Андрей петренко, вице-президент ассоциации «российские автомобильные дилеры» («автостат»)
У Андрея Петренко в арсенале лишь марка Renault, но расширять портфель брендов он не торопится – не видит смысла. Вместо этого специалист предлагает дать ему в управление автобизнес. Это еще один новый формат работы для дилера автомобилей, что Петренко предлагает взять на вооружение.
О проблемах дилеров-банкротов и о будущем сокращении предложения на авторынке вице-президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) расказал журналистам аналитическому агентству «АВТОСТАТ».
— Андрей Андреевич, на данный момент уже стало ясно, что дилеры автомобилей не смогут получать на новых машинах: кто-то запчастями торгует, кто-то в прокат отправился. Тренд – вторичный рынок. Вправду ли дилеры ищут альтернативу?
Чем еще дилеры смогут заняться, кроме торговли новыми машинами?
— Непременно, это так. За маленький временной отрезок количество продаж новых машин угрожает сократиться вдвое, а это значительная часть в бюджетах фирм, ее чем-то нужно замещать. То, что лежит на поверхности, – это подержанные машины, как раз тут все видят собственный предстоящее развитие.
Иначе – мы видим осложнение взаимоотношений между банками-дилерами и кредиторами.
— В чем как раз содержится конфликт между банками и автодилерами?
— Многие дилеры очень сильно закредитованы под собственные главные средства – строения, площадки и т.д. Но банкам на данный момент не весьма занимательны эти активы, обстановка зашла в тупик. Дилеры говорят: забирайте! А банки не знают, что с этим делать, замечательно осознавая, что это непрофильный актив, куда его деть при стагнирующем рынке?!
Постараться выставить это на продажу? Мы знаем пара случаев таковой реализации, но опыт говорит о том, что банки на этом легко очень сильно теряют, пробуя закрыть эту сделку всеми методами.
— Какие конкретно имеется варианты разрешения таких распрей? Автосалоны вправду стоят, выставлены на продажу с полным оборудованием
— То, что мы предлагаем, это вариант, что может служить инструментом урегулирования взаимоотношений между банком и дилером, по причине того, что это элемент реструктуризации. Мы берем на себя управление проблемным бизнесом и даем хозяину гарантированный доход. Наряду с этим не изменяются юрлица, не изменяются дилерские договора, помещения, хозяин сам продолжает собственные взаимоотношения с банком.
Банки-кредиторы, со своей стороны, будут видеть настоящие шаги в сторону оздоровления бизнеса, и это не потребует от них проведения заведомо проигрышной сделки. По причине того, что для них списать актив – ухудшить структуру собственного баланса. А Центробанк на данный момент за этим весьма пристально наблюдает.
— Другими словами, это услуги больше в пользу дилера либо банка, на балансе которого висит автосалон-банкрот?
— Непременно, дилера. Но формат, что мы предлагаем, разрешает разрубить «гордиев узел». С одной стороны, мы предлагаем хозяину определиться, что он желает от этого бизнеса, поставить цели.
Внешнее управление идет на пользу компании, потому, что ценности дилера – это не строение, в котором он находится, и не та идентификация, которой он обвешан, а технологии и процессы управления, работы с персоналом, с клиентами. Кроме того при падающем рынке приведение компании, что именуется, в порядок, разрешает заметить большой эффект.
— Как верно вы именуете данный формат: аренда автобизнеса либо услуги управляющей компании?
— Да, это аренда, что сходу расставляет все на собственные места. Преимущества формата, что мы предлагаем, в его открытости, открытости денежной и управленческой отчетности. Ставится цель – вывести бизнес на определенные параметры (это возможно рост продаж, повышение загрузки сервиса либо оборачиваемости), и мы занимаемся внедрением и разработкой бизнес-процессов с целью достижения данной цели.
По итогам аудита мы определяем, какой возможно сумма аренды на данном этапе либо в определенном промежутке времени. Наблюдаем операционные стандарты, оцениваем их уровень. Итог аудита разрешит возможность понять, как возможно повысить выработку, оборачиваемость машин, запасных частей, складов и т.д.
У нас в компании имеется четкая созданная совокупность бизнес-стандартов. Мы привносим инструменты и эффективные технологии в компанию, которую берем под управление. Это первые шаги, каковые дают прекрасный результат.
Второе – это увеличение качества обслуживания клиентов: контроллинг, мониторинг и пр.
— Где проходит граница полномочий при таких условиях?
— Хозяин обязан осознавать, что он готов сдать все, что он положил, и приобретать с этого фиксированную ренту. Какую – это предмет соглашения. Все управленческие ответы приобретает человек, что платит за эту аренду.
Задача хозяина – думать, куда деть эти деньги: или на погашение обязательств, или развивать новый бизнес и т.д.
— Другими словами реструктуризация долгов в ваши обязанности не входит?
— В случае если конфликт переходит в такое состояние, в то время, когда банк на данный момент придет и отберет эту собственность, тогда, непременно, необходимо проводить переговоры трех сторон с кредитором, но в этом варианте мы будем являться консультирующей стороной. Потому, что все собственные отношения банк выстраивал с прошлым хозяином, и это его индивидуальные отношения, вмешиваться в них было бы неправильно.
— А на данный момент на рынке кто-нибудь практикует такую схему? Если не ошибаюсь, похожая тенденция была на фоне бурного роста рынка лет 8 назад, в то время, когда собственники не успевали развивать бизнес, завлекали консалтинг, управление. А на данный момент, получается, что им не хочется вытягивать бизнес из ямы, завлекают уже исходя из этого
— По итогам изучений, каковые были опубликованы у нас в РОАД, количество собственников в этом бизнесе уменьшается. Оно не возрастает. Это, по большей части, люди, каковые 15 – 20 лет назад находились у истоков этого бизнеса.
Имеется в полной мере обычный «элемент усталости» — какое количество возможно проходить эти кризисы?
Вы правы, была обстановка, в то время, когда все старались бизнес развить. Но так как консалтинг вам, как нужно делать, вы заплатите за это денег – и все. Дальше все на ваше усмотрение.
Чем мы отличаемся от консалтинга: мы заблаговременно оговариваем то, что на выходе хозяин будет иметь. Для кого-то это непрофильный бизнес, кому-то, напротив, необходимо удвоить доход, кто-то желает получить и инвестировать . Но единственное, что хотелось бы выяснить раз и окончательно при отношениях с собственниками – это следующее: в случае если хозяин считает, что он сдаст в аренду и будет еще этим руководить либо давать советы по операционной деятельности, то из этого ничего хорошего не выйдет.
— На какой минимальный срок необходимо забрать таковой бизнес в аренду, дабы продемонстрировать какую-либо эффективность? Два – три года?
— Нет, что вы, это мало. Нам было бы весьма интересно сказать про срок 7 – 8 лет, не смотря на то, что, само собой разумеется, это не означает, что мы продемонстрируем итог через 7 лет. Мы же вводим собственные управленческие схемы, стандарты управления – это минимум год. В течение этого года возможно сказать о фиксированной величине аренды, наряду с этим мы показываем, что мы делаем.
Дальше начинается развитие.
— Как вы имеете возможность оценить предложение в данной нише? Числом компаний либо в доле от общего числа дилеров?
— По оценкам специалистов РОАД, в возможности рынок покинет до 50% дилеров, но уже на данный момент 20% находится в зоне низкой рентабельности. Получается, что пятая часть дилеров уже готова покинуть рынок, и ничего не делать в данной ситуации – значит генерировать убытки. Нужно искать выходы!
И мы предлагаем настоящий инструмент для спасения бизнеса.
— Тут больше речь заходит о региональных дилерах или столичных? В большей территории риска монобрендовые дилеры?
— Мультимарочность не всегда спасет от этих обстановок, достаточно назвать Peugeot, Citroen, Шевроле. Исходя из этого это все весьма лично. У кого-то отношения не складываются и при ситуации, в то время, когда производитель себя достаточно прекрасно ощущает. Смотрите, к примеру, что происходит с корейскими марками.
У них рост, но наряду с этим поболтав с дилерами этих марок, не увидел особенного удовлетворения.
— А в чем в том месте неприятность?
— Они весьма опасаются, что все эти замыслы по расширению дилерской сети будут идти за их счет, и во многом они правы. На падающем рынке появляются все новые игроки, достижение доли рынка является следствием демпинга между компаниями.
— У нас в регионе случилась похожая обстановка с Ford. Имеется успешный дилер, что 10 лет занимается иномарками. Внезапно Ford решает открыть тут пара новых точек, в следствии данный дилер отказался от Ford и вместо этого занялся машинами с пробегом
— Я знаю, что что-то похожее KIA и Hyundai произвели в Краснодаре. Ясно, что последовательность производителей ведет такую агрессивную политику, но, как я знаю, на данный момент дилеры – в особенности у KIA – озадачены данной обстановкой.
— Вы про мультибрендовость так скептически выразились, потому, что у вас самого монобрендовая компания: в далеком прошлом занимаетесь лишь Renault. Как монобрендовый дилер себя сейчас ощущает на рынке?
— В действительности у всех все приблизительно одинаково, с «поправкой температуры по поликлинике». По Renault понятная неприятность – это сокращение модельного последовательности. Легко катастрофическое. Из сегмента уходят отечественные клиенты. Вот мы реализовываем Logan, Sandero, Stepway, тот же Duster. В случае если отечественный клиент желает пересаживаться дальше – что он делает? Ничего!
Он уходит в другую марку. Он уже перерос, ему данный автомобиль мелок. И по сей день с уходом с рынка моделей Koleos, Fluence, Megane – это делается громадной проблемой.
Иначе, у KIA в свое время была такая широкая линейка, что часть моделей низшего порядка в хорошей комплектации занимались каннибализмом по отношению к более высокой ступени модельного последовательности, что также не есть прекрасно.
— Но в данной ситуации сейчас были многие компании, та же Mitsubishi, к примеру. Что делать дилерам в данной ситуации? Оказать влияние на производителя и политику дистрибьютора тут вряд ли вероятно.
Ограничиваться тем, что имеется?
— Мы понимаем, что это не лучший результат и для производителей также. Плюс, им еще предстоит пройти сертификацию по ГЛОНАСС, а это порядка $2 млн на одну модель – не на марку, а на модель! Представьте: в случае если модель не продается в нужном количестве, для чего тогда заниматься данной сертификацией?
— Так, возможно высказать предположение, что в скором будущем модельные линейки сократятся кроме того больше, чем на данный момент?
— Само собой разумеется! Так оно и будет. Посмотрите, к примеру, на автосалон в Женеве: были представлены новые машины, в частности Renault, но на российский рынок они не отправятся.
Нас ожидает как раз сокращение модельного последовательности. Но это также какой-то момент оптимизации, по причине того, что для того чтобы разнообразия, как на отечественном рынке, сложно отыскать в каком-то втором регионе.
— Кое-какие большие компании набираютпортфель брендов. Как это оправданно, на Ваш взор, в сегодняшних реалиях?
— Легко прийти к производителю и сообщить: я желаю заниматься этим брендом, давайте на данный момент мы заберём в банке денег, выстроим еще один «домик» по всем стандартам, наймем людей и будем этим всем заниматься – на это уходит полтора года. На рынке на данный момент уже избыток дилерских центров. Поднимается в полной мере логичный вопрос: для чего строить новые?
В случае если сети уже выстроены, т.е. имеется персонал, он научен, стандарты соблюдены, то необходимо обычную совокупность управления. Дилер обязан совершенствовать собственные технологии: внутреннего управления, взаимоотношения с клиентами, удержания клиентов – в этом его сокровище, а не в том, что он в одночасье может выстроить еще 25 дилерских центров.
— Как столичным игрокам на данный момент весьма интересно приобретение таковой недвижимости в регионах? Практически сравнительно не так давно это, помой-му, еще было им весьма интересно
— на данный момент неинтересно никому. Годом ранее, да, это было весьма интересно, по причине того, что все думали, что кризис скоро закончится. До тех пор пока продающиеся дилерские центры – это неприятность банков. По причине того, что они были заложены. Но банкам они не необходимы.
И в этом противостоянии нет стороны, которая сообщила бы: парни, все–таки, банку необходимо, дабы это был актив для бизнеса. Так, мы видим, что на данный момент без другого взора на собственный бизнес не окажется привести его в обычное соответствие.
Интервью РОАД. Олег Мосеев, президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры»
Темы которые будут Вам интересны:
-
Владимир моженков, президент ассоциации «российские автомобильные дилеры» («газета.ru»)
-
Владимир моженков, президент ассоциации «российские автомобильные дилеры» («автобизнесревю»)
-
Андрей акифьев, управляющий директор nissan и datsun в россии («автостат»)
-
Андрей измалков, bluefish: «автомобильный рынок окончательно стал рынком клиента»