Стабилизация движения
Российский авторынок входит в фазу стабилизации: в случае если по результатам этого года продажи упадут чуть более, чем на треть, то в 2016 году уже значительного сокращения продаж не ожидается, в связи с чем производители строят более храбрые замыслы по формированию модельного последовательности.
Стоит признать, что уходящий год для русского автомобильного рынка стал одним из самых тяжелых за всю новейшую историю. Обвал продаж отмечается внушительный: по результатам десяти месяцев этого года спрос на новые автомобилиупал более чем на треть, правильнее на 33,6% если сравнивать с теми-же месяцами в прошедшем году, до 1,32 млн автомобилей. Но стоит подчернуть, что данное падение выяснилось менее значительным, чем ожидалось.
В начале 2015 года участники и наблюдатели рынка говорили о вероятном сокращении продаж на 50 и более процентов, но, к счастью, эти прогнозы уже точно не сбудутся. Кроме того при том, что итоги декабря и ноября ожидаются более не сильный, чем в сентябре, – наблюдатели предвещают, что в два последних месяца года рынок упадет на 40–45%, если сравнивать с ноябрем-декабрем 2014 года, а в целом по году сокращение рынка составит порядка 35%, его количество составит 1,6 млн машин.
«Склады у дилеров на данный момент приблизительно вдвое меньше, чем в прошедшем сезоне. Это показывает, что громадных распродаж в этом сезоне не будет, – отмечает в собственном блоге директор аналитической компании «Автостат» Сергей Целиков. – Само собой разумеется, в маркетинговых целях многие дилеры и производители будут кричать о скидках и спецакциях, но это будет маркетинговым ходом для привлечения трафика в салоны.
В действительности текущие стоимости дистрибуторов и без того ниже аналогов в других государствах. Рубль девальвировался к доллару вдвое, а цены на машины выросли только на 25 процентов».
Прогноз на стабилизацию
Что касается прогнозов в будущем году, то самыми тяжелыми, согласно точки зрения аналитиков, будут первые месяцы. Согласно расчетам компании «Автостат», в январе-феврале 2016 года продажи машин в Российской Федерации вряд ли превысят отметку 100 тыс. единиц, а возможно, опустятся и ниже.
Это будет контрастировать с показателями января-февраля этого года, в то время, когда спрос составлял 115–130 тыс. автомобилей. «В начале этого года продажи шли на волне “декабрьского бума”, обусловленного снижением курсу российской нацвалюты. Причем деятельно помогали клиенты из Белоруссии и Казахстана. на данный момент ничего этого не будет, – показывает Сергей Целиков. – Не исключаю, что в начале следующего года продажи упадут до 50–70 тысяч в месяц. Это в полной мере быть может, потому, что наложатся сходу пара отрицательных факторов: сезонный спад, отсутствие программ господдержки, потребительский пессимизм, отсутствие клиентов из государств Таможенного альянса».
Но весной обстановка, возможно, будет выправляться. Участники рынка сохраняют надежду, что власти снова активируют программы помощи авторынка, окажет помощь сезонный фактор, быть может, более стабильно будет вести себя русский национальная валюта, наконец, сработает отложенный спрос, поскольку по насыщенности машинами Российская Федерация значительно уступает развитым государствам. В следствии российский авторынок в будущем году будет пробовать выезжать из ямы: столь же глобального падение продаж уже не прогнозируется.
Большая часть участников и наблюдателей рынка уверены в том, что в следующем году рынок останется приблизительно на том же уровне, годовые продажи составят около 1,6 млн. авто. Пессимистические сценарии предполагают, что падение будет составит самое большее 10–20%. А при благоприятных условиях может наблюдаться и подъем приблизительно на те же 10–20% (см. график 1).
Lada идет на обгон
Намечающаяся стабилизация российского автомобильного рынка приободряет производителей машин, каковые более смело планируют выход новых моделей.
К примеру, важный рывок в конце этого и начале следующего года собирается сделать наибольший российский автопроизводитель АвтоВАЗ. В последних числахНоября он запустил по всей России продажи собственной новой флагманской модели Lada Vesta, которая, возможно сообщить, есть неповторимым автомобилем для русского индустрии: от момента его показа в качестве концепта до старта серийного производства прошло всего 12 месяцев (для сравнения: модель Lada Kalina в свое время внедряли в производство более десяти лет).
Стоит подчернуть, что новинка оказалась очень конкурентоспособной. Она имеет современный дизайн (в стиле «икс», созданный под управлением главного дизайнера АвтоВАЗа Стива Маттина, ранее трудившегося на Volvo и Mercedes-Benz), и богатое оснащение (уже в базисной комплектации имеется подушка безопасности водителя, антиблокировочная совокупность тормозов с усилителем экстренного торможения, электронная совокупность распределения тормозных упрочнений, совокупность контроля устойчивости, противобуксовочная совокупность, совокупность помощи при старте на подъеме и проч.).
Пожалуй, по уровню оснащения, и по вместительности Vesta превосходит собственных соперников в сегменте бюджетных седанов (в первую очередь такие корейские автомобили, как Hyundai Solaris и Kia Rio). К тому же цена на новинку заявлена немного ниже, чем у соперников: в начальной комплектации Classic цена Lada Vesta начинается с отметки 516 тыс. рублей.
Первые результаты продаж Vesta обнадеживают: в сутки выхода модели на рынок была реализована 1 тыс. автомобилей, получено предзаказов на 1,5 тыс. Всего до Января этого года АвтоВАЗ собирается произвести 5–6 тыс. новых Vesta и в первую очередь посредством разрешённой новинки увеличить собственную долю на рынке как минимум до 20% (по результатам десяти месяцев года она составила практически 17% с приростом практически на один процентный пункт, см. график 2).
Корейская агрессия
Но не спят и соперники АвтоВАЗа. На данный момент на падающем рынке успешнее всего наращивают собственную долю в Российской Федерации корейские производители машин. К примеру, такие марки, как Kia и Hyundai за 10 месяцев этого года увеличили доли рынка приблизительно с семи до 10% любая и сейчас, по сути, каждый пятый автомобиль в Российской Федерации продается под этими корейскими брендами.
«В 2015 году на русском рынке показалось восемь новых и обновленных моделей: Kia Sorento Prime, обновленные Venga, Picanto, Quoris, Сeed, седан и хетчбэк Rio, Soul c новым бензиновым двигателем, и новая особая серия Soul Sunrise, – сказала “Специалисту” Евгения Тетерина, PR-эксперт Kia в Российской Федерации. – 60 процентов продаж Kia в Российской Федерации в январе–октябре 2015 года пришлось на седаны и хетчбэки Kia Rio. В апреле этого года в продаже в Российской Федерации показался обновленный седан Rio, а в июне мы обновили и хетчбэк.
Именно поэтому количества продаж Rio в Российской Федерации растут, не обращая внимания на неспециализированную отрицательную динамику на русском автомобильном рынке. К примеру, в сентябре количества продаж Rio возросли на 70 процентов если сравнивать с сентябрем 2014-го, а в октябре 2015 года рост продаж Rio составил 27 процентов на фоне подобного месяца прошлого года».
По словам представителей Kia, в наступающем году в Российской Федерации будет еще последовательность премьер данной марки, главными из которых станут авто нового поколения бизнес-седана Kia Optima и кроссовера Kia Sportage. «В 2016 году, в зависимости от экономических факторов, количество продаж машин Kia может зафиксироваться на уровне 2015 года или незначительно сократиться – на пять процентов, часть рынка будет равна примерно 10 процентов», – прогнозирует Евгения Тетерина.
Успешным именует собственный положение на падающем рынке и представители чешской марки Škoda. «Вопреки непростой экономической ситуации 2015 год стал ответственной вехой в развитии отечественного бренда в Российской Федерации. Не обращая внимания на неспециализированное понижение продаж, Škoda удалось сохранить долю рынка в 2015 году и подняться на одну ступень выше в безотносительном зачете, если сравнивать с 2014 годом, – сказал “Специалисту” начальник марки Škoda в Российской Федерации Любомир Найман. – Главным событием ушедшего года для нас стала презентация третьего поколения отечественного флагмана Škoda Superb».
В наступающем же году представители чешской марки подтверждают собственные замыслы вывести на рынок модификацию Superb Combi в кузове универсал. «Кроме этого в течение года мы сфокусируемся на выводе особых предположений популярных моделей марки, таких как Rapid, Octavia и Yeti Hockey Edition, приуроченных к чемпионату мира по хоккею, что в текущем году пройдет в Российской Федерации, – продолжает Любомир Найман. – Škoda есть главным спонсором чемпионата уже 22 года и, конечно же, для нас принципиально важно, что именно Российская Федерация в следующем году станет принимающей стороной. Особые предположения выделят эмоциональную сообщение марки с хоккеем».
Японская часть
Стараются держаться на русском рынке и японские производители машин, самые успешные из них такие торговые марки, как Toyota, Nissan и Datsun (они имеют долю рынка в 6%, 5,7% и 2,1% соответственно). К неудачникам же стоит отнести такие марки, как Honda, Suzuki, Subaru, каковые показывают падение на уровне 60–80% и имеют долю на рынке менее 1% любая.
«Середничком» держится Мазда, которая за 10 месяцев утратила чуть больше рынка – падение продаж в районе 40%. «Мы модифицируем коммуникационную стратегию и планируем опираться на более точечные и прицельные коммуникации, среди них и уже с существующими обладателями Мазда, – так обрисовывает замыслы компанию в этих условиях Андрей Глазков, директор по маркетингу Мазда в Российской Федерации. – В 2015 году мы начали продажи обновленных Мazda 6 и Мазда СХ-5».
Посильнее рынка кроме этого падают и японская марка Mitsubishi, но ее представители показывают, что им принципиально важно удерживаться в серьёзных для компании сегментах. «В целом по состоянию на январь–октябрь 2015 года продажи бренда Mitsubishi сократились на 47,7 процента, – говорит Илья Никоноров, директор по связям и маркетингу с общественностью компании Mitsubishi Motors в Российской Федерации. Это большое понижение, но текущая политика бренда на русском рынке направлена прежде всего на сохранение доли рынка в тех сегментах, в которых мы представлены.
Не обращая внимания на трудности в уходящем году, мы смогли не отойти от своих замыслов и вывести на российский рынок две долгожданные новинки: новый Mitsubishi Outlander в новое и апрель поколение пикапа L200 в последних числахАвгуста. Обе они были тепло встречены: к примеру, уже в сентябре 2015 года продажи пикапов Mitsubishi выросли на 25 процентов если сравнивать с подобным периодом прошлого года и по итогам продаж в январе–октябре 2015 года пикап L200 занимает ведущую плозицию в собственном сегменте».
По словам Ильи Никонорова, в 2016 году Mitsubishi твердо собирается вывести на российский рынок новое поколение модели Pajero Спорт: «Эта машина будет самым технологичным в отечественной модельной линейке. Оставаясь рамным джипом, автомобиль возьмёт восьмиступенчатую автоматическую трансмиссию, будет оснащаться передовыми совокупностями активной безопасности и возьмёт большое количество вторых обновлений».
Китайские надежды
Не оставляют замыслов развивать продажи в Российской Федерации и китайские марки. На сегодня две ведущие китайские автомобильные марки на русском рынке – Geely и Lian, любая из которых имеет на менее 1% продаж; падают они практически вровень с рынком – на 30–40%.
«Как и отечественные коллеги, мы испытываем определенные трудности в сложившейся экономической обстановке, – говорит Игорь Овсянников, председатель совета директоров Geely в Российской Федерации. – Мы оцениваем возможности 2016 года не через чур оптимистично. Не обращая внимания на это, 2016 год станет началом планового обновления всего модельного последовательности Geely.
В течение последних трех месяцев мы представим рестайлинговую версию кроссовера Emgrand X7, во втором квартале предложим клиентам новое поколение Emgrand EC7, а при наличии удобной экономической обстановке во втором полугодии 2016-го привезем в флагманский седан и Россию GC9. Выводя новые версии, мы в первую очередь предлагаем потребителям последовательность технических новшеств. Все машины возьмут двигатели, отвечающие экологическому стандарту Eвро-5, совокупность ESP, бесключевой доступ.
В ближайшее время Emgrand EC7 станет первой моделью Geely, оборудованной совокупностью экстренного реагирования при авариях и других нештатных обстановках на дорогах ЭРА-ГЛОНАСС, созданной компанией Valeo. Также, последовательность стилистических трансформаций разрешит сделать вид машин более современным и актуальным».
Что же касается марки Lifan, то, согласно заявлению ее представителей, кое-какие модели в Российской Федерации кроме того выясняются в недостатке. «Непременно, знаковым событием для Lifan Motors в уходящем году стал вывод на российский рынок отечественного нового бестселлера – кроссовера Х50, – говорит Александр Штода, директор по маркетингу Lifan в Российской Федерации. – С самого начала по окончании официального запуска продаж модели появился недостаток Х50, с которым нам до сих пор не удается совладать, cпрос по данной машине на данный момент удовлетворен на 30 процентов. Два года назад мы уже прогнозировали повышенное внимание к подобного рода моделям для Lifan, исходя из этого приоритетной задачей для себя поставили развитие сегмента кроссоверов.
По окончании успешного вывода Х60 в 2012 году упор был сделан на Х50. Кроме этого в этом году был представлен обновленный Х60, а в ближайшие два года мы планируем к запуску в продажи полноразмерного джипа Х80. Кроме этого в первом полугодии следующего года Lifan Motors планирует к запуску в Российской Федерации новое поколение седана Solano, а в середине года – очередное обновление кроссовера Х60».
Премиальный оптимизм
Лучше вторых ощущают сейчас себя на рынке премиальные торговые марки. Согласно данным «Автостата», премиальные марки на данный момент занимают чуть менее 9% от общих продаж, и их падение заметно меньшее, чем в среднем по рынку, – минус 21%.
«Премиум-сегмент в Российской Федерации так же, как и прежде чувствует себя лучше, чем рынок в целом. Премиальные торговые марки не испытывает для того чтобы напряжения, как массовые. В итоге часть премиум-сегмента всегда растёт в течении уже многих лет, – показывает Дарья Храпова, начальник по продажам Audi в Российской Федерации. – Дабы поддерживать рост, мы расширяем модельный последовательность.
К примеру, в начале года представили новое поколение премиального полноразмерного кроссовера Audi Q7, летом состоялся российский дебют Audi R8, самого замечательного и стремительного серийного автомобиля в истории отечественной марки, наконец, на данный момент мы запускаем в Российской Федерации новое поколение отечественного Audi A4. В наступающем году Audi собирается продолжать обновление модельного последовательности, мы планируем представить множество увлекательных машин. В частности, в течение последних трех месяцев 2016 года мы начинаем поставки в Россию самых динамичных предположений Audi RS 6 performance и Audi RS 7 performance с более замечательными двигателями, чем простые».
Солидные надежды с премиальным сегментом российского автомобильного рынка связывают и американские производители машин. К примеру, марка Cadillac в ушедшем году представила серьёзный для собственного развития в Российской Федерации автомобиль – новый Escalade. По словам Дмитрия Панасова, директора по маркетингу «Cadillac Российская Федерация», в Российской Федерации модель предлагается только с полным приводом и 6,2-литровым двигателем V8.
Кроме этого в первый раз на русском рынке предложена версия Escalade ESV – с увеличенной на 355 мм колесной базой. Неспециализированная протяженность автомобиля на 508 мм превышает длину стандартной модели, что разрешило расширить дешёвое пространство для пассажиров третьего последовательности и количество грузового отделения. Одна из заметных технологических изюминок новой модели содержится в том, что уже в базисной версии Escalade оснащен адаптивными амортизаторами Magnetic Ride Control.
Совокупность машинально изменяет характеристики подвески в движении, разбирая состояние дорожного полотна, – жесткость амортизаторов может изменяться до тысячи раз в секунду. Кроме этого одной из основных отличительных изюминок машин Cadillac являются подробности интерьера, изготовленные вручную. Как отмечают производители, благодаря более твёрдому кузову и аудиосистеме Bose с функцией активного шумоподавления в салоне Cadillac Escalade царит комфортная воздух.
Оптимистично наблюдают на развитие российского премиального сегмента авторынка и английские марки Jaguar и Land Rover. Первая, не обращая внимания на кризис, в уходящем году выкатила в Россию множество броских новинок, к каким относится Jaguar XE, разрешившей компании выйти в новый для нее сегмент компактных седанов. Кроме этого Jaguar привез в Россию новый спорткар F-Type, представительский седан XJ 2016 и совсем новый Jaguar XF.
В новом году марка попытается сохранить собранный темп. «Основной новинкой 2016 года для нас станет Jaguar F-Pace – первый кроссовер в истории бренда, – говорит председатель совета директоров компании “Jaguar Land Rover Российская Федерация” Артем Гусаров. – Эта модель станет первым Jaguar, что возможно назвать “домашним автомобилем”. Мы делаем громадную ставку на F-Pace, поскольку сегмент кроссоверов очень пользуется спросом в Российской Федерации, и сохраняем надежду привлечь полностью новую аудиторию и расширить продажи Jaguar. Кроме этого весной 2016 года в продаже покажется не меньше 2017-го модельного года, взявший мультимедийную совокупность нового поколения, новые совокупности помощи водителю, и подключаемый полный привод».
Что касается бренда Land Rover, что в ушедшем году завез такие новые модели, как Land Rover Discovery Спорт, и обновленное семейство Range Rover (Range Rover, Range Rover Спорт и Range Rover Evoque), то в новом году британский бренд обещает заявить старт продаж необыкновенного джипа в кузове кабриолет Range Rover Evoque Convertible. «Эта машина, которая сравнительно не так давно был представлена на автосалоне в Лос-Анджелесе, – первый в мире премиальный компактный джип в кузове кабриолет, и первый в истории серийный Range Rover с открытым верхом, призванный увеличить аудиторию поклонников бренда», – показывает Артем Гусаров.
Не ослабляют натиск на российский премиальный рынок и шведы. «Для марки Volvo на русском рынке главным событием уходящего года стало появление полного нового джипа XC90, первого в отечественном модельном последовательности, выстроенного на базе архитектуры масштабируемой платформы SPA. Ожидание хватало продолжительным, но оно выяснилось оправданным – и автовладельцы, и специалисты высоко оценивают новый автомобиль, – говорит Антон Свекольников, директор по связям с общественностью компании Volvo Car Russia. – Что касается замыслов на наступающий год, то в скором будущем состоится премьера седана премиум-класса Volvo S90.
Эта модель продолжает полное обновление отечественного модельного последовательности, которое мы планируем осуществить в течение ближайших четырех лет. Появление S90 в Российской Федерации возможно ожидать во второй половине 2016 года».
Одними из самых успешных на русском рынке возможно назвать японские премиальные торговые марки, каковые в столь сложные времена умудряются кроме того показывать прирост продаж. «Lexus – один из немногих брендов, что в кризис сумел расширить продажи и долю на рынке: в январе–октябре 2015 года продажи Lexus на русском рынке выросли на шесть процентов если сравнивать с теми-же месяцами в прошедшем году, – говорит Юрий Катаев, глава маркетинга и департамента продаж марки Lexus в Российской Федерации. – За текущий год рыночная часть бренда Lexus возросла на 0,4 процента и составила 1,2 процента, часть в премиум-сегменте выросла на 3,4 процента, до 12,3 процента. Исходя из этого отечественное рвение расти и развиваться в Российской Федерации на данный момент очень сильно очень.
В сентябре этого года в официальных дилерских центрах Lexus начались продажи нового бизнес-седана ES. В ноябре дан старт продажам нового флагманского джипа Lexus LX. А в октябре мы начали принимать заказы на четвертое поколение нового кроссовера премиум-класса Lexus RX.
Словом, мы оптимистично наблюдаем на развитие российского автомобильного рынка в наступающем году».
«Специалист»