Доля автокредитов упала до минимума

Доля автокредитов упала до минимума

Часть автокредитов от общего числа реализованных машин достигла в 2014 году максимально низкого уровня за последние 4 года, просроченная задолженность продолжает собственный рост вопреки всему.

Рынок кредитования физических лиц (не учитывая ипотеки) В первую очередь этого года показывает постоянное сокращение темпов роста. Так, согласно данным ЦБ, на 01.10.2014 года банками было выдано населению 11,07 трлн. рублей, это минимальный показатель по повышению кредитного портфеля с посткризисного времени – всего +17% за год. Эта негативная тенденция не обошла стороной и рынок автокредитования.

С января по октябрь 2014 года банки выдали не более 675 тысяч автокредитов, что на 15% меньше, чем за теже месяцы прошлого года. Часть автокредитов сократилась на 25% и сейчас образовывает не более 38% (в 2013 году она была на уровне 50%, в 2012 году – 45%, в 2011 году – 40%). Так, на данный момент на рынке мы замечаем максимально низкий показатель за последние 4 года.

В случае если экономическая обстановка в стране в скором будущем значительным образом не изменится в хорошую сторону, то возможно прогнозировать, что часть кредитных машин продолжит понижаться и уже в 2015 году данный показатель опустится до отметки 30-35%.

Количество займов на приобретение машин, взятых гражданами за первые 10 месяцев этого года, уменьшился на 10% до 369,2 млрд. руб.

Согласно точки зрения аналитиков «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», ситуациювозможно растолковать рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в отличие от этого года в прошлом, 2013 году, действовала программа Минпромторга по стимулированию продаж в долг машин, по которой предоставлялась значительная скидка к процентной ставке, почему, а также, росла заинтересованность граждан в автокредитах. В 2014 году эта программа прекратила собственный воздействие, что ярким образом сказалось на понижении количества машин, купленных в долг.

Во-вторых, на рынке автопродаж последние пара месяцев отмечается заметное перераспределение заинтересованностей потенциальных клиентов в сторону подержанных машин. Многие россияне по большому счету решили отложить на неизвестный срок приобретение нового автомобиля. Данной в осеннюю пору предпочтение отдавалось вложению имеющихся накоплений в приобретение недвижимости, а также, и посредством ипотечного кредитования, и формированию сбережений.

Помимо этого, нужно кроме этого учесть, что на падение рынка автокредитования повлияло да и то, что банки на фоне неспециализированной закредитованности роста и населения уровня просроченной задолженности по платежам подняли ставки и на автокредиты, и увеличили начальные взносы — в среднем процент по кредитным программам вырос на 2-3%, а ставка начального взноса повысилась на 10%, все это снижает привлекательность автокредитования в глазах потенциальных заемщиков.

Кроме этого стоит подчернуть, что сегмент кредитования машин изначально подразумевает залог (в качестве которого конкретно выступает сам автомобиль), но в отличие, к примеру, от квартиры, машина теряет в цене ежемесячно и при реализации предмета залога при дефолта заемщика кредитор возьмёт максимум 50-60% от суммы ранее выданного кредита, что делает этот сегмент кредитования менее привлекательным для банка с позиций его надежности.

Средний размер автокредита образовывает сейчас в среднем 546,9 тыс. рублей, что на 11% больше, чем годом ранее. Главная причина – рост цены самих машин, в особенности это относится автомобилей зарубежного производства.

Но не обращая внимания на то, что рынок автокредитования замедлил собственный рост, просроченная задолженность в данном сегменте увеличивается . На 01.11.2014 года просрочка составила 56,73 млрд. рублей, рост В первую очередь года – более 35%. За весь год этот показатель может составить около 59 млрд. рублей, что будет означать ее годовой прирост в размере 40,4%. Это рекордное повышение за последние 3 года – во время 2012-2013 г.г. ежегодный рост не превышал 25%.

Повышение просроченной задолженности связано с рядом факторов: ухудшение денежного положения населения (реально располагаемые зарплаты выросли за год всего на 0,6% при росте инфляции 8%). Разумеется, что при текущем уровне закредитованности заемщикам все сложнее выполнять платежную дисциплину (средний показатель по стране образовывает 1,7 кредита на должника (в прошедшем сезоне 1,4), большой – 17-20 просроченных кредитов различным банкам у одного заемщика). Увеличилась и часть граждан, обслуживающего в один момент пара кредитов, равно как и выросла часть ежемесячного дохода, которая идет на их оплату (сейчас показатель DTI (отношение долга к доходам) иногда достигает 45% (критическим считается показатель в 50%).

Ухудшение платежной способности населения в данном сегменте кредитования легко подтверждается и сроком выхода на первую просрочку. В случае если годом ранее средний заемщик прекратил обслуживать кредит за приобретённый автомобиль через 24,4 месяца (либо через 2 года), то на данный момент данный показатель 14,9 месяца (либо 1,2 года) – другими словами всего за 1 год платежеспособность населения в данном сегменте кредитования снизилась фактически в 2 раза.

Еще раз стоит подчернуть, что на данный момент банки очень озабочены собственными денежными показателями, исходя из этого в отличие от прошлых лет кредиты на приобретение автомобиля они выдают более с опаской, пристально оценивая заемщика и стараясь снять собственные риски. Помимо этого, кредиторы в разы повысили собственные требования к кредитной истории заемщика и его денежному положению.

Следствием неспециализированного роста количества просроченной задолженности по автокредитам есть и повышение данного сегмента в портфеле коллекторских агентств. На сегодня на долю автокредитов приходится около 15%, в 2012 году этот показатель был на уровне 10%, в 2011 – 4,4%, в 2010 – 2,1%, 2009 – 1,2%.

Среди проблемных регионов, в которых процент задолженности выше, чем у остальных, числятся Москва, Столичная область, Петербург, Краснодарский край, Свердловская область, Челябинская область, Республика Башкортостан, Ростовская область, Новосибирская область, Самарская область, Тюменская область, Пермский край, Республика Татарстан.

Большой рост демонстрирует и средний размер задолженности в данном сегменте: в 2012 году – 226,4 тыс. рублей, в 2013 году – около 323,1 тыс. рублей, в 2014 году –385,97 тыс. рублей – эта динамика связана с повышением роста ставок кредитования в Российской Федерации – в среднем они на данный момент составляют 16% (в 2013 – 13%), и с ростом цен на сами машины. Средневзвешенная цена автомобилейв Российской Федерации выросла В первую очередь года на более чем 9% до 990 тыс. рублей (в 2013 году – 900 тыс. рублей, в 2012 году – 848,85 тыс. рублей), что есть рекордным показателем за всю историю наблюдения за авторынком.

Президент «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева: «Рост просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен тем, что на фоне понижения темпов роста рынка кредитования происходит вызревание просроченной задолженности по кредитам, выданным в 2012-2013 года, в то время, когда банки следовали более либеральной политике выдачи кредитов. на данный момент многие банки поменяли стратегию выдачи, и уровень качества портфеля «молодых кредитов» заметно улучшилось. Кроме этого случились трансформации и в работе с просроченной задолженностью – к нам в работу стали поступать долги на более раннем сроке просрочки. Такие трансформации позволяют коллекторам трудиться не только на этапе взыскания полной суммы выданного кредита, но и возвращать заемщиков в график платежей, предотвращая дефолт и сохраняя клиента для банка».

SEQUOIA

Условия льготного автокредитования

Темы которые будут Вам интересны: