«Автоваз» сыграет на курсе евро
Вывести «АвтоВАЗ» в плюс, повысить уровень качества производительность и машин труда. Это только немногие обещания, каковые давал президент тольяттинского автогиганта швед Бу Андерсон. «Газета.Ru» подвела итоги 2014 года для русского компании и определила, на что рассчитывает наибольший российский автопроизводитель в 2015-м.
Итоги 2014 года для «АвтоВАЗа» были достаточно неожиданными. Новый президент предприятия швед Бу Андерссон удачно справился с большинством собственных громких обещаний, каковые раздавал в течение года, и заметно подтянул имидж автогиганта посредством твёрдых административных ответов, запуска программы помощи клиентов и личным участием в продвижении продукции. Еще одним замечательным вкладом в новое восприятие компании потребителями стало участие в Столичном автосалоне и премьера двух будущих моделей Lada Vesta и Lada XRay.
В сентябре было заявлено, что через два года «АвтоВАЗ» собирается запустить производство новых моделей Lada на совместном предприятии в Казахстане. Это разрешит компании завоевать рынки не только Казахстана, вместе с тем Дальнего Востока и Сибири.
Но часть обещаний так и осталась невыполненной. Не обращая внимания на все усилия, массовые сокращения и снижение издержек управленческого персонала и рабочего, «АвтоВАЗ», вопреки замыслам Андерссона, так и не вышел в прибыль. Кроме этого из-за нерешенных неприятностей с простоем и поставщиками производственных мощностей компании не удалось извлечь пользы из ажиотажного спроса, что царил на русском авторынке с октября.
Клиенты смели из автосалонов все имеющиеся машины, а дополнительно произвести новые автомобили на заводе опоздали. Так, всего в ноябре «АвтоВАЗ» реализовал 30,4 тыс. автомобилей, не смотря на то, что в прошлые месяцы реализовывал приблизительно по 37 тыс. машин. Но нагреть руку на автомобильной продукции из Тольятти смогли сами дилеры, каковые незаметно для самого производителя немного подняли ценники.
Всего же, по данным Комитета производителей машин АЕБ, с января по ноябрь «АвтоВАЗ» реализовал 351 992 автомобили, что на 16% меньше, чем за теже месяцы 2013 года (417 361 автомобиль). Но машины марки так же, как и прежде прочно удерживают позиции самых реализовываемых в Российской Федерации и фаворитов программы утилизации.
В новом кризисном и очень неизвестном для авторынка году «АвтоВАЗ» собирается воспользоваться своим положением местного производителя с большим уровнем локализации. Не обращая внимания на увеличение стоимостей, компания планирует так же, как и прежде предлагать самые дешёвые автомобили в Российской Федерации, произвести 670 тыс. машин и все-таки выйти в прибыль.
Итоги 2014 года
Рыночная часть машин Lada в сегменте ниже 600 тыс. руб. в 2014 году выросла с 37 до 42%. В итоге не обращая внимания на неспециализированное падение по рынку на 16% компания укрепила собственные позиции в бюджетном сегменте. За год тольяттинский автогигант выпустил восемь модификаций собственных моделей.
Это, например, Lada Granta Liftback, Kalina Cross, 4×4 Urban, Largus Cross. Напомним, что за прошлые два года на заводе не было выпущено ни одной новой модификации.
Как поведали «Газете.Ru» в пресс-службе «АвтоВАЗа», за этот год в компании было значительно повышено уровень качества производимой продукции. «Уровень качества схода с первого раза выросло на линии Granta-Kalina с 50 до 80%, на линии В0 – с 37 до 75%, – пояснил директор по связям с общественностью компании «АвтоВАЗ» Владимир Степанов. – Помимо этого, мы раз и окончательно разобрались с большинством из порядка 15 хронических неприятностей, включая дребезг задней полки, тяжелое закрывание задней двери, заедание замка бардачка, шум трансмиссии. Производительность труда мы подняли на 20%».
В «АвтоВАЗе» выделили, что смогли стать клиентоориентированной компанией. «С 1 сентября мы перешли на работу только по предзаказам, – говорит Степанов. – Другими словами дилер приобретает от «АвтоВАЗа» лишь то, что у него запросил клиент, ему больше не направляется все без исключение что попало. Причем клиент может дооснастить собственный автомобиль всем чем захочет. К примеру, дозаказать раздельно кондиционер, не оплачивая наряду с этим целый пакет «люкс», как раньше.
Мы создали Центр удовлетворенности потребителей – для того чтобы ни при каких обстоятельствах не было. Команда из 50 человек мониторит интернет, принимает жалобы по телефону и из соцсетей, входит в прямой контакт с клиентом, связывается с ближайшим дилером и предлагает клиенту решение проблемы в течение 24 часов».
сокращения и Структурный состав
Важным трансформациям подверглась структура управления «АвтоВАЗа». В начале года на заводе формально существовало девять, а практически трудилось 18 уровней управления. У каждого начальника было по два либо три помощника. Уже к февралю их количество сократилось до пяти уровней, и начальники лишились всех собственных помощников. Наряду с этим ввиду объёмов производства и сокращения рынка приблизительно на 90 тыс. машин не обошлось без сокращений персонала.
В основном это коснулось менеджмента: количество управленцев на заводе упало на 33%. Сокращение рабочих составило около 20%. Всем уменьшаемым была выплачена компенсация в размере пяти месячных окладов.«В 2015 году не будет сокращения рабочих, это мы пара раз дали обещание, – заявил «Газете.Ru» Степанов. – Но мы будем перемещать людей в производств».
Заработную плат будут производить перерасмотрение раз в год
На «АвтоВАЗе» запустили совокупность мотивации работников на более высокие качественные и количественные показатели. В ее рамках в первых числах Декабря пять тысяч работников взяли дополнительную заработную плат за совершенную явку в течение года. В октябре 50 работников цеха Lada 4×4 и 3,3 тыс. работников прессового производства взяли дополнительную месячную заработную плат.
В декабре месячный бонус взяли передовики производства Granta/Kalina.
«Мы решили наградить премиями за весь год за высокий уровень качества продукции всех рабочих, за исключением нарушителей трудовой дисциплины. На эти цели мы выделили 290 миллионов рублей., – говорит Степанов. Еще 700 передовиков «АвтоВАЗа» взяли в последних месяцах года дополнительные премии в размере месячного оклада».
На данный момент управление компании совместно с профсоюзным комитетом разрабатывает концепцию развития совокупности вознаграждений работников, которая предполагает внедрение ежегодной выплаты бонусов каждому при условии успешной работы. Так, сотрудники предприятия смогут принимать участие в распределении прибыли компании. Предполагается, что бонус будет выплачиваться каждые полгода – 15 декабря и 15 июля.
Размер выплат может быть больше существующую на «АвтоВАЗе» ранее 13-ю заработную плат.
В бюджете на 2015 год предусмотрены средства на организацию выплат, наряду с этим не меньше 70% из неспециализированной суммы будет направлено на бонусы рабочим. С 1 января 2015 года работники всех автосборочных производств и часть подразделений логистики будут переведены с тарифной совокупности зарплатына окладную. Как заявил Андерссон, на протяжении перевода ни один сотрудник не утратит в заработной плате – ее размер в некоторых случаях может кроме того увеличиться.
До 1 июля 2015 года в компании пройдет оценка каждого рабочего места, в следствии чего будет пересмотрен уровень заработной плата так называемых недооцененных отдельных работников и должностей. В будущем уровень заработной плата будет пересматриваться один раз в год.
Корпоративный отпуск на «АвтоВАЗе» продлится до 18 января. Что касается президента компании, то его отдых, по традиции, будет не таким продолжительным. А его заработная плат, как он сам признался в массмедиа, образовывает $50 тыс. в месяц. «Моя заработная плат образовывает $50 тыс. в месяц, я приобретаю доход исходя из курса американского доллара к рублю.
Последний раз, в то время, когда я наблюдал ведомость, моя заработная плат составляла 2,5 миллионов рублей.», – сообщил Андерссон.
Выйти в прибыль в 2015 году
В это же время не обращая внимания на обещания Андерссона выйти в прибыль в 2014 году предприятию так и не удалось. «АвтоВАЗ» сэкономил более 7 млрд руб. благодаря программе понижения затрат, – пояснил Степанов. – Но компенсации выгнанным с работы сотрудникам и приобретение Волжского механического завода съели часть бюджета. В 2015 году планируем произвести 670 тыс. автомобилей. И выйдем в прибыль!»
Говоря об количествах автомобильных продаж на русском рынке в 2015 году, в «АвтоВАЗе» придерживаются прогноза 1,9 млн реализованных машин. «Программа утилизации, которая продолжится в 2015 году, непременно, оказывает хорошее стимулирующее действие на рынок, – говорит Степанов. – О рынке 2015 года делать выводы непросто. Разумеется, нас всех ожидает непростая борьба за клиента».
До тех пор пока на заводе не информируют о том, как будут подняты цены на производимые машины. «Об трансформации стоимостей мы скажем дополнительно, – говорит Степанов. – Очевидно, что стоимости будут изменяться, но о конкретных цифрах сказать до тех пор пока рано. И самое основное – как бы мы ни поднимали цены, продукция «АвтоВАЗа» постоянно будет более привлекательной, чем у соперников. Машины локализованы на 82%, и это снижает зависимость от валютных колебаний.
У нас самая громадная дилерская сеть в стране – около 400 дилеров, самые дешёвые по простоте и цене запчасти да и то».
«Газета.Ru»