Девальвация рубля открывает для российских производителей новые экспортные рынки
Благодаря девальвации рубля в Российской Федерации себестоимость производства стала ниже не только чем в Европе, но а также в Китае. Причем это утверждение правильно и в том случае, если употребляется комплектующие и иностранное сырьё, будут считаться производители.
Средняя месячная заработная плат в Российской Федерации, согласно статистике, составила в июле в долларовом эквиваленте $591, в то время как, к примеру, в славящейся дешевизной рабочей силы Румынии данный показатель, согласно данным местной статистической работы, образовывает $632. Официальные информацию о средней заработной в Китае имеется за прошедший год – она была эквивалентна $775 в месяц по нынешнему курсу американского доллара к юаню.
Это, учитывая забранный русским правительством курс на развитие экономических взаимоотношений со государствами Востока, повысило спрос на российские продукты в Китае и вынудило интернациональные компании задуматься об экспорте русском продукции на другие рынки.
Продукты едут на восток
На этой неделе на протяжении официального визита президента России Владимира Владимировича Путина в Китай будет обсуждаться вопрос о поставках русского зерна в эту страну, поведал «Ведомостям» сотрудник Минсельхоза. Он сохраняет надежду, что в итоге стороны договорятся и китайский рынок будет открыт для отечественных аграриев. Представитель Минсельхоза данный вопрос не комментирует, но один из участников делегации кроме этого уверен, что таковой вопрос будет подниматься.
Государственный служащий экономического блока этого не исключил, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил «Ведомостям»: «Конкретно данной темы в списке вопросов президента до тех пор пока нет. Не знаю, ведется ли экспертная проработка».
Рынок Китая практически закрыт для зарубежных поставщиков уже 18 лет, с того времени как в 1997 г. минсельхоз страны понял, что кое-какие партии зарубежного зерна заражены индийской и карликовой головней. Эти болезни снижают продуктивность растений, и ухудшают хлебопекарные качества зерен. А применение очень сильно пораженных зерен в фураже может привести к отравлениям животных.
С того времени рынок приоткрывается для тех компаний, продукция которых сертифицирована китайскими работами, – прежде всего из Канады и США. «Дабы поставлять зерно в Китай, нужно его сертифицировать, а Россельхознадзор весьма медлительно решает данный вопрос», – додаёт исполнительный директор «Совэкона» Андрей Сизов.
Дело не в заболеваниях, а в местной специфике: до тех пор пока первое лицо нашей страны не встретится с первым лицом Китая и не договорится, громадных поставок не будет, уверен генеральный директор аналитического агентства «Прозерно» Владимир Петриченко. «Это вправду так. В Китае партия руководит экономикой и решает все ответственные экономические вопросы, исходя из этого ответ обязан одобрить ее фаворит», – говорит доктор наук Русского университета дружбы народов Юрий Тавровский.
Он напоминает, что вопрос о цене поставок газа в Китай, 10 лет бесполезно обсуждаемый «Газпромом» и китайской национальной СNPC, был решен лишь по окончании встречи Путина с главой КНР Си Цзиньпином. Российская Федерация экспортирует в Китай меньше 50 000 т кукурузы и проблему может решить лишь политическая договоренность на уровне высшего управления, согласен генеральный директор Университета конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.
Китай – еще и наибольший в мире клиент сои, на него приходится 60% ее мирового потребления. В случае если соглашение будет достигнуто, российские масличные и зерновые культуры будут весьма занимательны китайским клиентам, продолжает Петриченко. Русским же компаниям поставки этих культур на Дальний Восток удачны кроме того при условии доставки их морем через Суэцкий канал.
Корея закупила 566 000 т русского кукурузы за прошедший сезон, напоминает специалист.
Российская Федерация предлагает Китаю увеличить поставки свинины на российский рынок в обмен на допуск российских производителей зерна на китайский, растолковал «Ведомостям» ассистент начальника Россельхознадзора Алексей Алексеенко. на данный момент в Китай из России в важном количестве поставляются лишь масличные. «В год США и Канада поставляют в Китай 6 млн т фуражного зерна, нам в полной мере по силам потеснить их на этом рынке», – говорит представитель Россельхознадзора. А также обсуждается и оплата по бартеру, поскольку стороны заинтересованы в уходе от американского доллара в качестве валюты платежа во обоюдных расчетах.
Поставки зерна, и вторых продуктов в Китай готова начать компания «Русагро», которая до тех пор пока экспортирует в том направлении масло, додаёт представитель Россельхознадзора. Представитель «Русагро» это подтверждает. «Мы ожидаем, в то время, когда будут достигнуты соглашения, заинтересованы поставлять кукурузу, сою, зерно, мясо», – додаёт он. Китай для компании ответствен прежде всего как новый рынок сбыта, отмечает представитель «Русагро».
Поставки зерна – лишь первый ход, а второй – это массовый экспорт в Китай мясной продукции, заявил 27 августа министр экономикиАлексей Улюкаев. Он утвержает, что Министерства экономики оказывает помощь АПК «Мираторг» выйти «и со свининой, и с большим рогатым скотом на рынок азиатских» (цитата по агентству Finmarket). «Китай – наибольший в мире импортер свинины. Нужно идти на данный рынок. Нужно идти на корейский рынок, нужно идти на вьетнамский рынок и т. д. Мы будем помогать им это делать.
Из-за чего мясо, а не зерно? Зерно также принципиально важно, но добавленная цена в производстве мяса больше, поскольку то фуражное зерно, которое мы вывезем, оно будет в той стране, куда мы его экспортировали, именно использовано для производства мяса. А нам хотелось бы, дабы эта добавленная цена оставалась у нас в стране», – растолковал министр.
Еще в июне на сайте Россельхознадзора показался призыв к русским производителям говядины и свинины «дать данные о заинтересованности» в экспорте данного вида продукции в Китай. Оптовые цены на свинину в Российской Федерации и Китае в июне сравнялись: в Российской Федерации свинина второй категории предлагалась по $3 за 1 кг, а в Китае – по $3,1. Годом ранее русский свинина стоила $4,6 за 1 кг.
В Китай может экспортироваться продукция, которая в Российской Федерации не пользуется спросом, считает Алексеенко. К примеру, куриные лапы, каковые в том месте считаются деликатесом. Второй пример – китайцы с громадным наслаждением едят свиные уши, «каковые мы не знаем куда девать», додаёт сотрудник одного из российских производителей мяса.
Китайские клиенты распробовали российские продукты в прошедшем сезоне, в то время, когда из-за падения курса рубля они снизились в цене как минимум на 30%, говорит «Ведомостям» личный предприниматель из Благовещенска. «С прошедшей зимы по льду Амура из России в китайский Хэйхэ пошли караваны фур с русскими кондитерскими изделиями, мороженым, медом, молочной продукцией, подсолнечным маслом – раньше мы от них возили, а сейчас они от нас», – вспоминает он. Спрос увеличивается, но, не обращая внимания на это, поставками в Китай занимаются не сами производители, а местные перекупщики, говорит он.
Согласно данным Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможни, экспорт, к примеру, молочной продукции, меда, яиц через его посты в январе – июне 2015 г. вырос в натуральном выражении в 14 раз до 3550 т, а шоколада – в 34 раза до 1048 т.
Потребители Юго-Восточной Азии открыли и русские вина, уверяет представитель завода игристых вин «Абрау-Дюрсо». «Их интерес к нашей продукции растет, поскольку им нравятся полусладкие вина», – растолковывает он. И додаёт: завод начал отгружать собственную продукцию в Китай в конце 2014 г. В первую очередь клиенты интересуются недорогими напитками, не смотря на то, что имеется спрос и на самую дорогую продукцию – ценой около 30 евро за бутылку.
Машины едут за границу
Для производителей машин Российская Федерация на данный момент делается более удачной сборочной площадкой, чем каждая вторая в Европе, включая Румынию а также Турцию, уверяет представитель «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский. Затраты на зарплатув пересчете на 1 автомобиль составляют 17 000 руб., либо около 230 евро. Согласно данным аналитического агентства J. D. PowerAssociates, подобный показатель на фабриках в Румынии образовывает около 400 евро, в Турции – около 300 евро.
Это «заслуга» подешевевшего рубля. Так как еще четыре года назад топ-менеджеры выстроенных в Российской Федерации зарубежными компаниями автозаводов признавались, что собирать автомобили в Российской Федерации не так уж выгодно. К примеру, один из начальников PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors в Калуге говорил, что на европейских фабриках себестоимость производства автомобиля на 5% дешевле, чем в Российской Федерации, а в Китае и Корее – на 15–20%.
Сам «АвтоВАЗ» объявлял о замыслах расширить в 2015 г. экспорт практически в два раза до 100 000 шт. Кроме Казахстана и других бывших советских республик завод отгружает машины в государства Латинской Америки, Европы и Африки. на данный момент идет реструкуризация торгово-сервисной сети на этих рынках, обсуждается возможность реализации машин в Европе через дилерскую сеть Renault-Nissan, додаёт Ильинский. Президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон ранее уже заявил о подписании дилерских соглашений с импортером Nissan в Венгрии и Ливане.
Подешевевшая рабочая сила – не единственная обстоятельство, заставляющая автомобильные концерны задуматься об экспорте с русских фирм. Согласно данным Комитета производителей машин Ассоциации европейского бизнеса, за семь месяцев 2015 г. продажи новых машин в Российской Федерации упали если сравнивать с тем же периодом прошлого года на 35%.
Генеральный директор Volkswagen Group Rus Маркус Озегович 26 августа объявил, что несколько изучает вопрос о поставках машин с завода в Калуге на рынки других государств, информировало агентство Рейтерс. Завод производит модели Volkswagen Polo, Tiguan и Skoda Rapid. Основная обстоятельство для того чтобы решения – падение спроса на новые машины в Российской Федерации, растолковал Озегович.
Сотрудник группы сказал, что себестоимость производства в Российской Федерации до тех пор пока вправду «весьма конкурентоспособна». Так как решение пока не принято, рано рассуждать, куда и какие автомобили смогут поставляться, отметил представитель компании.
Петербургский завод Hyundai в августе уже начал выпуск машин Hyundai Solaris для Египта и Ливана. До Января этого года в данные государства предполагается поставить около 4000 автомобилей. Помимо этого, Hyundai может поставлять Solaris, а после этого и новый компактный кроссовер, выпуск которого в Российской Федерации намечен на 2016 г., в Восточную Европу, знают два дилера марки.
Nissan разглядывает возможность начать поставки машин из России в государства Восточной Скандинавии и Европы. Смогут отправиться в Европу и собранные в Российской Федерации машины Datsun. Renault кроме этого разглядывает вопрос экспорта – для сохранения рентабельности производства, но пока никаких подробностей сказать неимеетвозможности, поведал «Ведомостям» представитель компании.
Ранее один из сотрудников автоконцерна сказал, что поставки вероятны в государства Ближнего Востока, поскольку в Европу из России поставлять машины марки бессмысленно: завод в Румынии производит такие же модели. Думает о расширении экспорта из России и PSA Peugeot Citroen, но ответов до тех пор пока нет.
Российские автомобильные заводы смогут создавать 3 млн машин в год, в то время как, согласно расчетам, в Российской Федерации в текущем году будет выпущено в лучшем случае 1,2 млн машин. Иными словами, для загрузки 50% мощностей нужно искать новые рынки, рассуждает генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Удачнее всего развивать экспорт моделей с высокой локализацией, что разрешит получить на девальвации рубля, и нужно неповторимых для глобального рынка, считает Сергей и «исполнительный» директор Удалов.
Вывозная пошлина на машины из России нулевая, но при ввозе автомобилей в государства Европы, к примеру, необходимо заплатить пошлину в 10–20%, говорит партнер KingSpalding Илья Рачков.
До тех пор пока экспорт автомобилейиз России в дальнее зарубежье растет весьма медлительно: согласно данным ФТС, за январь – июнь 2015 г. было экспортировано всего 3000 автомобилей , на 200 шт. больше, чем годом ранее.
Производители коммерческого транспорта также пробуют выйти на новые рынки: несколько ГАЗ в последних числахАвгуста начала продажи машин «Газель Next» в Сербии через собственного партнера – местную торговую фирму Verano Motors. До Января этого года продажи техники ГАЗа начнутся кроме этого в Герцеговине и Боснии, Македонии и Черногории, давала слово пресс-служба предприятия
Красота на экспорт
Победили от девальвации и производители косметики. По окончании падения курса рубля в Российской Федерации стало удачнее создавать косметику для восточноевропейских рынков, чем, к примеру, в Польше, даже в том случае, если речь заходит просто о расфасовке крема по баночкам, уверяет менеджер одной из интернациональных косметических компаний.
Представители большинства таких компаний эти по динамике экспорта официально не раскрывают, не смотря на то, что и признают, что стратегия их компаний предусматривала выпуск продукции в Российской Федерации для зарубежных рынков, так что данный процесс не связан с снижением курса.
Завод L Orеal, с 2010 г. трудящийся в Калужской области в индустриальном парке «на данный момент», создаёт средства по уходу за волосами марок L Orеal Paris и Garnier и экспортирует часть их в государства СНГ, сказала пресс-служба компании. Принадлежащие Unilever фабрики – «Северное сияние» в Петербурге и «Калина» в Екатеринбурге – на данный момент экспортируют бытовую химию и косметику в большая часть государств Европы, а также в государства СНГ и Азиатский регион.
Шведская Oriflame, открывшая в феврале 2015 г. в Столичной области производственно-логистический комплекс по производству косметики, дезодорантов, шампуней и т. д., на данный момент экспортирует продукцию русского предприятия в десятки государств, сказал представитель компании.
PG на данный момент экспортирует 30% продукции собственных русских фабрик в Тульской, Ленинградской и Нижегородской областях в государства СНГ, Ближнего и Европы Востока. К примеру, завод в Ленобласти – один из наибольших в мире производителей одноразовых бритв: они очень востребованы в Северной Африке. «Количество экспорта и производства демонстрировал стабильный рост с каждым годом», – говорит представитель компании.
Перед русскими производителями потребительских товаров вправду раскрываются новые экспортные возможности из-за снижения цены труда, признает ведущий экономист Центра краткосрочного прогнозирования и макроэкономического анализа Игорь Поляков. Не смотря на то, что в IV квартале 2015 г. и прогнозируется упрочнение рубля и обратный отскок уровня заработных платов, в ближайшие 2–3 года они вряд ли возвратятся к прошлому уровню в валютном выражении.
Однако эти экспортные возможности смогут не компенсировать снижение спроса на внутреннем рынке, даёт предупреждение Поляков. Как ожидается, по результатам этого года потребительский спрос в стране будет ниже на 6–7% в постоянных стоимостях, напоминает он.
«Ведомости»