«Автоваз» выкупил у «ростеха» завод по выпуску сборочных роботов
Наибольший российский автопроизводитель «АвтоВАЗ» купил единственного в Российской Федерации поставщика сборочных роботов, штампов и пресс-форм для автопрома – Волжский машиностроительный завод (ВМЗ). Его компания реализовала в 2013 году за долги корпорации «Ростех» (осуществляет контроль 24,5% «АвтоВАЗа»). Возвращение под крыло «АвтоВАЗа» источники «Известий» связывают с интересом Renault Nissan, на что приходится 50% «АвтоВАЗа», в производстве штампов и пресс-форм для русских моделей концерна. пресс формы и Многотонные-штампы – одна из самые дорогих составляющих в автомобильном производстве, не каждый зарубежный автопроизводитель имеет собственное производство штампов.
О том, что 31 октября в налоговую поданы документы на регистрацию ОАО «АвтоВАЗ» в качестве единственного участника ООО «ВМЗ», «Известиям» сообщили в дирекции по связям с общественностью «АвтоВАЗа». Последняя выписка по ВМЗ из единого государственного реестра юрлиц подтверждает тот факт, что он снова перешел в 100-процентную собственность «АвтоВАЗа».
Ответ о продаже ВМЗ «Ростеху» было принято в 2012 году бывшим управлением волжского автогиганта во главе с Игорем Комаровым (руководил ВАЗом в 2009–2013 годах). Сделка была закрыта в октябре прошлого года. В соответствии с годовому отчету «АвтоВАЗа» за 2012 год, ВМЗ был оценен в 5 млрд рублей, но в бухгалтерской отчетности по МСФО за три первых месяца 2013 года автогигант сказал: «Общая сумма вознаграждения, полученная от выбытия (ВМЗ), составила 551 млн рублей».
Другими словами всего лишь 11% от первоначально заявленной суммы. Более того, как направляться из финотчетов «картотеки» и Автоваза дел в абитражном суде, тольяттинский автогигант в 2013 году сделал дополнительные инвестиции в ВМЗ – в виде передачи дебиторской задолженности в уставный капитал этого завода. Вазовцы переуступили ростеховским «дочкам» собственные требования к агентам, по подсчетам «Известий», общей стоимостью более 1,1 млрд рублей: к примеру, обращение об исках к ПХ «Автокомпоненты» (бывшая структура ВАЗа, выкупленная ОПК «Оборонпром» – дочкой «Ростеха», задолжала 785,9 млн рублей) и Скопинскому автоагрегатному заводу (собственность ПХ «Автокомпоненты» – 315 млн рублей).
– Он [ВМЗ] не есть профильным для «АвтоВАЗа», так как создаёт технологическое оборудование, и будет передан «Ростеху» в счет погашения долга автомобильного завода.
Потом предприятие станет органичной частью холдинга «РТ-Станкоинструмент» [ныне «Станкопром»], – заявляла в 2012-м пресс-служба «Ростеха». Государственная корпорация информировала, что ВМЗ наряду с другими активами был передан в счет погашения беспроцентного госкредита (78 млрд рублей), что в 2009–2011 годах государство предоставило автомобильному заводу через «Ростех». Кстати, данный долг «АвтоВАЗа» перед бюджетом и «Ростехом» до сих пор не погашен, на конец 2013 года остаток долга составлял 26 млрд рублей.
Сумму обратного выкупа «АвтоВАЗ» не раскрывает. Опрошенные «Известиями» специалисты кроме этого затрудняются выяснить кроме того приблизительную цена завода. Объективной оценке мешают три самые важных события: предприятие будет в предбанкротном состоянии, прогрессируют убытки (за 2011 год чистые убытки 30 млн рублей, в 2012-м – 560,9 млн рублей, в 2013-м – 822 млн рублей); завод в значительной мере ориентирован на одного клиента («АвтоВАЗ»), что к тому же значительно сократил количество заказов; значительные долги перед кредиторами (минимум 134 млн рублей).
– Дабы совершить грамотную оценку, необходимы расшифровки по всем главным средствам, каковые находятся на балансе предприятия. Грубо говоря, на балансе земельный надел может висеть по стоимости по номиналу – 100 тыс. рублей, а в действительности его цена – пара миллионов рублей, – предположила Юлия Исакова, начотдела оценки имущества «Реал-Аудит-Консалтинга».
По окончании вступления в состав «Станкопрома» (объединяет станкостроительные фирмы «Ростеха») количество сотрудников ВМЗ увеличилось с 4 тыс. до 6,2 тыс. человек. Но, в течение года завод покинуло много сотрудников, на данный момент в том месте числится около 3,5 тыс. человек, сказал «Известиям» фаворит Межрегионального профсоюза рабочих автопрома Вячеслав Ерепов. В марте у предприятия появились долги по заработной плату, около 23 семь дней рублей.
Многие сотрудники отказывались выходить на работу до того момента, в то время, когда все долги будут выплачены, говорит Ерепов. Перед трудовым коллективом задолженность была частично погашена. Но уже в сентябре из-за налоговых недоимок ФНС Тольятти подала в Самарский арбитражный суд иск о признании ВМЗ банкротом.
По окончании уплаты в бюджет 49,5 млн рублей заводчанам удалось урегулировать неприятности с сотрудниками налоговой администрации.
– Приказа до тех пор пока нет, но ожидается сокращение 850 человек. В уведомлении, которое я взял, сообщено, что ожидаются массовые увольнения с ноября по февраль, – продолжает Ерепов. – Но имеется неофициальная информация, в соответствии с которой «АвтоВАЗ» снизит численность рабочих до 1,5 тыс. человек.
Источник «Известий», привычный с обстановкой на заводе, сказал, что «АвтоВАЗ» заинтересован лишь в производстве оборудования и штампов пресc-форм, сборочные роботы ему не необходимы. пресс формы и Многотонные-штампы считаются одним из самых капиталоемких составляющих в автопроизводстве. Один штамп вычислен именно на пара лет работы (зависит от количества выштампованных подробностей): обычно смена поколений моделей авто в том либо другом автоконцерне связана с заменой штампов, цены на прессы могут быть около нескольких сотен миллионов долларов.
– В этом оборудовании заинтересованы японцы из Nissan, каковые уже трудятся на ВМЗ, – сказал собеседник. Он утвержает, что чужестранцы уже на данный момент налаживают на ВМЗ технологический процесс по выпуску оборудования для линии B0 (Renault Logan, Lada Largus, Nissan Almera). Источник кроме этого сказал, что государственная корпорация «Ростех» так же, как и прежде не теряет интереса к ВМЗ в надежде применяеться русским роботам для оборонных целей.
Косвенно эту идея подтверждает и официальная позиция «Ростехнологий» по поводу продажи ВМЗ «АвтоВАЗу».
– Будущее ВМЗ до конца не выяснена, исходя из этого сказать о каких-либо параметрах данной сделки преждевременно, – сказали «Известиям» в пресс-службе корпорации на вопросы о передаче ВМЗ обратно «АвтоВАЗу».
самый логичный сценарий для ВМЗ на ближайшую возможность – это цивилизованное банкротство, уверен Владислав Цепков, старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры».
– Самый перспективный вариант для этого предприятия с огромными долгами – очищать его имущество от денежного бремени через процедуру банкротства. Непременно, банкротство предполагает полное сокращение штата, но имеется кроме этого процедуры типа финансового активов оздоровления и замещения должника, каковые окажут помощь сохранить требуемый коллектив, – увидел юрист.
История ВМЗ начинается с 1972 года, изначально он создавался как вазовское подразделение по выпуску стартёров и генераторов. Но после этого на заводе освоили производство фрезерных станков и первых автоматических манипуляторов. По-настоящему промышленные масштабы завод получил по окончании договора 1984 года с компанией Kuka Systems GmbH о создании лицензионного производства роботов.
Действительно, локализация свелась только к выпуску механических подробностей роботов, всё ПО к ним приходилось закупать у немцев. С 2000-х завод стал называться «Производство технологичного оборудования», ему передали мощности по выпуску штампов и прессов.
Одним из последних больших заказов ВМЗ были линии сборки Kalina/Priora в Тольятти и конвейер Granta в Ижевске. Кроме штампов, пресс-форм, разных металлообрабатывающих станков и роботов ВМЗ производит автомобильные жгуты и кое-какие виды комплектующих для русских автокомпаний.
«Известия»