Даешь кредит («коммерсант»)
Статистика дилеров показывает, что программы льготного автокредитования становятся спасительной мерой, которая в кризис сможет сохранить продажи бюджетных машин. Так как на данный момент больше трети новых автомобилей приобретается в долг.
За счет бюджета
Согласно данным агентства Автостат, в 2015 году часть новых автомобилей, получаемых в долг, составила 37%. В 2014 же году данный показатель был на уровне 35%. Автокредитование остаётсяодним из самые популярных и дешёвых способов приобретения машин, не смотря на то, что в начале 2015 года ставки по всем выдаваемым займам быстро повысились.
К приобретении автомобиля в долг россиян подталкивает не только отсутствие наличных средств, но и познание того, что в пору неспециализированной нестабильности девальвации рубля и экономической ситуации машины будут лишь дорожать. Не скрывают этого и дилеры, прямо говорящие о том, что стоит ожидать предстоящего увеличения стоимостей, потому, что положение дел с русским валютой еще не полностью отражено в прайс-страницах производителей машин.
Толчок к росту числа автокредитов дало и возобновление с апреля 2015 года национальной программы льготного автокредитования. Значительная часть кредитов в 2015 году была выдана как раз по программе субсидирования ставок по кретитам. Согласно данным Минпромторга, с 1 апреля по 31 декабря россияне взяли более 200 тыс. автокредитов.
Вместе с тем обстановка в разных рынкахнеодинакова. Как пояснил директор дилерского центра Hyundai Рольф Алтуфьево Дмитрий Щербаков, продажи дешёвых машин нашли помощь в виде программы льготного кредитования – благодаря ей спад тут стал не столь ощутимым. Средний же ценовой сегмент, с одной стороны, был не столь устойчивым в кризис, с другой – практически остался без мер помощи со стороны страны (большая цена автомобиля, на что распространяется субсидирование, ограничена суммой 1,15 миллионов рублей.) и утраты в нем самый ощутимы.
В январе прошлого года часть автокредитов в розничных продажах компании Рольф составляла всего 14,5%, но уже в мае восстановилась до 38,85%. И, по словам господина Щербакова, с того времени она удерживается на этом уровне без значительных колебаний. Больше всего в долг из массовых брендов берут Ford, Skoda и Renault, а из премиум-марок – Jaguar, Land Rover и Audi.
Согласно точки зрения вице-президента Русском ассоциации автомобильных дилеров Олега Мосеева, сейчас неспециализированные тренды на рынке автокредитования таковы: количество банков, предоставляющих автокредиты, сократилось, а потребитель стал существенно осмотрительнее.
Банки производителей машин либо их совместные программы с коммерческими банками (без участия программы господдержки) занимают так же, как и прежде около 15% от общего объема. Часть чисто коммерческих кредитов образовывает около 7-10%. Причем у некоторых брендов эта цифра возможно значительно выше – в первую очередь у китайских компаний, каковые не попали в льготную программу.
Как вычисляет господин Мосеев, как раз китайские компании и просядут больше всего: В программу льготного кредитования они не попали, собственных банков нет, бюджетов на поддержание льготных программ с коммерческими банками у китайцев также не хватает.
Вторые руки
Вторая тенденция прошедшего года – рост спроса на автокредиты в сегменте машин с пробегом, не смотря на то, что их часть до тех пор пока значительно ниже, чем на рынке новых машин.
Многие дилеры предлагают особые программы с очень удачными условиями. И имеется возможность того, что в скором будущем мы станем свидетелями похода больших дилеров на рынок машин с пробегом. Тогда как в 2015 году падение рынка машин с пробегом в Российской Федерации составило 20%, подразделение Рольф Blue Fish реализовало 22 419 машин, показав всего лишь девятипроцентный спад.
А в февраль и январь зафиксировало рост по отношению к подобным периодам 2015 года – +66% и +49% соответственно.
Что же до рынка машин премиум-класса, то, как вычисляет директор по продажам компании Jaguar Land Rover Российская Федерация, Беларусь, Казахстан Алексей Шилыковский, нельзя сказать, что кризис не очень сильно оказал влияние на предпочтения клиентов по приобретению автомобиля в долг: В первые месяцы часть продаж в долг составляла не более 10%. Некое падение продаж кроме очевидных факторов было связано с уходом весьма популярной модели Freelander.
В течение года посредством особых кредитных программ и при помощи отечественных денежных партнеров нам удалось довести данный показатель до 25-30% в отдельные месяцы и по итогу года выйти на цифру доли кредитных продаж в 20% по Land Rover и 25% по Jaguar. Сейчас программы кредитования распространяются на целый модельный последовательность JLR, и процент продаж в долг по всем моделям был и остается высокими.
Топовые модели традиционно пользуются меньшей популярностью при покупке в долг, и часть таких продаж по Range Rover, Jaguar XJ и Jaguar F-TYPE в среднем образовывает 5-10%. Но для моделей Discovery, Range Rover Evoque и Jaguar XF кредитные продажи составляют приблизительно 30-33%. У Discovery Спорт и Jaguar XE это значение составляет 25%, а у Range Rover Спорт – 20%.
По словам представителя JLR, в компании прогнозируют, что спрос на услугу финансирования в целом для брендов Jaguar и Land Rover в 2016 году сохранится в пределах 20-25%.
Возможно сделать вывод, что и дилеры, и аналитики не теряют оптимизма. Все они сошлись в том, что дно кризиса еще не пройдено и что прогноз комитета производителей машин Ассоциации европейского бизнеса оправдается. Рынок ожидает падения еще на 4,7%, что в количественном выражении составит примерно 1,5 млн машин. Рост будет демонстрировать лишь сегмент премиум.
В долговременной возможности рынок новых машин владеет высоким потенциалом, и при хорошем развитии событий он начнет восстанавливаться. Но случится это не раньше 2018-2019 годов. Что касается клиентов, то все меньшее число россиян сможет позволить себе приобретение автомобиля за наличные средства и они будут вынуждены обращаться к услугам автокредитования, получая бюджетные авто и машины с пробегом.
Как выделил аналитик агентства Автостат Азат Тимерханов, в 2016 году тенденция повышения доли автокредитов может усилиться и это гарантированно случится, в случае если программа льготного кредитования продолжит функционировать в течение всего 2016 года. С ним согласен и Олег Мосеев: Обстановка существенно лучше, чем прогнозировали годом ранее. Она стала такой только благодаря мерам, принятым правительством.
Если бы не программа субсидирования ставок по автокредитам, то падение было бы большим. Исходя из этого помощь в текущем году нужна. Не смотря на то, что кроме того с ней мы не минуем сокращения продаж машин.
«Коммерсант»