Защитники на гражданке

В том месте, где армия руку приложила

Человеку, выросшему в Советском Альянсе, в особенности хорошо как мы знаем, что источником всех высоких разработок для гражданской индустрии была «оборонка». Касалось это и автопрома – по легенде, кроме того «горбатый» Запорожец разрабатывался с прицелом на применение в военной сфере.

Якобы, он не отличался особенной надежностью как раз вследствие того что и не требуется было – задача компактной машинки состояла лишь в том, дабы быть десантированной с самолета, довезти четверых бойцов до передовой и в том месте красиво умереть. Байка, само собой разумеется, но часть истины в ней имеется – многих известных машин не было бы на свете, если бы не твердолобые вояки.

Защитники на гражданке

Начнем с глобального. Появление на свет целой ветви автомобильной эволюции было инспирировано только оборонным заказом. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века эксперты компании Willys Overland пришли в Минобороны США с пачкой чертежей, за которыми прятался прототип легкого, маневренного и высокопроходимого транспортного средства для армии, которое имело возможность бы заменить классические тяжелые колясочные мотоциклы (не забывайте фильмы о войне?

Те же «Семнадцать мгновений весны»?) Отслужив Вторую Мировую в рядах американской армии, первый в истории мирового автопрома Jeep запросился на гражданку – и был милостиво в том направлении отпущен.

Гражданский джип на базе армейского «проходимца» показался в продаже фактически сразу после Победы – в августе 1945 года. Ясно, американцам ничего не мешало налаживать гражданское производство… Данный кургузый, достаточно нелепый, но очень действенный автомобильчик стал прародителем не только марки Jeep, но и отдельного класса полноприводников.

Фактически в то же самое время на втором континенте, в Англии, управление марки Rover задумалось о создании аутентичной альтернативы «Джипу». Страна лежала в руинах, производство приходилось поднимать фактически с нуля – правильнее, переоборудовать с выпуска бронетехники на гражданские потребности… Как раз тогда была заложена традиция широкого применения алюминия при постройке внедорожников Land Rover.

Дело в том, что строить бомбардировщики и истребители в Англии прекратили, а запасы листового «крылатого металла» необходимо было куда-то пристроить… Простой, как гвоздь, джип получил заслуженную популярность не только среди фермеров Средней Англии, для которых по большей части и разрабатывался, но и среди – чему удивляться? – военных. Первые модели Land Rover обширно употреблялись как штабной транспорт, на их платформе строились бронированные спецмашины, машины стремительного реагирования… Инициатива создания европейского ответа «Джипу» принадлежала гражданским лицам, но вояки ее достаточно скоро подхватили и помогли развить.

Приписывают армейским и право первородства довольно еще одного легендарного европейского джипа – Mercedes Gelaendewagen, G-class, очень одно время популярного среди некоторых категорий россиян. Достаточно распространено вывод, что «Гелендваген» был создан по заказу NATO, не смотря на то, что в действительности это не совсем так. В Mercedes задумались о создании утилитарного джипа по просьбе иранского шаха, что рассчитывал укомплектовать уникальными машинами собственную гвардию.

Но именно в тот момент, в то время, когда штутгартцы планировали представить проект на рассмотрение клиенту, шаха свергли и G-class был никому не нужен. А строительство завода и создание проекта по выпуску джипа обошлось концерну в сто миллионов марок! Не обращая внимания на явное несоответствие автомобиля имиджу марки, в Mercedes все же запустили G-class в серию на риск и свой страх – и, как ни необычно, «на данный момент» отыскал собственного клиента. И лишь по окончании нескольких лет успешных продаж им заинтересовались генералы армий европейских стран…

Вот к чему NATO вправду приложило руку, так это к самому, пожалуй, легендарному «проходимцу» современности. Поговаривают, кстати, что вся ближневосточная штатовская эпопея называющиеся «Буря в пустыне» была всего лишь огромной пиар-кампанией транспортного средства с милым и легкозапоминающимся заглавием High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, либо HMMWV.

Непроизносимая сокращение, означающая «Высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство», была трансформирована вояками в Humwee, а после этого и в Hummer. Окончательному слову, со своей стороны, тут же придумали расшифровку – High Utility Maximum Mobility Easy Rider, что грубо говоря свидетельствует то же самое.

Hummer появился на свет в следствии твёрдой конкурентной борьбы нескольких компаний за государственный заказ – в ожесточённой грызне принимали участие как американские концерны, так и маленькие частные компании. Прототип компании AM General, победивший по итогам ходовых опробований, поднялся в строй американской армии в первой половине 80-ых годов XX века, а уже через десятилетие компания начала откликаться на частные заказы.

Далекая от всякой эстетики, молотообразная наружность «Хаммера» прекрасным образом стала одним из знаков современной Америки… Но, марку Hummer уже возможно отнести в разряд полноценных преданий. Ответ о ликвидации марки было принято концерном Дженерал моторс в начале 2010 года, а совсем конвейер остановился в мае.

В это же время, на звание самого загадочного и короткоживущего проекта, в котором повинны силовые структуры, с уверенностью претендует известный джип марки, известной только как производитель суперкаров. Итальянская конюшня Lamborghini, в свое время перешедшая на выпуск болидов с производства сельскохозяйственных тракторов, в конце 70-х годов прошлого века решила тряхнуть стариной и также принимала участие в конкурсе на производство джипа для американской армии.

Именно в том, в котором победил Hummer. Итальянцы не смогли пробиться кроме того в одну вторую финала – среднемоторный прототип Lamborghini Cheetah, по легенде, пополам на протяжении испытательного прыжка. Но, поговаривают, что итальянцы бесперспективность размещения двигателя джипа в пределах базы и сошли с дистанции.

Но мысль выпуска «проходимца» глубоко запала в темпераментную итальянскую душу. Перемонтировав шасси под более привычную компоновку, интегрировав под капот монструозный 444-сильный V12 от суперкара Countach, инженеры марки выпустили на свет множество прототипов, самым успешным из которых был LM002. Как ни необычно, известной моделей марки, специализирующейся на «суперах», стал джип.

На свет показалось всего около трех сотен LM002, и приблизительно добрая половина разошлась-таки по военным подразделениям. Действительно, по большей части это были армии Ближнего Востока.

Современный российский автопром не знает аналогичных примеров. Дорогостоящие и тяжеловесные проекты типа «Тигра» либо «Волка» так и не стали вправду гражданскими, прописавшись в немногочисленных структурах силовых подразделений. Однако, случаев, в то время, когда оборонка делится с гражданской индустрией не столько готовыми проектами, сколько технологиями и идеями – множество.

Дмитрий Елизаров , 22 февраля 2011 года
3603 просмотра

Потасовка между защитниками Куропат и гостем ресторана

Темы которые будут Вам интересны: