Андрей глазков директор по маркетингу mazda motor rus (motorpage.ru)
Русские потребители значительно отличаются в собственных предпочтениях от потребителей на европейском, американском и рынках азиатских. Не всегда выбор, совершаемый россиянами, прагматичен. Но потребительские приоритеты изменяются.
О предпочтениях россиян в выборе автомобиля порталу MotorPage.Ru поведал директор по маркетингу Мазда Motor Rus, Андрей Глазков.
— В чем специфика русских потребителей? Сформировалась ли в Российской Федерации собственная потребительская культура?
— В случае если вести отсчет еще с СССР, то у нас случились огромные трансформации в потребительских предпочтениях. В СССР господствовали компактные седаны, а в самом финише 1980-х – хэтчбеки. Сейчас мы имеем широкую палитру выбора – от массовых до нишевых моделей. Единственным ограничением есть персональный достаток.
Предложение в полной мере успевает за спросом, а сам спрос неизменно модифицируется по мере накопления потребителями опыта в эксплуатации машин.
В случае если сказать о тенденциях, то Российская Федерация находится между Европой и США. Как и американцы, мы любим SUV (мы их по старинке именуем внедорожниками либо, по-новому, кроссоверами). В данной машине в обязательном порядке имеется полный привод, универсальный кузов и высокая посадка.
Данный сегмент скоро растет, чему содействуют все новые и новые рыночного предложения от различных производителей. В какой-то момент показались компактные кроссоверы, что разрешило опустить цену для того чтобы автомобиля и в один момент повысить его потребительские особенности.
Вторая сильная тенденция, которая мало заметна в Европе, но весьма характерна для США – доминирование автоматических коробок передач. В Америке «автоматы» занимают практически 100% рынка. В Российской Федерации часть «автоматов» всегда растёт. Это разъясняется как ростом благосостояния, так и возникновением нового опыта, да и просто возникновением новых групп автолюбителей, каковые не соответствуют ветхим традициям.
К примеру, дамы в мегаполисах.
У Мазда эта тенденция особенно заметна. Казалось бы, в кризис клиенты должны были бы ориентироваться на более бюджетные машины. Частично так и было – «топовые» комплектации были пользуются спросом меньше. Но часть АКПП наряду с этим увеличилась фактически по всему отечественному модельному последовательности на 15 — 20%. При с Мазда3, часть АКПП на данный момент достигает 85%, на Мазда2 – 97%.
Mazda6 – 64%.
В целом по автомобильному рынку, часть АКПП образовывает на данный момент 37%, до кризиса было 20 — 25%. Но нужно учитывать, что самым большим производителем в Российской Федерации есть АвтоВАЗ, что не создаёт машины с АКПП. У бюджетных иномарок, таких как Logan, также довольно часто нет автоматических трансмиссий.
— Тенденция к росту популярности кроссоверов думается естественной для России – сложный климат, нехорошие дороги. Но россияне частенько покупают компактные кроссоверы с моноприводом. Рационально ли такое потребительское поведение?
— Мысль с компактными кроссоверами заключалась в том, дабы снабдить фактически любой автомобиль чуть громадным клиренсом, придать ему некую «внедорожность». Наряду с этим применение платформы компактного автомобиля разрешает сделать таковой кроссовер экономичным.
Когда-то Volkswagen пробовал делать таковой Golf, позже от этого проекта отказались. на данный момент мысль пришлась ко двору, и фактически у всех производителей показались такие машины. Наряду с этим потребитель делает начальный выбор исходя из внешности автомобиля и своего достатка, а лишь позже начинает обращать внимание на технические изюминки. Вот и продаются моноприводные кроссоверы – невысокая стоимость и внешность внедорожника.
— Какие конкретно модели Мазда пользовались популярностью до кризиса, в кризис и по окончании кризиса?
— Пожалуй, единственное изменение, которое мы замечаем – это то, что «топовые» комплектации Mazda3 и Мазда6 до кризиса были чуть более популярны. По окончании кризиса их популярность так и не восстановилась.
Разумеется, что кризис больше ударил по целевой группе Мазда3. Данный автомобиль всегда был в верхней ценовой группе компактного сегмента, исходя из этого отечественные клиенты начали выбирать «трешку» в более бюджетной комплектации, не хотя брать кредит. Так как раньше «топовые» комплектации у Mazda3 составляли 25% продаж, а сейчас это – 5%.
При с Мазда6 перепад не таковой значительный, продажи этого автомобиля меньше зависят от кризиса, чем ее младшей сестры.
— Каков портрет вашего потребителя?
— Мы используем британскую классификацию. В ней выделяются «традиционалисты», «новый бизнес», «юные искатели статуса», «новая элита», «ветхие технократы», «гедонисты» и т.д. Отечественные главные клиенты – это «юные современная элита» и «искатели статуса». Первая несколько – это клиенты Мазда3, вторые – Мазда6 и CX-7.
Мазда CX-7 берёт «новый бизнес».
— Какие конкретно факторы в громаднейшей степени воздействуют на потребительские предпочтения? И может ли производитель как-то оказывать влияние на их формирование?
— Один производитель неимеетвозможности вырабатывать потребительские предпочтения, их формирует в целом рынок. Однако мы можем донести до потребителя то, что мы вычисляем серьёзным в отечественных машинах. По крайней мере, до тех, кому это весьма интересно.
на данный момент на рынке фактически не осталось нехороших машин. Все производители довольно много ресурсов и сил вкладывают в уровень качества. Имеется, само собой разумеется, устоявшиеся мнения – к примеру, что автомобили из Японии надежнее французских, но это легко привычка.
У многих производителей уровень качества на уровне.
Некое время назад, в Европе показалось вывод, что производители машин намерено создают «шум» около собственного бренда, мешая потребителю сосредоточиться на главном – приобретении транспортного средства. В продолжение данной идеи, был принят последовательность правил, по которым любой дилер имел возможность фактически в любом месте развернуть шоу-рум, где реализовывал бы разные машины. Такие примеры (не смотря на то, что случившиеся легко стихийно) имеется и в Российской Федерации.
Будущее у них одинаковая – неистовой популярностью они не пользуются.
Так что ничего необычного в том, что именно на данный момент стало принципиально важно выделить собственную целевую группу и донести до этих потребителей данные как раз о том, что для них принципиально важно, и в чем отечественные машины выгодно отличаются от соперников.
Начиная с поколения машин «Zoom-Zoom», выпущенных в середине 2000-ных годов, Мазда вырвалась в фавориты по дизайну. 60% клиентов Мазда говорят, что сделали выбор как раз благодаря прекрасным и динамичным формам. Второй фактор – управляемость.
Другими словами для человека, берущего Мазда, ответственны как раз динамика, управляемость и дизайн. На прочие факторы и надёжность он обращает внимание, но не прежде всего – в отличие от клиентов вторых марок.
— А как донести до потребителя, что муниципальный компактный автомобиль – это прекрасно? на данный момент, к примеру, на A-класс в Российской Федерации приходится меньше 2%.
— В одиночку это не под силу. Запрещено организовать вкусы всего автомобильного сообщества. Нельзя сказать, что Мазда2 – это прекрасно, по причине того, что она маленькая.
Мы говорим, что это прекрасно, по причине того, что у нее прекрасная управляемость, по причине того, что у нее один из самых замечательных двигателей в классе, по причине того, что она владеет выдающейся наружностью и т.д. И вдобавок у нее пять звезд безопасности, и это честные пять звезд. Довольно часто модель приобретает пять звезд в Европе, после этого ее «раздевают» от лишних опций, и в продажу она поступает уже без тех совокупностей, каковые эти пять звезд снабжают.
Мазда2 поставляется как раз в той комплектации, в какой она прошла тестирование.
Мы видим, что со временем предпочтения изменяются. Компакты становятся все более популярны. Раньше, к примеру, все опасались ездить с «автоматом».
А на данный момент все стремятся как раз к таковой коробке.
— Но «автомата» опасались не вследствие того что некомфортно, а по причине того, что дорого в ремонте и не так надежно.
— Мне лично ни при каких обстоятельствах не доводилось слышать, что «автомат» менее надежен, чем МКПП. Да и у автомобиля с «механикой» имеется, к примеру, сцепление, которое довольно часто выходит из строя. Очень многое зависит и от манеры езды.
Имеется необслуживаемые «автоматы», у которых ресурс 200 тысяч километров пробега, и имеется обслуживаемые механические коробки, каковые приходится поменять через 50-60 тысяч. Так что такие представления об АКПП – это из области мифотворчества.
— Русский потребитель в рамках выделенного на приобретение автомобиля бюджета делает выбор в пользу большего размерного класса либо в пользу более богатой комплектации?
— Это именно весьма зависит от того, к какой социальной группе клиент относится. «Традиционалисты» берут больший автомобиль с меньшим оснащением. А «юные искатели статуса» выберут богатую комплектацию, больший уровень комфорта и безопасности в ущерб размеру.
Очень многое зависит от региона. В мегаполисах более популярны маленькие автомобили, чем дальше от Санкт Петербурга и-Москвы – тем больше становятся транспортные средства. Так, «трешка» лидирующая в двух русских столицах, в регионах уступает лидерство «шестерке».
— Какая социальная несколько преобладает среди российских потребителей?
— До тех пор пока «традиционалисты», но у них низкая платежеспособность, они редко берут автомобиль. Растет часть «нового среднего класса». У них чуть больше доходы и они чуть более прогрессивны. Они являются одной из самых многочисленных групп с позиций настоящей приобретения автомобиля.
Остальные группы распределены фактически в равных долях.
— Другими словами неспециализированный тренд обязан сформироваться в виде уменьшения размеров автомобиля, но повышения достатка комплектации?
— В среднем, возможно, да. Но, думаю, собственную роль тут сыграет рост популярности кроссоверов. Они, само собой разумеется, меньше классических внедорожников, но намного больше простых хэтчбеков.
И это будет тормозить миниатюризацию автомобиля на русском рынке. Но то, что достаток комплектации автомобиля будет всегда расти – это совершенно верно.