Икуо маэда, главный дизайнер mazda motor corp. («автомобили»)
В случае если в фамилии Икуо Маэда (IkuoMaeda) поменять всего одну букву, то окажется наименование компании, в которой он трудится главным дизайнером. Поменяв на этом посту голландца Ван ден Акера, господин Маэда предложил новую концепцию дизайна – KODO.
– Играются ли традиции какую-либо роль в отечественном глобальном мире?
– Тут необходимо разделять понятия «старомодный» и «аутентичный». В случае если мы, следуя традиции, впадаем в старомодность, то это неправильно и молодежи такое точно не понравится. А вот в случае если мы говорим про аутентичность и про, скажем, следование какой-то заложенной ДНК, то тогда другое дело.
Но тут принципиально важно эту границу ощутить.
– Я сравнительно не так давно разговаривал с вице-главой фирмы Kia. Он мне говорил о стратегии, принятой в 2006 году, как прежде всего о дизайнерской революции, которая на данный момент, как мы видим, дает собственные плоды – за последние пять лет их продажи двоекратно увеличились! Получается, дизайнер на данный момент – человек №1.
Чувствуете данный груз ответственности?
– Kia и Hyundai – прекрасные примеры. Но Мазда трудится на данной ниве продолжительнее, и мы прибавили к дизайну еще и техническую составляющую. Все-таки без важной инженерной помощи также запрещено. У табуретки должны быть четыре ножки, а не одна, не две. Исходя из этого не только дизайн, но еще и инжиниринг.
Само собой разумеется, было бы идеально нести ответственность за автомобиль полностью, в особенности если ты готов и в моральном, и в физическом замысле, но обстановка не такая тривиальная, как думается.
– Кто формулирует дизайнерскую идею в целом?
– Я. В то время, когда меня назначали на эту позицию, я совершил презентацию, на которой детально представил собственные идеи, указал направление, в котором планирую двигаться. И никаких негативных комментариев не услышал – мне вправду поверили.
– Мысль неизменно нужна либо задача может формулироваться так: «Давайте уменьшим бампер, поменяем решетку радиатора и чуть подправим линию крыши»?
– Для меня более ответственна мысль. Без нее запрещено. Я не могу доходить к каждому младшему дизайнеру и давать всем отдельные задания. Это несерьезно. Моя задача, само собой разумеется, – мысль. Как сформулировать идею? Я в большинстве случаев рисую, слова тут не необходимы.
В случае если должна быть более конкретная концепция, то делаю модель. А вот всякие в том месте словеса, в большинстве случаев, легко ни к чему
– Но для читателей возможно хотя бы тремя словами расшифровать, что такое KODO?
– KODO – это атлетизм в движении. Но перемещение тут не простое. Имеется атлеты – перекачанные культуристы, перекормленные гормональными препаратами. А мы имеем в виду второе. Это атлет-бегун, подтянутый, стройный, кроме того грациозный.
Мы говорим об эстетизме перемещения.
– Дизайнер – это ремесленник либо творец?
– Посередине. По причине того, что на каждой стадии необходимы совсем различные навыки. Сперва некуда не убежать без примитивного умения рисовать – в противном случае не выразить то, что ты желаешь представить. Позже ты все доводишь-шлифуешь и в итоге выходишь на стадию макетной проработки, в то время, когда тебе необходимо просчитать все с инженерами, составить бизнес-кейс.
И в том месте уже приходится решать совсем другого уровня задачи.
– Ну а основной дизайнер – это, само собой разумеется, организатор прежде всего, а не творец, да?
– В случае если честно, я – творец. У меня менеджмент весьма не хорошо получается.
– В вашу задачу входит формирование команды дизайнеров на всех уровнях. Какие конкретно в том месте секреты? Необходимы ли вам звезды?
– В целом, звезды не необходимы – нужна команда. Бытие, как мы знаем, определяет сознание, исходя из этого у нас все дизайнеры из различных государств, и звездность в том месте совсем не нужна. У меня задача забрать лучшего китайского дизайнера, лучшего германского дизайнера, лучшего британца и без того потом, и перевоплотить всех в один трудящийся механизм.
При избыточной звездности так, само собой разумеется, не окажется.
– Тяжело руководить творческими коллективами? У отечественных военных существует такая офицерская пословица: «Куда воина ни целуй – у него везде жопа». С дизайнерами то же самое?
– С ними весьма не легко. По большому счету они как дети. Вот придумает что-нибудь и ходит-ходит, продвигает идею собственную, дабы как раз ее применяли.
Не принимаешь – обижается.
– Кто в итоге решает, прекрасно оказалось либо не хорошо?
– Рынок – король. Мы не свободные художники – мы промышленные дизайнеры. Исходя из этого финальное слово за рынком, за тем, сколько ты автомобилей реализовал. Вот и вся задача, которую дизайнеры, по крайней мере в данной среде, решают.
Но, понимаете, очень часто бывает, что цифры продаж хорошие, а я обижен.
– А на данный момент вам нравится дизайн Мазда?
– Да, само собой разумеется.
– Но что-то хочется улучшить и поменять?
– Мы желаем быть фаворитами в когорте тех, кто делает самый успешный дизайн. на данный момент у нас, в принципе, все хорошо, но 100%-го удовлетворения нет. Но это и верно. Не должно быть полной удовлетворенности тем, что делаешь.
Предпочитаю к задаче, к той картине, которая живет в голове, двигаться неспешно, воплощать будущее по частям.
– Тakeri – это прообраз новой Мазда6?
– Пока не могу комментировать.
– В какой следующей машине отыщут воплощение идеи KODO?
– Отечественная громадная тройка – это Мазда6, Мазда3 и Мазда2. Приблизительно в таковой последовательности все и случится.
– Как я осознал, Мазда пытается делать интернациональный дизайн, а не национальный?
– Да, интернациональный. Но наряду с этим в нем обязан читаться идентификационный ключ. Так как «японскость» проявляется не только в дизайне – это неспециализированное чувство.
Это простые формы, точность, хорошее уровень качества – намного более глубокие понятия, чем легко дизайн. Для меня намного ответственнее передать красоты и те ощущения простоты, каковые составляют сущность японской культуры.
– А кто для вас иконы в автомобильном дизайне? автомобили и Какие дизайнеры?
– Марчелло Гандини. Он лучший. Весьма уважаю его за умение прорабатывать линии. Он вправду мастер. К примеру, две его автомобили – Countache и Miura – совсем различные.
И не поверишь, что один человек имел возможность сделать такие различные работы. Наряду с этим и в том, и в другом случае восхищаешься необычной проработкой подробностей, линий и внимательным и качественным подходом к дизайну.
– А что из того, что сделано на данный момент, вас особенно впечатляет?
– Два либо три года назад видел у Pininfarina какую-то дизайнерскую концепцию спортивного автомобиля. Я забыл, как именуется, но меня это поразило. Онa вобрала в себя столетнюю историю AlfaRomeo.
– А не из концептов, а из серийно выпускающихся машин?
– Из того, что я видел сейчас, – RangeRoverEvoque и BMW 6 SeriesGranCoupe. Пропорции прекрасные.
– О студенческом творчестве. Не редкость ли так, что проект, ответ, придуманные студентом, оказываются занимательными и начинают употребляться в настоящих разработках?
– Студентов по большей части заботит уровень качества рисунка, им крайне важно продемонстрировать «как прекрасно я нарисовал». Но дело совсем не в этом! Я наблюдаю на них с позиций будущего потенциала, пробую найти у них в какую-то особенную творческую жилку, осознать, как тот либо другой человек по большому счету может состояться как дизайнер целостный и системный, вероятно ли дальше с ним вести какие-то неспециализированные дела.
Условно говоря, прекрасно рисовать – это еще не все. Я в большинстве случаев наблюдаю скорее на них самих, чем на их работы, по причине того, что работы в большинстве случаев вправду наивные и по ним ничего не осознаешь.
– Несложный вопрос: как стать главным дизайнером?
– Необходимы амбиции и сильная целеустремленность. Горячее желание забраться на самую вершину горы, дабы нести ответственность за целый автомобиль. Стремиться к тому, дабы сделать автомобиль всецело самому. Лишь такое желание.
Большое количество дизайнеров, конечно, каковые и гениальны, и замечательно рисуют. Но отличие между обычным дизайнером и главным – умение отыскать первородную идею, сформулировать новое дизайнерское направление.
– А вы неизменно, с юности, знали и желали стать главным автомобильным дизайнером?
– Да. Я, к сожалению, не терплю чужие мнения, мне неинтересно заниматься чужими идеями.
– Вы твёрдый начальник?
– Весьма.
«Машины»