Игорь моржаретто: «по тундре, по железной дороге…»

Вообще-то в хорошей лагерной песне поется так: «По тундре, по железной дороге, где курсирует поезд «Воркута-Ленинград»… И дальше про несчастную судьбу двух зэков, каковые сбежали из северного лагеря и пробуют добраться по насыпи до людской жилья. В песне, помниться, все закончилось безрадостно.

В отечественной сегодняшней жизни мы путешествовали зимний период именно по тем местам, где 60 с лишним лет назад арестанты строили очередную железную дорогу С приключениями, само собой разумеется. Но с каким наслаждением!

Игорь моржаретто: "по тундре, по железной дороге…"

Дорога, которую мы выбрали

Маленькая историческая справка.

Кольская железная дорога — неофициальное наименование объекта № 509 в Мурманской области, одной из знаковых строек ГУЛАГа. По окончании ВОВ на восточных берегах Кольского полуострова планировали создать две новые военно-морские базы, для чего и пригодилась протянуть через тундру ветку железной дороги. Для этого в конце 1951 года около станции Титан открыли лагерь, в котором находилось около 5 тыс. «зэков».

За два года они уложили от 60 до 100 км рельсов (эти разнятся), еще на 150 км уложили насыпь, отсыпали грунтовую дорогу По окончании смерти Сталина в марте 1953 года строительство было остановлено, законсервировано, а позднее, в конце 1950-х — и вовсе закинуто. Но ветка Титан-Ревда протяженностью 45 км употребляется до сих пор. Остальные уложенные уже рельсы были сняты — частично практически сразу после прекращения строительства, частично – лет 10 назад. грунтовая дорога и Железнодорожная насыпь местами хорошо сохранялись.

По ним и проходил отечественный маршрут.

Честно говоря, иногда несложная наподобие дорога приводила к нешуточным опасениям, поскольку покинутые на насыпи шпалы, припорошенные снегом, были весьма скользкими. А сильный боковой ветер изрядно раскачивал машины – того и смотри, возможно съехать по насыпи вниз И не так страшно, произойди это в тех местах, где она низкая, но так как полным-полно таких участков, где справа и слева – откосы по паре десятков метров, а внизу – то речка, то незамерзшее озеро, а где и просто огромные валуны.

Но объезда нет — с обеих сторон лес. Не было нужно кроме того включать режим Lock – в простом Auto полноприводные машины без устали скакали по ветхим шпалам, форсировали ручьи и подымались на крутые насыпи. И без того — три дня.

А ведь это совсем не рамные вездеходы! Но какая подвеска! Какие конкретно бы колдобины и кочки не виделись на пути (не говоря уже о натуральной «стиральной доске» из ветхих шпал), пробить неповторимую подвеску так и не удалось.

В нескольких местах было нужно перебираться по ветхим, полуразрушенным мостам – но все обошлось Лишь в один раз один из машин мягко соскользнул с низкой в том месте насыпи и боком с опаской лег на низкие деревья. Не страшно – зацепили его тросом; с одной стороны – тянул второй автомобиль, с другой – выталкивали дюжие сотрудники- журналисты. Разом навалились – и машина возвратилась на насыпь. Лишь бок чуть поцарапала, не страшно

И вдобавок были пара долгих переходов по грунтовкам и Мурманской области и зимникам Карелии. Причем и в том и другом случае нас ожидала глубокая колея в снегу, спуски, крутые повороты и подъёмы. Так как дорога в условиях тундры – вещь своеобразная, она то взлетает на бесчисленные сопки, то проходит бродами через бесчисленные же ручьи. Каковые иногда кроме того в лютый холод не мёрзнут! И вдобавок мы видели северное сияние и купались с белухами в Белом море.

При температуре воды в минус один градус. Сильно!

Машины, каковые мы выбрали

В экспедиции Duster Arctic Challenge, как светло из заглавия, принимали участие практически стандартные машины Renault Duster. Причем доработки были сделаны лишь самые нужные для существования в условиях полярной ночи и низких температур. Во-первых, наиболее значимые узлы под дном машин были прикрыты металлическими страницами.

Во-вторых, обуты они были в новые шипованные зимние шины DUNLOP GRANDTREK ICE02, каковые реально снабжали автомобилю хорошую устойчивость на льду, необыкновенную проходимость на заснеженных дорогах. Но, они разрешали на сравнительно не так давно сданных участках автострады М-18 «Кола» разгоняться до 110-120 км, причем автомобиль наряду с этим показывал хорошую управляемость.

В-третьих, автомобили с дизельными моторами были оснащены дополнительно жидкостными независимыми отопителями Eberspacher HYDRONIC; они существенно облегчают запуск двигателя в холодную погоду и скоро прогревают салон. А дополнительные светодиодные прожекторы на крышах машин – это легко песня!..

А в остальном, красивая маркиза, это были совсем обычные серийные кроссоверы Duster с механическими коробками передач. Они отличались лишь моторами. На выбор – бензиновые двигатели 1,6 и 2 л, дизельные – 1,5 л.

На цвет и вкус

Самая занимательная новинка сезона – новый мотор 1,6 л. Но, это новинка только для кроссовера Renault, а на автомобили партнера по альянсу — марки Nissan – данный двигатель устанавливают в далеком прошлом. Мы его знаем по седану Sentra, хэтчбеку Tiida и «паркетнику» Juke. Возможно, не так долго осталось ждать он «пропишется» и на седане Lada Vesta.

Из «плюсов» этого мотора – увеличенная (если сравнивать с предшественником) мощность, уменьшившийся надёжность и — расход топлива. Так как тут в приводе ГРМ употребляется не ремень, а цепь, которая не требует замены в течение всего срока работы мотора.

И что же? На автостраде, в случае если сказать честно, 114 сил мотора очевидно не достаточно. Увы, все время, в особенности при подъёмах и обгоне в гору, приходится переходить на нижние передачи. В противном случае – никак И расход горючего – недетский: порядка 10 л на 100 км. Многовато будет Но на малой скорости, в распутье, в заснеженной колее бюджетный кроссовер преображается!

С клиренсом 21 см возможно не опасаться сесть на пузо, а тяги помой-му маломощного двигателя хватает, дабы смело кидаться в глубокую «тракторную» колею и не опасаться лезть через целину. В общем, кроме того с таким мотором Duster — настоящий «проходимец»!

Двухлитровый бензиновый двигатель (143 л. с.) у нас известен в далеком прошлом, но сейчас он оснащается совокупностью трансформации фаз газораспределения. За счет этого мало выросла мощность; интенсивный разгон обеспечивается уже с низких оборотов. На всех машинах программа управления двигателем возможно переведена в экономичный режим работы несложным нажатием кнопки Eco.

Все это, само собой разумеется, здорово, но по моим подсчетам, расход горючего великоват для современного автомобиля – в среднем около 11 л/100 км.

Ну, а новый турбодизель 1.5 dCi (109 л. с.), что у нас появился полгода назад — по большому счету один из лучших дизельных двигателей в мире. И это не преувеличение! Он устанавливается не только на машины Renault и Nissan, но и на Mercedes. Хорошая тяга (большой крутящий момент 240 Н*м при 1750 об/мин) умноженная на рекордно низкий расход горючего (по паспорту всего 5,3 л/100 км) – вот гарантия успеха.

В общем, при всем достатке выбора большая часть сотрудников на следующий день конкретно захватывали машины с дизельными моторами.

Кстати, в сутки стоянки у поселка Нельма-губа на севере Карелии нам предоставили возможность протестировать и гусеничный Duster. Теоретически таковой вездеход возможно сейчас заказать в Российской Федерации. Посадка автомобили делается намного выше, управление – тяжелее, расход горючего возрастает многократно, но проходимость у новоявленного «трактора» — замечательная.

Большая скорость, по моим ощущениям – не более сорока километров/час, но больше и не нужно. Но поменять простые колеса на всю эту премудрую гусеничную совокупность эксперты смогут всего за час! Серийно вездеход пока не выпускается, но имеется возможность скоро его организовать — в случае если будет внимание потенциальных клиентов.

Цена, действительно, не известна.

Кстати, по поводу цены. С учетом уже заявленного на январь увеличения самый простой Duster в начальной версии Authentique обойдется в 629 тыс. руб., полноприводный вариант – от 745 тыс., а цена прекрасно укомплектованной автомобили составит 800-850 тыс. руб. Так что выбор имеется, не смотря на то, что Я, конечно же, голосую за полный привод, «дизель» и 6-ти ступенчатую «механику».

На таком внедорожнике – хоть по тундре, хоть по железной дороге, а хоть и по Тверской. Но, это уже вторая песня.

Игорь Старосельцев По тундре

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: