Виктория лобода: «как бу андерссон делал заявление о приеме вмз в «дочки» автоваза»
Журналистов иногда упрекают в том, что они передергивают факты, трактуют их не так, как нужно, выдергивают фразы из контекста. По поводу вчерашнего официального заявления президента АВТОВАЗа о приеме Волжского машиностроительного завода в состав АВТОВАЗа, я решила просто передать ход всей пресс-конференции, не давая никаких оценочных комментариев.
Итак, дело было вечером 22 ноября 2014 года. Место проведения встречи Бу Инге Андерссона и журналистов – один из цехов ВМЗ. Президент АВТОВАза только что вышел из застекленного аквариума, где, судя по развешанным на стенде таблицам, происходило небольшое производственное совещание…
— Господин Андерссон, что Вы думаете по поводу важности этого мероприятия (имеется в виду переход ВМЗ в дочернее предприятие – авт.)?
— Во-первых, почему мы это делаем? У нас есть план разработать 5 новых продуктов за последующие 3 года. В следующем году мы запускаем LADA Vesta и LADA Х-RAY. Мы только что рассматривали состояние дела по 26 литиевым формам для пластмассовых изделий, которые будут использоваться для проекта LADA Vesta. Они будут изготовлены здесь, на ВМЗ.
Итак, первый фокус – на новой продукции. Во-вторых – мы хотим, чтобы ВМЗ сконцентрировало усилия на штамповой оснастке, на пресс-формах для пластмассовых изделий и на инструменте. Сегодня у нас примерно на 1 млрд. рублей заказов на пресс-формы, на штампы, на инструмент – со стороны АВТОВАЗа. В-третьих – заказы внутри Альянса (пока Альянс закупает многие пресс-формы и штампы в Китае, Корее и в Турции).
Но мы знаем, что можем быть конкурентоспособными… Также все это дает нам возможность обеспечить большинство наших людей работой…
На вопрос о статусе ВМЗ с 2011 года (о нем известно мало, последняя информация была, что ВМЗ вместе с непрофильными активами, от которых АВТОВАЗ избавлялся, передавали Ростехнологиям) руководитель АВТОВАЗа отвечать явно не хочет. Он говорит: Я сегодня нахожусь здесь для того, чтобы говорить о будущем. Я знаю, что у ВМЗ было очень трудное прошлое – мы не платили налоги, мы не платили проценты по кредитам, мы не всегда платили зарплаты. Но это история.
Сегодня я и господин Зайцев (руководитель профкома АВТОВАЗа -авт.) пришли сюда, чтобы начать новый ВМЗ. С сегодняшнего дня у ВМЗ начинается новая история!.
— В полном ли объеме производство переходит в структуру АВТОВАЗа? Производство роботов тоже?
— Над чем будет компания работать – это уже другой вопрос. Но сначала мы забираем эту компанию, мы ее уже забрали. ВМЗ мы уже выдали сейчас 600 млн. рублей и берем контроль над всей компанией. Руководство должно выработать план развития на будущее.
Что мне известно – мы можем быть очень конкурентоспособными по штампам, пресс-формам и инструменту. А что касается остального продукта в продуктовом портфеле ВМЗ, то есть сварочного оборудования или роботов – здесь руководство должно нас убедить…
— Учитывая поступившие заказы с АВТОВАЗа, идет ли речь об увеличении числа людей, занятых на производстве штампов? Будут ли сокращения людей и если да, то в каком объеме?
На этот вопрос отвечает уже руководитель профкома АВТОВАЗа Сергей Зайцев:
— Я думаю, что это, скорее всего, середина процесса, о чем нужно говорить. В период работы вне структуры АВТОВАЗа в последнее время это явно ощущалось… Проблемы были связаны с отсутствием работы. С выплатой заработной платы. В принципе, мы как профсоюз даже приходили к работникам и говорили: Вам зарплату не платят – садитесь, вы имеете право не работать….
Очень много вопросов было по заработной плате. Ведь невыплаты были не только налоговые, но и в фонды социального страхования, в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования (и это грозило тем, что работник мог не получить оплату по больничному листу)… В общем, комок таких проблем накопился. То есть само по себе то, что завод вернули в то состояние, когда АВТОВАЗ может регулировать его работу — это очень положительный момент. Сейчас все выплаты восстановлены.
С точки зрения персонала сейчас, насколько я знаю, более 2 тысяч человек работают на данном предприятии, и наша задача, как профсоюза, чтобы данный персонал сохранился. По крайней мере, как бы ВМЗ не назывался – ПТО, ПГС – здесь всегда работали специалисты очень высокого класса, делали уникальные работы. Поэтому, я думаю, перспектива у этих людей есть. Сейчас дорабатывается антикризисная программа.
Если в ней будут какие-то предложения по снижению численности – у нас есть опыт, как преодолевать эти вещи. В переговорах найдем оптимальное решение.
Бу Андерссон решил добавить:
— Я бы иначе сказал – что на основе принятых решений мы спасли, сохранили будущее ВМЗ. И мы берем на себя всю ответственность, а размер заказов определит то количество людей, которое у нас будет. Как я сказал – это наша компания. Мы разместили здесь заказ на большинство штампов и оснастки пресс-форм для Vesta. Я говорю сейчас про сотни штампов и позиций инструмента. Кроме того 118 штампов – для LADA XRAY.
Более чем 47 калибров на LADA XRAY. На LADA Kalina Cross 8 позиций оснастки из общего количества мы разместили здесь. Потому что это имеет смысл. И мы ежедневно сможем осуществлять контроль – мы видим, что получаем и как это делается. Но, если уж быть очень честным, компания была полумертвой. Она не платила налоги, не платила банкам.
Сегодня мы берем на себя все эти вопросы. Как уже сказал господин Зайцев, у нас будет антикризисный план. Мы уже начали, и я бы сказал, что мы позаботимся о максимально возможном количестве людей.
Если вы хотите цифру, то я скажу – сегодня мы говорим о том, чтобы позаботиться о 2 тысячах человек. Мы также предложим возможность людям работы внутри АВТОВАЗа, если они захотят.
— Планируете ли вы на данном производстве что-то дооборудовать, переоборудовать или настоящего обеспечения хватает для тех производственных задач, которые вы обрисовали для себя на ближайшее время?
— Конечно, будем модернизировать и покупать новое оборудование. Но самая сильная сторона этого предприятия – это люди. И сегодня у нас они работают на двух площадках (здесь и в прессовом производстве АВТОВАЗа). Но мы должны быть конкурентоспособными, и огромное преимущество, которое мы имеем — по срокам исполнения заказов.
Мы только что рассматривали ситуацию по 26 позициям оснастки для Vesta – 8 из них уже сделаны, а остальные должны быть закончены до 20 декабря…
На фото: пилотная оснастка для Vesta: решетка нижнего бампера, решетка-гриль, крышка вещевого ящика, накладка заднего бампера, накладка переднего бампера, заглушка переднего бампера под буксировочный крюк, заглушка датчика парковки, заглушка обивки двери.
— Если бы мы покупали их в Ките, Корее или в Турции, продолжает Бу Андерссон. — то нужно было бы 4 недели на доставку. Время исполнения заказа – это огромное преимущество. Огромное преимущество и в том, что мы находимся близко к инжинирингу.
Еще одно преимущество – коммуникации. Руководитель проекта сейчас попросил некоторые деньги для того, чтобы завершить работу над всеми пресс-формами и штампами для Vesta – эти потребности составляют 72 млн. рублей. Поскольку мы всегда очень аккуратно обращаемся с деньгами, то я спросил: А сколько нужно на этот год?. В этом году требуется 40 млн.
И я только что выписал приказ (Андерссон показывает листок, вырванный из блокнота, на котором написана цифра 40 и какие-то еще записи от руки) – что у руководителя есть право потратить 40 миллионов…
— Заказчик предприятия только АВТОВАЗ или есть другие?
— В этом году мы получили также заказ от Nissan – на оснастку на 200 млн. рублей.
Бу Андерссон тут же попросил представителя Nissan прокомментировать, с точки зрения покупателя, какая сегодня сильная сторона у ВМЗ.
Руководитель экспертов на ВМЗ от группы Nissan Харио Хидехико сказал: Качество. И скорость исполнения заказа. Мы находимся рядом с АВТОВАЗом. Мы можем очень быстро изготавливать оснастку.
Здесь огромное количество оборудования. Все технологии, которые нужны – они здесь есть. Если объединить потенциал технологий Nissan с возможностями ВМЗ, то мы на самом деле можем добиться большого успеха.
ВМЗ стало очень хорошей компанией производителем оснастки….
— У предприятия есть долги, и это известно. В какие сроки АВТОВАЗ будет гасить его долги и принимает ли он на себя все обязательства ВМЗ?
Бу Андерссон: Во-первых, как я сказал, мы начали работать над антикризисной программой. Мы сейчас ведем переговоры со всеми участниками, со всеми сторонами. Понятно, что АВТОВАЗ будет нести ответственность за все обязательства.
Но также мы обращаемся ко всем сторонам, ко всем партнерам, просим их создать такие условия, чтобы ВМЗ стал сильным и имел возможность продолжать развитие. Все сейчас заключается в переговорах. Пока на данный момент мы ощущаем полную поддержку от всех сторон, от всех участников.
Нам необходима здоровая компания…