Автокредиты катятся под гору

Автокредиты катятся под гору

Портал Банки.ру подготовил рейтинг автокредитных банков по результатам 2014 года. Кредитные организации «ужимают» автокредитование в собственных розничных сумках, просрочка по этому виду займов растет. Как видно из изучения, кое-какие банки, вопреки традиционно «наваристому» окончанию года, сократили количества выдач во втором полугодии.

Сбербанк везде Сбербанк

Банки.ру составил новый рейтинг автокредитных банков. В этом случае мы изучили итоги 2014 года. В рамках изучения были рассмотрены количества автокредитных сумок банков, уровень просрочки по ним, и количество и объёмы выдач выданных автокредитов по Москве, Столичной области и вторым регионам.

В рейтинге участвовала 51 кредитная организация (с учетом того, что в группу Сберегательного банка России входят Сбербанк и Сетелем Банк). Из них 45 поделились данными об уровне собственной просрочки.

Совокупный портфель автокредитов участников рейтинга на 1 января 2015 года составил 720,9 млрд рублей. По количеству портфеля автокредитов лидирует несколько Сберегательного банка России, в которую входят сам Сбербанк и Сетелем Банк: портфель группы насчитывает 144,5 млрд рублей. На втором месте – ВТБ 24 (117,6 млрд рублей), на третьем – Русфинанс Банк (84,5 млрд).

В пятерку банков с наибольшим портфелем автокредитов кроме этого входят ЮниКредит Банк (более чем 73 млрд) и Росбанк (59,4 млрд рублей).

За прошедший год лучшую динамику по росту портфеля автокредитов физлицам из представленных кредитных организаций показали Связь-Банк (плюс 147,08%) и Сетелем Банк (плюс 120,82%).

Громаднейшее падение отмечено у банка «Первомайский» (минус 72,43%), а среди финорганизаций с портфелем свыше миллиарда рублей – у Кредит Европа Банка (минус 25,75%).

Вниз по накатанной

Большая часть участников рейтинга снизило долю автокредитов в розничном портфеле во втором полугодии 2014 года. Громаднейшее сокращение отмечено у Европлан Банка (с 99,06% по состоянию на июль 2014 года до 87,12% на январь 2015 года). Кроме этого выделяются ЮниКредит Банк (падение доли с 53,22% до 46,54%) и Кредит Европа Банк (с 44,86% до 39,81%).

Отметим, что рынок автокредитования покинул таковой заметный игрок, как Райффайзенбанк, ранее входивший в десятку отечественного рейтинга по количеству портфеля.

В Европлан Банке не стали комментировать сокращение доли. Как пояснили в ЮниКредит Банке, уменьшение доли связано с тем, что автокредиты на пара популярных брендов сейчас выдаются дочерним банком этого автоконцерна, часть которого в собственности группе UniCredit.

«Мы прогнозируем рост доли, поскольку ЮниКредит Банк сохраняет фокус на автокредитовании. Отечественный банк выдаётавтокредиты и сохраняет помощь всех действующих программ автокредитования со всеми партнерами – производителями машин и автодилерами. самые выгодные для клиента условия на данный момент у дилеров таких брендов, как Jaguar, Land Rover, Subaru, Honda, Lifan, Volvo, Lada, Harley Davidson, – поведал глава управления по работе с партнерами ЮниКредит Банка Александр Мартынов. – Кроме этого мы в четвертый раз присоединились к программе льготного автокредитования торговли и Министерства промышленности РФ.

Мы рассчитываем, что эта программа окажет помощь поднять продажи машин и, само собой разумеется, отразится на продажах в долг. Что касается замыслов, нами заложен значительный рост на кредиты, подпадающие под условия программы».

Понижение доли автокредитов в портфеле банка «Балтика» (с 9,93% до 8,02%) в кредитной организации связывают с повышением количества досрочного погашения при падении неспециализированного спроса населения на данный продукт. Однако в кредитной организации ожидают, что к концу первого полугодия 2015 года автокредиты будут составлять 10–15% от розничного кредитного портфеля, поскольку банк собирается развивать этот сегмент кредитования за счет участия в программе госсубсидирования.

На неспециализированном фоне заметно выделяются банки, нарастившие долю автокредитов. К ним относятся Плюс Банк (рост за третий и четыертый кварталы 2014 года на 14,39 процента до 90,46%), АйМаниБанк (рост на 11,06 п. п. до 70,88%), Первобанк (рост на 4,51 п. п. до 51,33%) и Сетелем Банк (рост доли на 3,56 п. п. до 81,38%).

«Это повышение ожидаемое с отечественной стороны: во второй половине 2013 года отечественный банк сфокусировался на автокредитовании в сегменте подержанных авто, что повлияло на росте портфеля в 2014 году, – растолковывает исполнительный директор, глава департамента банковских продуктов Плюс Банка Кирилл Григорьев. – В первую очередь 2014 года мы улучшаем сервисные показатели в автокредитовании: скорость принятия ответа у нас стабильно ниже одного часа, и оформление сделки занимает менее 30 мин.. Кроме этого мы деятельно шли в регионы.

На данный момент у нас более 50 регионов присутствия кредитных предложений банка, часть региональных продаж достигла 60%. Мы планируем сохранить фокус на автокредитовании, расширяя сегменты (новые авто у официальных дилеров, участие в госпрограмме). Соответственно, и часть автокредитования останется на уровне 90–95%».

Согласно точки зрения Григорьева, возможно ожидать, что кое-какие банки на данный момент будут уходить из автокредитования, поскольку без достаточной компетенции в рисках, партнерской сети, сервисных показателях этот продукт возможно нерентабельным. «Многие банки, каковые не специализируются на автокредитовании, это уже поняли либо поймут в недалеком будущем», – уверен собеседник Банки.ру.

«В целом в скором будущем большая часть участников рынка переключатся на программу госсофинансирования. Многие в очередной раз постараются активизировать работу на рынке подержанных авто. Но, как показывает опыт, такие попытки не увенчаются особенным успехом и будут закинуты, когда рынок начнет восстанавливаться, – прогнозирует глава департамента розничного бизнеса Росгосстрах Банка Андрей Борискин. – Часть игроков, для которых сектор автокредитования не был приоритетным, уйдет.

Кое-какие покинут этот продукт в сумках, но временно уберут его из перечня приоритетных».

Борискин считает, что текущий год будет тяжелым для автокредитования, каким был и кризисный 2009-й. Но потом возможно будет замечать значительный рост, связанный прежде всего со старением легкового автопарка в целом. Кроме этого мы заметим смещение спроса в пользу корейских и японских производителей, как минимум в связи с сокращением русском части бизнеса европейских производителей машин, уверен специалист.

Александр Мартынов отмечает, что кое-какие банки, вправду, уходят из автокредитования, но наряду с этим приходят и новички. Исходя из этого борьба сохраняется.

Платят с торможением

О собственной просрочке по автокредитам дали согласие поведать 45 банков из участников рейтинга. Среди них мельчайшая просрочка у Сургутнефтегазбанка – 0,1%. Кроме этого минимальный уровень просроченной задолженности у Столичного Индустриального Банка (0,51%) и Тойота Банка (0,54%).

В среднем просрочка среди участников рейтинга образовывает 15,24%. У семи из них часть просроченной задолженности в портфеле автокредитов на 1 января 2015 года не превышала 1%.

Напомним, что за третий и четыертый кварталы 2014 года более чем у 70% банков, поделившихся данными о проблемных долгах, просрочка выросла.

«Уровень просрочки по автокредитам банка вырос в связи с естественным выгашиванием портфеля и временным прекращением выдач по программам автокредитования в рамках ужесточения политики кредитования банка на фоне кризиса, – говорит Андрей Борискин из Росгосстрах Банка. – Что касается просрочки по рынку, стоит подчернуть, что с началом программы льготного автокредитования банки ожидаемо смогут столкнуться с резким повышением числа запросов на выдачу кредитов, как и с необходимостью более тщательной проверки платежной способности заемщиков. Число желающих оформить кредит по сниженным ставкам вырастет, а вот число людей, каковые реально будут вносить ежемесячные платежи исправно, сократится. Исходя из этого ожидаем важный рост просрочек по автокредитам».

Кирилл Григорьев уверен, что для роста просрочки имеются как экономические, так и качественные факторы. К экономическим факторам он относит ухудшение денежного положения населения в связи с повышением цен, стагнацией доходов, увеличением числа безработных, что связано с спадом в Экономике, а к качественным – устаревшие подходы в оценке рисков, рост кредитного мошенничества, попытку угнаться за исполнением замысла продаж в ущерб качеству портфеля. «Пока не изменятся экономические факторы, просроченная задолженность увеличится», – думает специалист.

Александр Мартынов из ЮниКредит Банка кроме этого замечает предпосылки для роста просрочки по автокредитам, потому, что в условиях экономической рецессии происходит неспециализированное понижение доходов граждан.

Нетипичное сокращение

По результатам 2014 года 46 банков, принявших участие в рейтинге и поделившихся данными об количестве и объёме выдач, в совокупности выдали физическим лицам автокредитов на 398,8 млрд рублей.

Больше всего автокредитов выдала несколько Сберегательного банка России (более чем 84 млрд рублей, включая 71,8 млрд, выданные Сетелем Банком). На втором месте – ВТБ 24 (60,9 млрд), а на третьем – Русфинанс Банк (51,6 млрд рублей).

Эти же кредитные учреждения лидируют по количеству предоставленных займов. Так, за 12 месяцев 2014 года несколько Сберегательного банка России выдала 150,5 тыс. автокредитов (из них 128,2 тыс. Сетелем Банк).

На ВТБ 24 приходится 114,6 тыс., а на Русфинанс Банк – 107,1 тыс.

Дружно участники рейтинга выдали 725,6 тыс. займов на приобретение машин в течение прошлого года.

Обратим особенное внимание на тот факт, что Альфа-Банк и Росавтобанк предоставили эти по количеству и объёмам выданных автокредитов лишь за третий и четыертый кварталы 2014 года, и исходя из этого не были ранжированы по этим показателям по результатам всего 2014 года.

Не обращая внимания на то что в последних месяцах года кредитные продажи в большинстве случаев растут, а зимние месяцы 2014 года стали раздольем для некоторых российских дилеров по окончании того, как соотечественники ринулись скупать иномарки из-за скачков валютных котировок, кое-какие банки продемонстрировали большое понижение выдач во втором полугодии прошлого года если сравнивать с первым.

С января по июль 2014 года ЮниКредит Банк выдал автокредитов физлицам на 29,9 млрд рублей, а с июля 2014 года по январь 2015 года – на 16,4 млрд рублей. У Столичного Кредитного Банка соотношение составило 2,3 млрд против 526,9 млн, у банка «Петербург» – 1,1 млрд против 756,8 млн рублей.

«Последнее полугодие 2014 года выдалось весьма непростым и для авторынка, и для рынка автокредитования, – вспоминает вице-президент на данный момент компании «Европлан» Александр Михайлов. – Понижение выдачи автокредитов обусловлено как ростом ставок, так и значительно более избирательным подходом кредиторов к заемщикам. Стремясь снять собственные риски, банки одобряли меньше автокредитов и повысили требования к финансовому положению и кредитной истории заемщика. Параллельно с этим понижалась и активность со стороны самих клиентов».

«Конец года, как мы не забываем, был ознаменован высокой волатильностью валютных котировок и ослаблением рубля, в то время, когда многие россияне пробовали осознать, куда бежать и вкладывать обесценивающиеся накопления. А также одним из популярных инструментов для инвестиций были машины, каковые россияне брали за счет имеющихся сбережений, конечно, не прибегая ни к каким кредитам», – комментирует Андрей Борискин из Росгосстрах Банка.

С этим мнением согласен Александр Мартынов из ЮниКредит Банка. Он обращает внимание, что во втором полугодии на рынке был спад продаж машин. Лишь декабрь продемонстрировал хорошие результаты, но в это время машины приобретались в основном за наличные с целью сохранения сбережений в кризис .

По словам Кирилла Григорьева из Плюс Банка, целый рынок автокредитования по результатам первого полугодия прошлого года продемонстрировал незначительный рост, но по результатам последнего полугодия – большое падение. В следствии за 2014 год рынок автокредитования и вовсе продемонстрировал отрицательную динамику.

«В 2015 году стоит ожидать падения рынка, но запуск программы субсидирования ставок от Минпромторга разрешит его уменьшить. По большей части это связано с увеличением цен на авто и высокими ставками кредитования», – вычисляет Григорьев.

Новая автореальность

Александр Мартынов признает: с учетом текущих реалий спрос на автокредитование снизился. В зависимости от ценовой политики дистрибьюторов возможно ожидать, что рынок продаж новых машин может сократиться впредь до 50%. «В целом неспециализированный уровень автокредитования будет зависеть от главной ставки ЦБ, ситуации в экономике, емкости предложения машин от дистрибьюторов, – отмечает собеседник Банки.ру. – В случае если сказать в целом про рынок, в течение последних трех месяцев 2015 года мы замечали рост спроса на подержанные машины. Кроме этого возможно выделить тренд, в то время, когда универсальные банки по результатам 2014 года продемонстрировали значительную часть в продажах дилеров, чем кэптивные».

Александр Михайлов из автофинансовой компании «Европлан» ожидает, что что рынок автокредитования в 2015 году существенно сократится если сравнивать с 2014 годом.

«Заметно наращивать количество автокредитов в собственных сумках смогут лишь кэптивные банки и банки-монолайнеры, – уверен он. – У универсальных банков повышения доли автокредитов не будет, либо оно будет несущественным. Тенденции 2014 года остались и в текущем году: понижение неспециализированной доступности автокредитов, перераспределение рынка между банками и рост доли вторичного рынка совместно со спросом на кредиты для приобретения подержанных машин».

Знаковым для рынка событием Михайлов вычисляет запуск Минпромторгом не только программы льготного автокредитования, но и льготного автолизинга. Лизинг машин в дополнение к существующим и развитым формам автокредита разрешит сделать новые машины более дешёвыми не только для юридических, но и для физических лиц.

«Из-за финансового кризиса в Российской Федерации рынок автокредитования без шуток сократился. Подняты ставки, часть банков отказалась от сегмента автокредитования, падают платёжеспособность граждан и реальные доходы населения. В 2014 году авторынок уменьшился на 10%. В январе – марте 2015 года падение продолжилось.

В связи с чем программа льготного автокредитования внесла некое оживление. Продлена на программа утилизации 2015 и второй квартал года машин. Кроме этого с 1 апреля стартовала программа льготного автолизинга, – перечисляет Андрей Борискин из Росгосстрах Банка. – Наряду с этим эти программы, скорее, окажут помощь смягчить падение рынка, но не устранят его.

Сейчас многие россияне все-таки не уверены в завтрашнем дне, исходя из этого не рискнут брать автомобиль в долг, да и ставки кроме того в рамках программы льготного автокредитования не такие привлекательные, как раньше. Кое-какие банки временно приостанавливают либо по большому счету прекращают выдавать автокредиты. Другие предлагают потребителям высокие ставки – около 25% годовых.

Ставки по автокредитам, как и по другим направлениям кредитования, на данный момент не более чем реакция на резкое ухудшение экономической обстановке. Исходя из этого делать какие-либо важные выводы по действующим на рынке ставкам на данный момент полностью бессмысленно».

Однако Борискин замечает некую стабилизацию рынка и уверен в том, что в июне уже возможно будет делать выводы о том, как вправду выросла цена автокредита и в какую сторону сориентируется автомобильный рынок. «Особенного бума выдач по партнерским программам ожидать не следует, – говорит специалист. – В большинстве случаев, такие программы нужны для успешной рекламы и в лучшем случае приносят низкий доход, в противном случае и вовсе убыточны. Чаще утраты по совместным программам приходится компенсировать за счет доходности стандартных предложений».

Banki.ru

АВТОКРЕДИТОВАНИЕ — КАК НАС РАЗВОДЯТ БАНКИ И ОФ. ДИЛЕРЫ! ЭТО МОШЕННИЧЕСТВО!

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: