Авторынок рф готовится к обвалу после курсовой лихорадки
Резкие скачки курса рубля помогли русскому авторынку удержать падение в пределах 12 процентов в уходящем году, лишив производителей машин надежд на восстановление в следующем.
Авторынок почувствовал на себе спад в Экономике уже в 2013 году, в то время, когда продажи машин уменьшились на 5,5 процента до 2,78 миллиона автомобилей, но тогда специалисты говорили, что основная обстоятельство понижения — послекризисное насыщение рынка.
Но уже в январе, в то время, когда продажи упали на 5,8 процента, стало ясно, что рост рынка откладывается. Участие России в украинском политическом кризисе, быстро снизившее потребительскую уверенность, падение стоимости одного бареля нефти и рост ставок по автокредитам привели игроков рынка к пониманию, что о росте возможно забыть на долгое время.
За 11 месяцев продажи в Российской Федерации сократились на 11,6 процента, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), объединяющая трудящихся в Российской Федерации производителей машин, ожидает понижения продаж легковых и легких коммерческих машин на 12 процентов до 2,45 миллиона штук.
Пара опрошенных Рейтер специалистов согласны с оценкой АЕБ и не исключают меньшего понижения за весь год. Согласно расчетам агентства Автостат, продажи автомобилейуменьшатся на 11 процентов до 2,3 миллиона штук.
Но кроме того на данной отметке рынку удалось удержаться лишь за счет форс-мажорных факторов. Весной, по окончании санкций и внешнеполитического конфликта, рубль отправился вниз, что привело в автосалоны новых клиентов, рассчитывающих приобрести импортные машины по ветхим стоимостям. В итоге в феврале-апреле продажи упали в среднем лишь на 3,3 процента.
Расчет клиентов был верным — производители машин стали неспешно повышать цены за ростом курса американского доллара, а в июне-сентябре рынок провалился больше чем на 20 процентов.
Обстановка стала неспешно исправляться в сентябре, в то время, когда правительство России ввело в воздействие программу господдержки авторынка деньги в обмен на автохлам ценой 10 миллиардов рублей.
Но главным драйвером рынка стал второй скачок ажиотажного спроса на иномарки, что опять был вызван ростом курса американского доллара и евро.
Новый отчаянный рост пришелся на ноябрь-декабрь, а его пик — на 17 декабря, в то время, когда американский доллар превысил отметку в 80 рублей. В эти два дня автопроизводители и дилеры кроме того останавливали продажи, дабы скорректировать цены, другие обновляли ценник в режиме онлайн.
Агентство Автостат посчитало, что лишь в первой трети декабря цены повысились у 24 брендов, в среднем на 5-7 процентов, а по некоторым моделям подорожание превышало 20 процентов.
Но резкий обвал курса рубля был единственным причиной, подогревающим спрос, остальные факторы игрались против рынка, говорят специалисты. Это падение доходов населения, потребительская неуверенность, недоступность кредитов.
По подсчетам Автостата, часть продаж в долг, которая в периоды активного роста рынка достигала 45 процентов, в текущем году от месяца к месяцу планомерно понижалась и за весь год, вероятнее, не превысит 35 процентов.
НИ НАМЕКА НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ
Ажиотаж ноября-декабря сулит рынку значительные неприятности в начале следующего года, в то время, когда в автосалонах будут находиться никому не необходимые машины по новым, повышенным за курсом американского доллара, стоимостям.
В течение последних трех месяцев 2015 года сильно провалимся, по причине того, что часть спроса ушла на конец года, — говорит аналитик ВТБ Капитала Владимир Беспалов.
Сокращение рынка в течение последних трех месяцев, по его прогнозу, будет исчисляться двузначными цифрами — продажи упадут как минимум на 15-20 процентов из-за уже удовлетворенного в текущем году спроса и повышения цен.
Быть может, рост стоимостей будет опережать девальвацию, потому, что дилеры и автопроизводители попытаются предугадать темпы понижения курса рубля, говорит аналитик. По его прогнозу, стоимости смогут вырасти больше чем на 30 процентов.
Тяжелым будет целый год, даже в том случае, если в экономике и политике не произойдёт непредвиденных событий, уверены специалисты.
Опрошенные Рейтер производители машин из первой десятки воздерживаются от прогнозов рынка на 2015 год, не кроме либо прямым текстом давая слово рост стоимостей в будущем.
Специалисты не видят надежд на исправление обстановки. Беспалов уверен в том, что по базисно-оптимистическому сценарию рынок может упасть на 10 процентов, а в нехорошем случае — ниже уровня кризисного 2010 года, в то время, когда было реализовано 1,9 миллиона автомобилей (понижение на 22,5 процента к прогнозу АЕБ).
Прогноз зависит от через чур многих факторов — будут ли еще меры помощи не считая автохлама, какой будет курс рубля, как глубоко упадет стоимость одного бареля нефти, что случится в политике.
В 2015 году, с учетом удовлетворенного спроса, санкций, длящейся девальвации и ухудшающейся политической обстановки рынок может провалиться на 40-50 процентов (около 1 миллиона автомобилей), вычисляет Сергей и гендиректор агентства Целиков.
Падение на 20 процентов (до 1,85 миллиона автомобилей ) — это оптимистичный сценарий, это в случае если мы помиримся с миром и займемся экономикой, — говорит он.
Политические неприятности, понижение потребительской уверенности, девальвация рубля, падение нефтяных стоимостей — это нехорошие новости для рынка новых машин, говорит Целиков. Все это приведет к увеличению срока владения автомобилями и росту рынка подержанных машин, на котором по окончании десятка лет роста накопились машины на любой вкус.
Кроме того при самом удобном развитии обстановки продажи новых машин в 2015 году не превысят 2 миллиона штук, а вдруг же ситуация будет складываться по негативному сценарию, возможно ожидать понижение продаж ниже полуторамиллионной отметки, — говорится в комментарии Автостата.
В 2015 году рынок не превысит 2 миллиона машин, соглашается с Автостатом глава портала Autodealer.ru Олег Дацкив.
Базисный сценарий — 1,8 миллиона штук (около 25 процентов падения к прогнозу АЕБ), оказать помощь рынку встать до 2 миллионов сможет лишь очередной резкий скачок девальвации, что вынудит клиентов в ожидании повышения цен скинуть сейчас уже последние накопления, говорит специалист.
Обстановка на автомобильном рынке связана не только с уровнем доходов населения, но и с ожиданиями людей, — говорит генеральный директор наибольшего дилера автомобилей Рольф Татьяна Луковецкая. — До тех пор пока экономическая обстановка остается нестабильной, мы не ожидаем восстановления спроса.
Прогноз Рольфа на 2015 год по оптимистичному сценарию предполагает понижение продаж новых машин на 17 процентов (до 2 миллионов штук к прогнозу АЕБ).
Ожидать повышения доходов населения не приходится — бизнес загибается, кредиты не выдаются — нет ни одного хорошего сигнала, ни намека на восстановление рынка, — заключает Дацкив.
НОВЫЕ БЕДЫ АВТОПРОМА
В 2014 году русским автопроизводителям, в первую очередь мировым автоконцернам, имеющим фабрики в Российской Федерации, было нужно тормозить производство за падающим рынком, останавливая фабрики и уменьшая работников.
Следующий год принесет автопрому новые беды, считают эксперты. Лучше вторых будет ощущать себя Автоваз, собирающий Lada полностью из русских комплектующих, и его французский партнер Renault, успевший достигнуть достаточно глубокого уровня локализации производства в Российской Федерации. На 2015 год запланирован запуск новой модели Lada Vesta, которая упрочит позиции российского автогиганта на рынке, говорит Беспалов.
При сокращении рынка на 10 процентов в 2015 году Автоваз может кроме того продемонстрировать маленький рост, но лишь в том случае, если не будет повышать цены, считает аналитик.
Но мировые автомобильные концерны, каковые имеют собственные фабрики в Российской Федерации, в большей либо меньшей степени столкнутся с проблемой экономического спада и девальвации. Локализация производства в Российской Федерации позволяет сдерживать рост стоимостей. Подобная бизнес-модель (локализация в Российской Федерации) разрешает нам меньше зависеть от валютных рисков, — утверждает представитель СП Ford Sollers, производящего машины Ford для рынка РФ.
Не обращая внимания на производство в Российской Федерации и на большой уровень локальной интеграции, часть отечественных моделей и автокомпонентов поставляются из зарубежа, что ведет к росту цен на готовые машины, додаёт представитель Renault.
Цены на локализованные автокомпоненты в меньшей степени зависят от роста валютных котировок, соответственно остаются более стабильными, — говорит представитель Hyundai. — Но с позиций долговременного планирования, мы ожидаем, что отечественные русские поставщики смогут поменять отпускные цены на автокомпоненты, в соответствии с неспециализированной экономической обстановкой в стране.
Цены иномарок, собираемых в Российской Федерации, неизбежно вырастут, нивелировать их рост не окажется кроме того посредством скидки по госпрограмме утилизации, считают эксперты Автостата. Валютная составляющая в них через чур высока, дабы нивелировать рост валютных котировок на 50-70 процентов.
Автостат прогнозирует, что загрузка мощностей зарубежных производителей машин в Российской Федерации может снизиться до 50 процентов по сравнению кроме того с неудачным 2014 годом. Нельзя исключать увольнения и остановки конвейеров избыточного персонала. Особенно сложно придется тем производителям, у кого продажи значительно сократились уже в 2014 году, – Шевроле, Ford, Peugeot и Citroen, — полагают аналитики Автостата.
Рейтерс