Инспектор гаи снял на мобильный телефон нарушение пдд. можно ли использовать эту съемку?
Учитель БГУ Дмитрий Шум отсидел двое дней в изоляторе на Окрестина за то, что сделал замечание инспектору ГИБДД, что снимал водителей, не пропускающих пешеходов, на персональный сотовый телефон. AUTO.TUT.BY выяснял, кто был прав — Дмитрий либо инспектор ГИБДД.
Дмитрий поведал AUTO.TUT.BY, что сделал замечание инспектору и внес предложение его напарнику оформить на сотрудника протокол, но получил отказ. Отказался сотрудник ГИБДД и удалять запись авто самого учителя.
Предъявляя претензии, Дмитрий ссылался на приказ № 155 (Инструкция об организации деятельности подразделений дорожно-патрульной работы ГИБДД МВД Республики Беларусь). Но в то время, когда он припугнул написать жалобу, его задержали.
В РУВД Дмитрия сперва обвинили в том, что он перешел дорогу в неположенном месте, а позже — в неповиновении. За это надеется либо штраф от 2 до 50 базисных размеров, либо до 15 дней ареста.
Уже в суде, по окончании двух дней в изоляторе, Дмитрий выяснил, что может идти к себе просто так: его дело послали на доработку. Сейчас он планирует подать жалобу на действия инспекторов.
В ГИБДД Советского района поведали, что на данный момент проводится проверка. По ее окончании будет дана соответствующая оценка действиям инспекторов.
Но вопросы остаются. На нихAUTO.TUT.BY ответили юристы.
Возможно ли снимать на телефон нарушение ПДД?
Для начала определимся — снимать на сотовый телефон сотрудник ГИБДД, равно как и каждый участник дорожного перемещения, любой гражданин в публичном месте, может.
Это подтверждает и ст. 10.4 ПИКоАП. В статье сообщено, что использование технических средств вероятно согласно решению должностного лица органа, ведущего административный процесс, и по ходатайству участников административного процесса: смогут использоваться звуко- и запись, кино- и фотосъемка, употребляться научно обоснованные методы обнаружения, изъятия и фиксации следов вещественных доказательств и административного правонарушения.
Запись может вести каждая сторона процесса: как инспектор ГИБДД, так и шофер, пешеход. Но с момента составления протокола (момент начала административного процесса) правонарушитель не вправе самостоятельно осуществлять видеосъемку. Он может просить об этом в адрес инспектора.
Это ходатайство возможно отклонено, но в протоколе должна быть соответствующая пометка. Также, сам правонарушитель вправе добавить это замечание об отказе в видеосъемке в протокол.
Где и как хранится записанная информация?
В соответствии с п. 67 приказа № 155, при работе с устройствами, владеющими функцией видео- или фотофиксации правонарушений (потом — прибор), инспектор ДПС сохраняет запись либо кадр с зафиксированным нарушением в память прибора. Удаление из карты памяти прибора данной цифровой информации, и копирование информации на другие носители организуется, при необходимости, начальником (главой) подразделения ДПС, главой ОГАИ. Без ведома последних удалить запись запрещено.
Смогут ли записи с сотового телефона являться доказательством вины?
Смогут, как и записи с видеорегистраторов водителей либо камер видеонаблюдения. К источникам доказательств относятся кроме этого «другие носители информации, полученные в порядке, установленном настоящим кодексом и иными законами» (ст. 6.3 ПИКоАП).
К «вторым носителям информации» относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и записи, носители компьютерной информации и иные носители информации, полученные, истребованные либо предоставленные в порядке, установленном настоящим кодексом.
Наряду с этим, к сожалению, ПИКоАП не содержит каких-либо четких норм, касающихся правил производства видеосъемки. Исключение образовывает только та видеосъемка, которая производится в ходе производства процессуальных действий при подготовке дела к рассмотрению — к примеру, следственный опыт, обыск и без того потом (данный порядок выяснен ст. 10.4 ПИКоАП).
Стоит подметить, что ни кодекс, ни распоряжение министрства внутренних дел № 155 и утвержденная им инструкция об организации деятельности подразделений дорожно-патрульной работы ГИБДД МВД Республики Беларусь не содержат необходимых требований к техническим средствам, применяемым для записи, их принадлежности и техническим характеристикам. Указывается лишь то, что такие средства смогут использоваться.
Ст. 10.4 ПИКоАП показывает, что лица, участвующие в производстве процессуального действия, должны быть уведомлены о применении технических средств, и о том, что о применении таких средств делается отметка в протоколе процессуального действия или в протоколе об административном правонарушении. Но исходя из содержания данной нормы (в ней говорится об уведомлении как раз участников процессуальных действий), и из того, что она относится к главе 10 «Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению», возможно сделать вывод, что правила, установленные данной нормой, используются как раз в ходе производства процессуальных действий и не относятся к фиксации самого факта нарушения как такового (такая фиксация происходит еще до возбуждения административного процесса).
Так, возможно сделать вывод, что к записям, на которых отображен сам факт нарушения, используются вышеперечисленные неспециализированные правила гл. 6, относящиеся к доказательствам.
Наряду с этим направляться учитывать, что ответ о приобщении записи к делу в качестве доказательства в каждом конкретном случае принимает суд, руководствуясь неспециализированными правилами допустимости и относимости доказательств. А также при принятии для того чтобы решения судом смогут учитываться и характеристики используемых средств, применяемых в ходе видеосъемки, и вывод сторон о достоверности зафиксированной на видеоносителе информации. При сомнений в ходе возможно назначена экспертиза.
Стоит кроме этого оговориться, что в административном, гражданском и уголовном ходе правила приобщения видеоносителей к делу в качестве доказательств пара отличаются. К примеру, в экономическом суде не смогут быть приняты в качестве доказательств записи, произведенные скрытым методом. А вот законодательство об административных правонарушениях таковой оговорки не содержит.
Может ли любой гражданин сделать замечание действиям сотрудников ГИБДД?
Может. Наряду с этим поведение инспектора определяется приказом № 155 п. 49. «инспектор ДПС в пределах собственной компетенции даёт нужные разъяснения и принимает меры по оказанию вероятной помощи либо растолковывает, куда направляться обратиться для разрешения появившегося вопроса». К тому же любой гражданин Беларуси может обратится в ГИБДД, вышестоящий орган либо каждый национальный орган куда угодно по любым интересующим его вопросам в соответствии с закону «Об обращениях юридических лиц и граждан».
Кроме того в случае если инспектор не согласен с обоснованностью обращения, он обязан разглядеть его в соответствии с правилами. И разъяснить порядок обжалования собственных действий лицу, которое с этими действиями не в соответствии с.