Авторынок упадет на четверть
Падение продаж новых автомобилей в Российской Федерации по результатам 2014 года составило 10,3%, притом что в декабре, благодаря обвалу рубля, авторынок обновил полный рекорд продаж. Прогноз на этот год куда хуже: по оптимистичным ожиданиям, рынок обвалится на 24% и возвратится к показателям 10-летней давности, а сами производители уверены в том, что падение может превышать 50%. Не обращая внимания на это, производители все равно будут подниматьцены.
Российский авторынок сократился по результатам 2014 года на 10,3%. Всего за прошедший год было реализовано 2 млн 491 тыс. новых машин, что на 286 тыс. меньше количества рынка в 2013 году. Но падение могло быть еще громадным, если бы не ажиотажный спрос на автомобили в декабре, вызванный резким обесценением рубля.
Так, за декабрь было реализовано 270,6 тыс. машин, что на 6,3 тыс. автомобилей, либо 2,4%, больше, чем в декабре 2013 года. Более того, продажи в последний месяц прошлого года стали рекордно высокими за всю историю российского авторынка. Такие эти привел в собственном итоговом отчете комитет производителей машин «Ассоциации европейского бизнеса» (АЕБ).
В прошлом декабре лишь три бренда из первой десятки не смогли превышать собственные прошлогодние показатели. Так, на 9% в минус ушли в декабре продажи Lada (35,3 тыс. реализованных автомобилей), на 28% – Шевроле (13,5 тыс. автомобилей), на 26% – Ford. Больше всего среди фаворитов рынка нарастил собственные продажи импортер Mitsubishi – на 51% (12,7 тыс. автомобилей) в сравнении с этим же месяцем прошлого года.
Что касается результатов за целый год, то с отрицательной динамикой довольно 2013-го его завершили большая часть участников топ-10: Lada (-15% и 387,3 тыс.), KIA (-1% и 195,6 тыс.), Renault (-7% и 194,5 тыс.), Hyundai (-1% и 179,6 тыс.), Volkswagen (-18% и 128 тыс.), Шевроле (-29% и 123 тыс.) и Ford (-38% и 65,9 тыс.). Рост продаж за весь год был лишь у Nissan (11% и 162 тыс.), Toyota (5% и 161 тыс.) и Mitsubishi (2% и 80 тыс.).
Помимо этого, статистика в очередной раз наглядно подтвердила, что экономические трудности, прочие неприятности и обвал рубля не очень сильно сказываются на премиальном сегменте, где продажи не только не упали, но и заметно выросли. Так, собственные годовые количества продаж нарастили Mercedes-Benz – 49,1 тыс. автомобилей (+11%), Land Rover – 21,1 тыс. (+1%), Lexus – 19,1 тыс. (+21%), Volvo – 15,4 тыс. (+3%), Infiniti – 8,9 тыс. (+4%), Porsche – 4,7 тыс. (+24%).
По словам главы комитета АЕБ Йорга Шрайбера, с кумулятивной утратой количества авторынка в 10% прошедший год останется годом разочарований, несмотря на сильный финиш: «Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 год еще ниже. Мы прогнозируем, что количество рынка составит 1,89 млн новых автомобилей – это на 24% меньше, чем было реализовано в 2014-м. Рынок будет уменьшаться под влиянием продолжения курса роста и падения рубля ставок по кредитам.
Главный провал в продажах случится в течение последних трех месяцев года».
Отвечая на вопрос обозревателя «Газеты.Ru» о том, как отразились санкции на работе автокомпаний в прошедшем году и к чему им подготавливаться в 2015-м, Шрайбер ответил, что Россия не готовит ответных санкций, в особенности в области импорта и автомобильного производства. Помимо этого, он подчернул, что санкции со стороны Запада оказали на рынок косвенное действие.
«Прямого действия санкции не оказали, но через опасения, ощущения кризиса в голове потребителей они оказали влияние на готовность покупать машины, – сообщил Шрайбер. – Прямого негативного влияния не было. В некоей мере введение западных санкций в Крыму оказывает помощь лучше осознать, чем нельзя заниматься, а чем возможно, с позиций бизнеса. Мы пристально изучили перечень санкций, что был размещён в декабре.
В том месте написано, что ограничения касаются лишь грузовиков весом более чем 3,5 т. Но реализовывать в том месте машины из России возможно без опасения каких-либо санкций».
Шрайбер обратил внимание и на тот факт, что в исторической возможности прогнозируемый количество рынка в текущем году опустится до показателя 2006 года. «Обстановка тяжелая, но бывало и хуже, – отметил Шрайбер на протяжении пресс-конференции. – В 2009 году рынок обвалился еще посильнее».
Помимо этого, глава комитета АЕБ выделил, что в кризисном ушедшем году на русском авторынке продолжил расти сегмент SUV, притом что остальные сегменты сократились. «на данный момент же с русского рынка смогут уйти многие модели машин из тех, что производятся за границей», – вычисляет Шрайбер.
Ожидания отдельных автокомпаний значительно отличаются от консолидированного прогноза АЕБ. Так, в «Хонда Мотор Рус» прогнозируют сокращение рынка в 2015 году приблизительно на 40%. Как отмечает глава продаж и маркетинга компании Михаил Плотников, исходя из предновогодних валютных котировок, легко высказать предположение, что инфляция на автомобильном рынке может достигнуть 30%.
«Касаемо увеличения цен на машины Honda: все будет зависеть от динамики курса, но, конкретно, отечественный сегодняшний уровень стоимостей не соответствует текущему курсу, – поведал он «Газете.Ru». – Что касается уменьшения квот, то такая возможность имеется, но на сегодня масштабы сокращения не зафиксированы».
В «Тойота Мотор» отмечают, что по результатам 2014 года компания расширила присутствие на рынке до 6,5%, что не только на 0,9% больше в сравнении с 2013 годом, но и по большому счету есть рекордным показателем для импортера в Российской Федерации.
Как поведала обозревателю «Газеты.Ru» старший эксперт по связям с общественностью компании Евгения Тетерина, все запланированные на текущий год обновления модельного последовательности, в первую очередь Toyota Camry и Lexus NX, остаются в силе.
«Что касается цене автомобилей, то мы подняли цену на 20% в первых числах Января на машины 2015 модельного года, – напомнила Тетерина. – Для многих специалистов рынка эта новость стала неожиданностью. Но стоит напомнить, что отечественные соперники поднимали цены в прошедшем сезоне по нескольку раз, мы же пересмотрели розничную цена автомобилей лишь на данный момент, исходя из этого цены на модели Toyota в Российской Федерации выросли не более, чем в общем итоге у других автокомпаний».
Управляющий директор компании «Киа Моторс» Артем Гусаров объявил, что их прогноз на текущий год имеет достаточно широкую вилку, а у компании имеется пара сценариев работы на рынке, каковые смогут реализовываться в зависимости от событий. «В любом случае отечественная стратегия будет очень агрессивной, – поведал «Газете.Ru» Гусаров, – цены на машины KIA, как и у всех участников рынка, выросли, но не так очень сильно – это одно из отечественных основных преимуществ перед соперникам. Мы и дальше будем придерживаться для того чтобы курса в ценообразовании».
Собеседник кроме этого подчернул, что в текущем году складские запасы компании только немногим меньше, чем были ранее. «Обстановка на авторынке в 2015 году точно не станет несложнее, но очень многое будет зависеть от политики импортеров, и от того, будет ли российское правительство вводить меры помощи авторынка, – поделилась с «Газетой.Ru» собственные мнением директор дилерских центров Mitsubishi «Рольф Центр», «Восток» и «юг» Светлана Виноградова. – Программа автокредитования, доказавшая собственную эффективность в прошедшем сезоне, чуть ли сможет остановить падение на данный момент в 2015-м. Возобновление программы субсидирования автокредитов имело возможность бы быть куда более действенной мерой, причем при любой ставке рефинансирования».
По словам собеседницы, Русский ассоциация автомобильных дилеров (РОАД) сравнительно не так давно в очередной раз обратилась к Минпромторгу с предложением снова запустить программу – ответ должно быть озвучено до 5 февраля.
«Газета.Ru»