«Вечеринка на авторынке закончилась»
Рынок новых автомобилей в Российской Федерации обрушился в январе практически на четверть. За понижением спроса изменяется и его структура: премиум-бренды увеличивают долю рынка, а массовые марки тянут продажи вниз. Специалисты единогласно сходятся во мнении, что в ближайшее время спрос на машины продолжит значительно снижаться.
Рынок новых машин в январе просел на 24,4% и составил 115,4 тыс. единиц. Это более чем на 37 тыс. автомобилей меньше, чем было реализовано в январе прошлого года. Такие эти приводит в собственном отчете комитет производителей машин «Ассоциации европейского бизнеса» (АЕБ).
«В случае если в декабре у большинства производителей была радостная вечеринка, то в январе, как следствие, наступило горькое похмелье, – приводит метафору глава комитета Йорг Шрайбер. – Особенность нынешней обстановке в Российской Федерации содержится в том, что запасы машин производства 2014 года по низкой цене практически распроданы, и намного раньше, чем в большинстве случаев. В то же самое время, следуя колебаниям курса, цены на машины производства 2015 года увеличились намного больше, чем в большинстве случаев».
Он утвержает, что изменение цен на рынке еще не закончилось, так что «головная боль может усилиться, перед тем как провалится сквозь землю совсем». Кризис ударил в первую очередь по брендам, каковые реализовывают в Российской Федерации импортируемые машины, и по массовым маркам. Бизнес-сегмент утратил в продажах не так много, а кое-какие торговые марки кроме того умудрились нарастить количества реализации.
Фаворит продаж в Российской Федерации пока не сменился – это марка Lada, количество реализованных автомобилей которой составил в прошлом месяце 17,4 тыс. единиц. Это на 26% меньше в сравнении с этим же месяцем прошлого года. Но соперники отечественного производителя уменьшают отставание.
Хороший старт в новом году продемонстрировал бренд Hyundai, рост продаж у которого в прошлом месяце составил сходу 15% (12,7 тыс. единиц) относительно января 2014 года. Продажи KIA, занявшей третье место в рейтинге, выросли на 1% и составили 11,3 тыс. автомобилей. Компания Nissan, которая в числе немногих марок завершила прошедший год в плюсе, в январе утратила в продажах сходу 18%. За прошедший месяц на русском рынке было реализовано 9,1 автомобиля марки.
Замыкает пятерку фаворитов Renault, что занял в январе четвертое место в рейтинге АЕБ, продажи обрушились еще посильнее, чем в целом по рынку (на 32%), и составили всего 8,8 тыс. автомобилей.
Наибольший всемирный автопроизводитель Toyota сократил количество продаж в прошлом месяце на 14% (7,1 тыс. единиц). Не смотря на то, что, как и Nissan, эта компания закрыла прошедший год на русском авторынке в плюсе. В топ-10 рейтинга по продажам вошла марка Merсedes-Benz (10-е место), которая в большинстве случаев находится на 15?20-м местах. Компания реализовала в январе 3,1 тыс. автомобилей, что сходу на 17% больше, чем было в этом же месяце прошлого года.
Выражаясь словами Йорга Шрайбера, вечеринка в январе продолжилась кроме этого у брендов Infiniti (+46%) и Porsche (+54%).
Что касается «горького похмелья», то оно наступило в январе у таких брендов, как Шевроле, каковые просели в продажах на 62%, Ford (?57%), Опель (?75%), Honda (?80%). Обвалились январские продажи и у всех китайских брендов: Geely (61%), Great Wall (57%) и Черри (?80%).
Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов уверен в том, что авторынок продолжит уменьшаться в течение первого полугодия. «Большинство спроса ушла на декабрь 2014-го, в то время, когда машины деятельно скупались из-за обесценивающегося рубля. на данный момент же потребителям необходимо время, дабы привыкнуть к новым стоимостям», – поведал «Газете.Ru» Беспалов. – Хорошие продажи двух южнокорейских брендов разъясняются именно тем, что компании повышали цены не так очень сильно, как их соперники по бюджетному сегменту. Вероятнее, это политика материнской компании: она берет на себя убытки, дабы не утратить долю рынка.
Специалист уверен в том, что по в 2015 году количество реализации «АвтоВАЗа» упадет не так очень сильно, как авторынок в целом. «Запуск других новых и Весты моделей производителя сможет оживить продажи», – поясняет собеседник. Что касается продаж в премиум-сегменте, то они, по словам Беспалова, будут зависеть в первую очередь от того, как очень сильно производители будут повышать цены. «В январе зафиксирован рост продаж по сегменту, что разъясняется жаждой потребителей успеть купить автомобиль, пока его цена не выросла еще больше, – говорит специалист. – В 2015 году сегмент премиальных машин, вероятнее, будет ощущать себя лучше, чем рынок в целом».
В модельном рейтинге в январе показался новый фаворит – седан Hyundai Solaris, сместивший модель Lada Granta на второе место. В прошлом месяце Solaris разошелся тиражом в 8,2 тыс. экземпляров.
В последний раз Granta уступала лидерство в ноябре прошлого года второй популярной южнокорейской модели – KIA Rio. А до этого момента бестселлер «АвтоВАЗа» 22 месяца подряд не подпускал соперников к вершине рейтинга продаж. В январе же было реализовано лишь 7,7 тыс. единиц данной модели. Третья строки – у KIA Rio, которая была распродана числом 5,7 тыс. штук.
Хороший прирост продаж продемонстрировала модель Renault Logan (3,3 тыс. единиц), вставшая в январе на пара строчек и появлявшаяся на четвертом месте. Место в «пятерке» в январе досталось кроме этого Volkswagen Polo (3,3 тыс. единиц).
Согласно точки зрения специалистов, спрос на бюджетные иномарки будет в течение года падать из-за повышения цен. Наряду с этим модели, каковые импортируются в Российской Федерации, приобрести станет сложнее.
Директор дилерского центра Toyota Lexus Рольф Ясенево Татьяна Форнасова отмечает, что «народные» машины страдают от кризиса посильнее всего. Цены на них будут ступенчато увеличиваться и дальше, толкая рынок вниз, – поведала «Газете.Ru» Форнасова. – Наряду с этим спрос на машины премиального сегмента рос еще до обвала рубля, а на данный момент, с наступлением нестабильности в экономике, премиум будет увеличивать собственную долю рынка. Кроме того в массовом сегменте более с уверенностью идут продажи дорогих машин».
Директор дилерского центра BMW компании «Авилон» Евгений Королев отмечает, что на данный момент дилеры реализовывают машины импортного производства по предзаказам. «Солидную часть собственного стока дилеры по возможности формируют из моделей локальной сборки, – поведал «Газете.Ru» Королев. – Но имеется и исключения, в то время, когда производители смогли зафиксировать курс и предоставлять клиентам так называемый прайс протекшн, другими словами обеспечивать предложенную цену от валютных колебаний, что положительно отражается на их продажах».
Отметим, что падение продаж новых автомобилей в Российской Федерации по результатам 2014 года составило 10,3%, притом что в декабре благодаря ажиотажному стремлению и обвалу рубля россиян избавиться от него авторынок продемонстрировал безотносительный рекорд продаж.
Ожидания на этот год куда хуже: в АЕБ прогнозируют падение на 24% и возвращение к показателям 10-летней давности. Согласно расчетам аналитиков PwC, сокращение российского авторынка может достигнуть рекордной цифры в 35%. Одновременно с этим отдельные производители уверены в том, что авторынок может обрушиться и на 50%.
«Газета.Ru»