольких источников – от продаж новых машин (львиная часть оборота дилера), сервисных одолжений, продаж авто с пробегом, продаж денежных продуктов и запчастей.
Спикер на базе данных собственного холдинга показал, как на современном этапе в структуре продаж новых машин возрастает часть премиальных брендов. В 2007 году эта часть была в размере всего 2,8%, в 2010 – уже 9%, в 2013 – доросла до 15%.
В кризисный для авторынка период, в то время, когда продажи падают, удержаться в бизнесе возможно, только деятельно наращивая долю сервисных одолжений, причем в основном – за счет постгарантийного обслуживания. Так, в 2008 году часть постгарантийного сервиса в доходах холдинга составляла 28,6%, в 2010 – уже 50,1%, в 2013 – 53,9%. И тут на первый замысел выходит развитие программ по поддержанию лояльности клиента.
Еще один спасительный якорь в тяжелый период – это активизация работы по продажам подержанных машин. Причем, это направление работы достаточно перспективное. По причине того, что:
— сделки по б/у машинам более чем в два раза превышают количества продаж новых машин в год, а рынок б/у менее чувствителен к колебательным процессам неспециализированной экономической обстановке
— уровень качества предложения растет (все больше молодых авто, обслуживающихся у официальных дилеров)
-данный рынок слабо охвачен дилерами (порядка 4% по стране в целом, в Москве уже – порядка 26%)
— маржинальность продаж б/у выше, чем у новых машин.
Что касается продажи денежных одолжений, то и тут спикер кроме этого выделил последовательность перспективных моментов:
— это высоко маржинальный сегмент,
— имеется возможность предложить широкий спектр одолжений,
— наличие данного сервиса содействует стимулированию продаж машин.
В случае если в 2008 году то же страхование машин составляло в деятельности компании 84,8% прибыли, приобретаемой от продажи всех денежных одолжений, в 2013 году – уже лишь 52 % (спектр денежных одолжений делается шире).
Михаил Родионов (Rusmet.ru) выступил с докладом «Утилизационный сбор: удар по автопрому либо стимул спроса на новые машины?».
Вопросы сырьевой безопасности и утилизации направляться разглядывать совместно. Обязанность производителей машин по утилизации должна быть такой же, как у всех остальных производителей по закону об отходах потребления и производства (не смотря на то, что на данный момент ограничили эту ответственность лишь уплатой утилизационного сбора). Нужен контроль за утилизацией, введение утилизационного сертификата.
Каждый год в мире утилизируется около 35 млн. авто, в совокупности ЕС — 10 млн., средний возраст автомобиля не превышает 10 лет. Цена продукции, взятой в следствии вторичной переработки машин, оценивается в 250 млрд. долларов.
В Российской Федерации нужно выстроить высокотехнологичную отрасль утилизации транспортных средств, которая будет стимулировать безопасных машин и производство новых. Целевой показатель проекта — 6% утилизации в год от общего парка. К 2020 году отрасль России обязана перерабатывать 3,2 млн. автомобилей в год. Предлагается создать для этого 83 региональных центра утилизации, 800 приемных пунктов.
Приблизительный количество инвестиций — 26 млрд. рублей. Докладчик подчернул, что эта сумма значительно ниже, чем сумма утилизационных сборов, уже собранных.
Отличие России от государств, где программа утилизации уже имеется в том, что по меркам Европы, Российская Федерация — большая страна, исходя из этого решения, каковые имеется в том месте, тут смогут трудиться лишь частично. До тех пор пока на всю Россию трудятся всего 12 шрёдерных установок. В Европе — второй порядок цифр (лишь в Германии — 47 шрёдерных фабрик).
на данный момент производителей машин закабалили единственным сбором — оплатить сбор и все. Потребителя также текущее положение не стимулирует. Сейчас в Российской Федерации кроме того нет правильных цифр по размерам имеющейся утилизации.
В лучшем случае — найдется только статистика по утилизации кузовов.
Требуется доработка статьи 24 ФЗ об отходах потребления и производства. Для импортёров и производителей заниматься утилизацией невыгодно, потому, что утилизационный сбор ими уплачен и обязанность по закону выполнена.
Для собственников вышедших из эксплуатации ТС сдавать их на утилизацию также невыгодно, по причине того, что за новые автомобили взнос уплачен и, в соответствии с закону, они не обязаны что-нибудь предпринимать для их настоящей утилизации, а ветхие автомобили, выпущенные до 1 сентября 2012 года, по большому счету остались за рамками данного закона. Утилизаторам также заниматься невыгодно, по причине того, что нет устойчивого потока машин и нет механизма компенсации затрат (утилизация — чем меньше нагрузка, обходится дороже, отличие от 6 до 27 тысяч).
Владимир Мартюков, глава департамента автокредитования Сетелем Банка выступил с докладом на тему «Кредитование как инструмент повышения автомобильных продаж».
У банка и дилера, торгующего машинами, сейчас как минимум 5 точек соприкосновения:
1. Продажа (совместного продукта)
2. Повышение продаж на одного клиента (допоборудование, сервис)
3. Удержание клиента (повторные продажи, программы лояльности)
4. Продвижение продукта (стандарты, реклама, акции)
5. Создание продукта.
Реализуемый сейчас потенциал кроме того в продаже новых машин образовывает всего 20%. Нереализованный – 80%. Большинство клиентов дилерских центров по большому счету не охвачена предложением банка, кроме того при большой субвенции.
В это же время клиент посредством кредитных программ способен приобрести автомобиль большей цене. Диапазон потенциальных клиентов посредством кредитных программ возможно расширен за счет вовлечения сегмента клиентов, для которых раньше автомобиль по большому счету был недоступен.
Дилер же, участвуя в партнерских программах с банком:
— реализовывает автомобиль клиенту в новом клиентском сегменте,
— приобретает больший доход в данном клиентском сегменте,
— регулирует цикличность продаж,
— делает привязку к собственному сервису,
— формирует новый бизнес,
— приобретает преимущества перед соперником.
АВТОСТАТ продолжит публикацию на сайте самые интересных материалов прошедшей конференции.