Бу андерссон, президент автоваза («коммерсант»)
Фаворит российского авторынка АвтоВАЗ закончил 2014 год с неоднозначными результатами. С одной стороны, компания стала главным бенефициаром господдержки: в октябре-ноябре ей удалось быстро нарастить продажи практически до отметки 2013 года. Но автоконцерн, что еще летом был среди фаворитов падения продаж, так и не выбрался из убытков.
В следствии на этой неделе АвтоВАЗ заявил о росте стоимостей, не изменявшихся с марта 2014 года, на 5-13%. Об перспективах и итогах продаж, сокращении сотрудников, проблемах с качеством и поставщиками Ъ поведал президент АвтоВАЗа Бу Андерссон.
– Прошлый год был сложным для российских производителей автомобилей, каковы главные итоги для АвтоВАЗа?
– Мне время от времени говорят: до вашего прихода все было превосходно, господин Андерссон, а сейчас у нас единственная неприятность – это вы. А кое-какие утверждают, что на АвтоВАЗе по большому счету ни при каких обстоятельствах не предполагалось вести бизнес и все вспоминало лишь как социальный опыт. Я так не думаю.
Я горжусь тем, что АвтоВАЗ на данный момент единственный завод в Российской Федерации, что создаёт сходу четыре бренда – Lada, Renault, Nissan, Datsun. Большая часть об этом кроме того не вспоминают. Само собой разумеется, не все люди смогут с гордостью заявить, что Renault Logan производится в Тольятти, кое-какие пробуют кроме того это скрыть, по причине того, что они считаюм, что это не хорошо.
Мы повысили рыночную долю Lada в сегменте машин ценой до 600 тыс. руб. в 2014 году с 37% до 42%, тогда как отечественные соперники ее снизили. Volkswagen, Опель, Шевроле, Peugeot, Citroen утратили 20-38% рынка. У Fiat, не обращая внимания на довольно маленькое падение, весьма мелкие количества. Так что, с одной стороны, не хорошо, что в целом по рынку по сегментам и всем моделям отечественные количества сократились примерно до 16,5%, с другой – в рамках собственного сегмента мы выросли.
В большинстве случаев 50% аудитории говорит, что не обожает АвтоВАЗ. И еще 50% – что обожает. Хорошая новость в том, что равнодушных к АвтоВАЗу нет. В сутки в среднем приблизительно 1 тыс. человек что-то пишет в сети про Lada Vesta.
Неприятностей у нас большое количество, но я не вижу тех, каковые мы не могли бы решить.
– Каковы будут денежные показатели АвтоВАЗа по результатам 2014 года? Завод останется убыточным?
– Мы выйдем на более скромные денежные показатели, чем я ожидал. По результатам 2014 года у нас будет убыток. Потому, что мы утратили по РСБУ 2 млрд руб. за первые девять месяцев, это операционный убыток, то за последнее время мы не сможем выйти в прибыль.
К тому же рынок усложнился, мы несем больше затрат. Отечественные продажи в 2014 году смогут составить около 375 тыс. машин в Российской Федерации, не смотря на то, что в начале года мы собирались продать приблизительно 450 тыс. Плюс из-за неприятностей с поставщиками мы снизили продажи на 10 тыс. машин. Я думаю, за весь год рынок упадет на 15%, а Lada – на 10%. Но в 2015 году выйдем на прибыль. Самый громадный вызов для нас, самая громадная неприятность для выхода в прибыль – это база поставщиков.
И именно в данной же сфере огромное влияние оказывает курсовая отличие. Само собой разумеется, довольно вторых производителей эффект меньший, но на нас отражается латентный эффект – многие отечественные русские поставщики закупают комплектующие за рубежом.
– Каких конкретно денежных показателей вы собираетесь достигнуть?
– Год будет сложным, но мы должны получить 3% операционной маржи. Как минимум – 1,5%. Мы желаем поднять долю рынка до 20%, нам нужен хороший вольный финансовый поток, и мы должны получать 6% операционной маржи в 2016 году.
Каждое утро, просыпаясь, я думаю прежде всего об этих трех вещах. По причине того, что это самое серьёзное.
– Каков прогноз продаж в будущем году и меняете ли вы как-нибудь стратегию в связи со сложной экономической и политической обстановкой?
– И да, и нет. В следующем году в целом мы планируем произвести 670 тыс. автомобилей. Мы постоянно можем подстроиться под изменяющийся рынок благодаря совокупности предзаказов, на которую мы перешли в сентябре. Одно могу сообщить: в случае если целый рынок будет не больше 1,7 млн автомобилей по году, то у всей отрасли будет довольно много неприятностей. Но я оптимист.
Российская Федерация сейчас седьмой по величине рынок в мире. Я считаю, что в первой половине 20-ых годов XXI века Российская Федерация станет пятым рынком. Китай будет первым, США – вторым, Индия – третьим, Бразилия – четвертым.
Германия по окончании России.
– При пессимистическом прогнозе вы сохраняете цель добиться 20-процентной доли рынка?
– Сейчас я более оптимистично настроен по поводу этих 20%, чем девять месяцев назад. По причине того, что многие из отечественных зарубежных соперников вынуждены повышать цены. Мы также будем их производить перерасмотрение, но постоянно будем конкурентоспособнее.
– Вы возглавляете завод уже больше года. Какие конкретно самые существенные трансформации случились на АвтоВАЗе?
– Один из главных факторов, что нужно было улучшить,– это свойство машин. Мы существенно усилили контроль качества на выходе, другими словами на сходе машин с конвейера, дабы не допустить отправку бракованных либо недоукомплектованных автомобилей дилерам. Ввели еще один этап контроля качества – предпродажную подготовку конкретно у дилера.
В следствии по Granta и Kalina мы улучшили уровень качества схода автомобиля с первого раза с 50% до 80%, на линии В0 (Largus, Renault и Nissan) – с 37% до 75%. И помимо этого, кроме этого мы наладили прямую сообщение с клиентами, создали центр удовлетворенности потребителей. Он трудится с жалобами и обращениями клиентов и в течение 24 часов находит ответ.
После этого мы разглядели 14 самых ответственных и распространенных неприятностей, таких как тугое либо неплотное закрывание дверей, либо шум вентилятора на Lada 4×4, либо неприятности с зажиганием, либо с замком бардачка и т. д. Большинство этих неприятностей устранены раз и окончательно. Отечественные новые модели Lada Vesta и Lada XRay пройдут краш-тесты в Европе, дабы клиент был уверен, что автомобили отвечают европейским стандартам.
Второе, чему мы уделили большое количество внимания,– это работа с людьми. Мы создали совокупность мотивации работников. В первых числах Декабря выплатили 5 тыс. работников дополнительную заработную плат за совершенный выход на работу в течение года. В последних месяцах года было решено наградить премиями за высокий уровень качества продукции всех рабочих, за исключением нарушителей трудовой дисциплины,– на эти цели мы выделили 290 миллионов рублей.
Наконец, еще 700 передовиков взяли в последних месяцах года дополнительные премии в размере 19 тыс. руб.
В январе 2014 года на заводе было практически 18 уровней управления – у каждого начальника было по два либо три помощника. Уже в феврале мы сократили их количество до пяти уровней. Большая часть полномочий сейчас в руках бригадира и мастера. К сожалению, не обошлось без сокращения персонала. Мы сократили работников, сделав выговор прежде всего на менеджерах. Их сократили на 33%.
По рабочим под сокращение попало около 20%. Всем уменьшаемым внесли предложение компенсацию в размере пяти месячных окладов. Это было болезненно, но нужно, поскольку количества производства снизились.
Но в этом же году мы выпустили восемь модификаций отечественных моделей. И это при том, что в прошлые два года АвтоВАЗ не выпустил ни одной новой модели.
– Продолжите ли сокращение персонала в 2015 году?
– Нет, в 2015 году рабочих мы уменьшать не будем. Но будем работатьнад увеличением производительности труда, над оптимизацией производственных процессов, и в их рамках будем перемещать людей в завода. Каждый год текучесть кадров может составлять 5-10%, и это в порядке вещей.
– Но имеется так как события, каковые нельзя контролировать: в случае если рынок будет сжиматься, то нужно будет сокращать производство. Имеется замысел действий на данный случай?
– В случае если мы столкнемся с какими-то совсем уж значительными трансформациями, то постоянно сможем перейти на четырехдневную рабочую неделю. Так что если вы задаёте вопросы про замысел Б, то это он и имеется.
– ЦБ повысил главную ставку до 17%, а девальвация рубля усилилась. Как отреагировал АвтоВАЗ?
– АвтоВАЗ смог обезопасисть клиента: цены на машины не поднимались до Января этого года. К тому же мы продолжили курс на увеличение уровня локализации машин. В 2014 году для модели Largus была локализована поставка металла (экономия 100 миллионов рублей.), аккумуляторная батарей (90 миллионов рублей.), шин (50 миллионов рублей.).
– Как усложнилось привлечение кредитов? Какие конкретно новые риски появились? Нет ли замыслов пересмотра инвестпрограммы?
– Главные займы на инвестпрограммы уже предоставлены либо заключено соглашение о них. Что касается пересмотра инвестпрограммы, непременно, от чего-то нужно будет отказаться. Но сохраняются главные цели – обновление модельного последовательности, запуск Lada Vesta и Lada XRay в декабрь и сентябрь.
– В ноябре вы столкнулись с рядом сложностей в работе с поставщиками, в следствии которых кроме того было нужно приостанавливать производство. С чем они были связаны?
– У АвтоВАЗа в Российской Федерации 709 поставщиков, из них 11 – проблемные. Они не обожают меня, я не обожаю их, но в этом нет ничего личного, легко у них нехорошие результаты работы. Подстраиваться под них я не буду, но оказать помощь отечественным поставщикам трудиться лучше мы неизменно готовы. Их главные неприятности в качестве компонентов и сроках поставок. Но, варианты выбора у нас будут неизменно.
Вторая неприятность с поставщиками в цене: они уверены в том, что я им обязан платить больше. Но 40 тыс. человек, каковые трудятся на АвтоВАЗе, приобретают 40 млрд руб. в год и создают 535 тыс. автомобилей и компонентов, а внешние поставщики обходятся в 140 млрд руб.
– А вы станете уменьшать количество зарубежных поставщиков на фоне курса на локализацию и импортозамещение и в свете ослабления рубля?
– Степень локализации машин Lada – 81%. Со всеми мы ведем расчеты в рублях. И будем наращиватьдолю русских поставщиков. К примеру, прежде аккумуляторные батареи мы брали на Украине, по причине того, что это входило в неспециализированные количества закупок Renault-Nissan, сейчас – в Жигулевске у АКОМ. На этом мы сэкономили 19 миллионов рублей. Для Lada Largus сталь раньше закупали в Европе, а сейчас – в Магнитогорске. Экономия – 100 миллионов рублей.
Но стопроцентной локализации мы ни при каких обстоятельствах не добьемся, да этого и не нужно. Забрать, например, электронику – импортировать ее имеет суть, по причине того, что российские аналоги до тех пор пока не хватает конкурентоспособны.
– Традиционно одна из проблемных тем для АвтоВАЗа – дилеры. Завод неоднократно объявлял о новых подходах к работе, сравнительно не так давно показалась очередная стратегия. В чем ее отличие?
– Я не могу заявить, что мы урегулировали все вопросы с дилерами, но в феврале, в то время, когда я в первый раз встретился с ними, они попросили у меня помощи в ответе нескольких вопросов, и я им помог. Раньше размер маржи был 5%, мы ее подняли до 10%. Гарантию на машины продлили до трех лет, либо до 100 тыс. км пробега. Почасовые ставки для дилеров, делающих ремонт по гарантии, выросли с 500 до 1040 руб. за час (в Петербурге и Москве – 1210 руб.).
Свели к минимуму процент недоукомплектованных автомобилей: раньше 4% машин приходили к дилерам со снятыми подробностями, сейчас – 0,3%. Мы дали обещание дилерам поставлять автомобили на протяжении семи дней, и сейчас 91% машин приходит в данный срок, производственный брак составлял 18,9%, сейчас – 3%.
– Вы как-то поменяли модель поставок, дабы к примеру, не допускать наращивания стоков?
– С 1 сентября мы перешли на совокупность предзаказа. на данный момент дилеры заказывают машины и оплачивают их через 30 дней. Раньше у нас был громадной количество складских запасов, к примеру в августе – 71 тыс. машин. Сейчас данный показатель образовывает 27 тыс. машин, из которых 10 тыс.– оплаченные дилерами, 10,5 тыс.– неоплаченные, 2,5 тыс.– отечественный личный запас.
Возможно, это кроме того пара низкий запас, но лучше ниже, чем выше.
– Как критична для АвтоВАЗа была утрата украинского рынка, чем вы планируете его заместить?
– В 2013 году мы реализовали Украине около 6 тыс. автомобилей, в 2014 году – практически ничего. Но и 6 тыс. из 400 тыс.– это не верно уж большое количество, так что я не стал бы сказать о чем-то критичном. Отечественный самый большой рынок экспорта – Казахстан, часть рынка – 33%.
Экспорт сейчас не есть для АвтоВАЗа приоритетом номер один. В случае если мы не будем лучшими в собственной стране, то за границей точно не будем успешными. на данный момент основное – вернуть гордость за отечественный продукт в Российской Федерации, поменять имидж Lada, тогда вырастет и экспорт. 14 дней назад я был в Швеции, мы открыли новый дилерский центр. В том месте интерес к Lada большой, самый популярный продукт – Lada 4×4.
Бренд отлично известен.
– Главный экспортный рынок – это Казахстан, следом идет, по всей видимости, Азербайджан?
– Казахстан, Азербайджан, пробуем вернуть отечественные позиции в Белоруссии.
– В Белоруссии это будет сложно – в том месте имеется большое производство недорогих китайских машин Geely.
– Думаю, с Geely мы сможем соперничать. Для правительства Белоруссии принципиально важно, дабы мы увеличили отечественные закупки в стране. И мы сделаем это. В целом в бывших советских республиках у нас в действительности сильные позиции.
Имеется потенциал в Чехии, государствах бывшей Югославии, на Сирию наблюдаем, на Ливан.
– Сравнительно не так давно на государственную программу утилизации опять добавили денег. Но еще до этого вы приостанавливали участие в ней, а позже продолжили. Вам уже тогда дали гарантии того, что компенсируют эти деньги и увеличат квоту?
И как хватит дополнительных средств – около 3 млрд руб., выделенных в декабре, и 10 млрд руб. на 2015 год?
– Я трудился в десяти государствах мира, у меня имеется с чем сравнивать, и исходя из этого желаю заявить, что очень доволен последовательными действиями правительства Владимира и президента Путина РФ. Я чувствую, что приобретаю моральную помощь. Без промсборки мы бы не были такими сильными, как на данный момент. Импортная пошлина в 25% дает нам какое-то время быть конкурентоспособными, но в 2019 году она опустится до нуля.
Плюс утилизационный сбор, но это короткий стимул.
Что касается программы утилизации – это была необходимая вещь в необходимое время,– из 10 млрд руб. мы взяли 2 млрд руб. Для нас это 40 тыс. машин, на каковые весьма скоро набрались заказы, кроме того больше, чем необходимо. В то время, когда программа закончилась, мы заметили негативный эффект от ее окончания и решили ее возобновить за собственный личный счет.
Израсходовали на это 500 миллионов рублей. собственных средств – это большое количество.
– на данный момент вам эти деньги компенсируют?
– Нет. Это были отечественные деньги.
– И вы не станете просить государство компенсировать их?
– Нет. Мы не можем.
– Из-за чего?
– Это будет новая программа. Мы сможем применять заложенные на нее деньги лишь для новых продаж. Я считаю, что правительство все сделало весьма профессионально, разве что процесс получения денег назад через чур медленный.
– Как оказывает помощь лоббистский ресурс Ростеха, что обладает блокпакетом АвтоВАЗа?
– Я чувствую сильную помощь Сергея Чемезова и его команды. Сравнительно не так давно у нас была весьма откровенная встреча с ним. Он не всегда соглашается, но осознаёт, что я решаю неприятности.
– О чем по большей части спорите?
– В некоторых случаях его больше чем меня заботят социальные вещи. Но основное в отечественных беседах – это уровень доверия. Я сообщил господину Чемезову: думаю, вы мне не разрешите реструктурировать базу поставщиков. Он сообщил: Из-за чего? Я вас поддержу.
Легко если вы что-то сделаете не так, то и ответственность за последствия будет всецело вашей. Вот это я именую открытым и откровенным беседой.
– А о чем шла обращение на закрытой части заседания по формированию автопрома, которое в декабре совершил Медведев в Набережных Челнах?
– От отрасли мы просили продолжить программу утилизации на три года, облегчить процедуру возврата денег и утвердить субсидирование процентов по инвесткредитам на модернизацию.
– Какими смогут быть количества субсидий?
– Это будет зависеть от того, сколько денег у правительства. Это лучший ответ, что я могу вам дать.
– Какова стратегия развития площадки в Ижевске?
– Создавать одинаковый автомобиль в двух местах ненужно. Поэтом логика несложна: все массовые модели с громадными количествами – в Тольятти, а со средними и с мелкими количествами – в Ижевске. Ижавто – более эластичный завод и подходит для более люксовой продукции.
В том месте производится Nissan Centa, будет выпускаться Lada Vesta, которая идеально подходит под оборудование, которое употребляется для Nissan, в том месте же запустим Lada C. Все Renault Logan будут производиться в Тольятти, не смотря на то, что прежде ответ было делать его 50х50 на двух площадках. И еще вот что я желаю сообщить губернаторам: нам необходимы хорошие дороги между Тольятти и Ижевском. По причине того, что ненужно иметь две базы поставщиков.
К примеру, в Ижевске не требуется прессовое производство: в Тольятти оно наибольшее в мире. Мы можем прямо в цеху хранить запас на двое суток и отправлять его в Ижевск. Люди пока не соглашаются со мной, по причине того, что они эмоциональны.
А у меня мало чувств. Я логичен.
«Коммерсант»