Шеви нива-2 в заложниках: что происходит с новым внедорожником? («авторевю»)
В последних числахЯнваря ленты автоновостей с особенным размахом полоскали тему новой Шеви Нивы. Инсайдерские сообщения ее размораживали («правительство одобрило кредит!), а официальные опровержения тут же замораживали опять: денег до тех пор пока все-таки нет. Ответ дать госгарантии на проект объявляли уже принятым, но никто его в итоге не видел. Согласования шли-шли – но никуда не приходили.
Ну и без того потом.
За всем за этим мало затерялся один достаточно ответственный вопрос: а что по большому счету такое Шеви Нива примера зимы-2017 по окончании двух лет «заморозки» и кому она нужна? Попытаемся ответить, но вначале мало формальностей для протокола.
Финансирование проекта Шевроле Niva-2 на данный момент в руках Минпромторга и Министерства экономики: они должны решить, дать либо нет компании GM-АвтоВАЗ госгарантии по кредиту, что готов выдать Сбербанк. Исходя из этого в то время, когда показались сообщения, что Минпромторг в переписке с Министерства экономики выдал хорошее заключение на такие госгарантии, сходу встала волна оптимистических заголовков: «Для производства Шеви Нивы отысканы деньги!».
В это же время спустя дни Минпромторг через СМИ опроверг наличие «решения о государственной помощь», а на отечественный прямой запрос о наличии хорошей резолюции за подписью заместитель министра Александра Морозова пресс-служба министерства ответила уклончиво: «Ответ о предоставлении госгарантий принимается не в Минпромторге России, а в Правительстве РФ. Сейчас Правительство РФ ответов в отношении GM-АвтоВАЗ не принимало».
В Министерства экономики были более откровенны: да, переписка на эту тему велась, хорошее заключение от Минпромторга получено. Вопрос прорабатывается. Но сейчас госгарантии не предоставлены.
Скупо на данные было и само СП GM-АвтоВАЗ: «Ответ о финансировании проекта еще не принято. Мы ведем переговоры по этому вопросу со Сберегательным банком и ожидаем решения по предоставлению госгарантий, каковые нужны чтобы получить кредит на реализацию проекта. На сегодня финансирование проекта осуществляется за счет собственных средств СП».
В сухом официальном остатке получается что-то наподобие: ах, отстаньте, ничего еще не решено!
По отечественным сведениям, проект Шевроле Niva-2 вправду висит , но обстоятельством тому не столько отсутствие у СП нужных средств, сколько неопределенность позиции АвтоВАЗа. Так как вазовцы сами в далеком прошлом готовят похожую машину, известную как Lada 4×4 New Generation (либо Нива-3), дебют которой переназначен на 2019 год. Очевидно, этому автомобилю не нужен прямой соперник в весьма узкой рыночной нише.
Но, являясь 50-процентным совладельцем СП с концерном Дженерал моторс, АвтоВАЗ неимеетвозможности и не должен открыто саботировать появление Шеви Нивы-2, – так что он делает это завуалированно, при помощи показного равнодушия к проекту и полного бездействия в поиске софинансирования.
Существует вывод, что игра АвтоВАЗа с GM – стратегическая, направленная на выкуп американской доли в СП вместе с правами на новую модель, которая и станет настоящей Нивой-3, а нынешняя вялотекущая работа над собственной моделью ведется скорее по инерции, на всякий случай. Потому и удач заметных в том месте нет. По самым свежим данным, Нива-3 будет иметь платформу от кроссовера Renault Duster второго поколения, перейдя из внедорожного в кроссоверный сегмент.
Опрошенные нами менеджеры АвтоВАЗа уверены, что у завода по большому счету нет никакой стратегии в отношении СП! Да, появление соперника нежелательно, но в него никто очень и не верит, все ожидают, в то время, когда СП погибнет естественным образом, из-за неконкурентоспособности невозможности и старой модели выпустить новую. Но на данный момент участие в СП с GM приносит АвтоВАЗу стабильный финансовый поток как поставщику главных агрегатов и узлов, так что намеренно резать эту курицу никто не будет.
Более того, АвтоВАЗ посильно принимает участие в проекте Шеви Нивы-2 с технической стороны. К примеру, вазовцы по заказу GM-АвтоВАЗ приспособили для новой автомобили собственный мотор 1.8, в варианте для продольного размещения он взял обозначение ВАЗ-2199. Это фактически утвержденный вариант, с любым импортным двигателем новая Шеви Нива выходит за рамки разумной цены.
А вот по трансмиссии решения нет. У АвтоВАЗа имеется модернизированная «хорошая» коробка с индексом 2124, сделанная для Нивы-3, но она пока не держит нужных нагрузок (на данный момент проходят ее опробования). Раздаточная коробка – также сущность ветхий, но подшаманенный трехопорный агрегат от Нивы-2123, прошедший доводку по вибрациям и шумам на шведской компании Vicura.
GM-АвтоВАЗ настаивает на прямой стыковки механизма и тросовом приводе переключения коробки передач с «раздаткой», без промежуточного вала. Вазовские агрегаты, подготовленные для Нивы-3, концептуально другие, рычаг переключения в том месте стоит прямо на картере коробки передач, а момент на «раздатку» передается через промежуточный вал. Конечно, никто не начнёт делать для GM коробку передач и «раздатку» в строгом соответствии с «хотелками», да на это у СП и денег нет.
Исходя из этого на АвтоВАЗе уверены: заберут, что предложим.
Но GM ищет другие варианты. В частности, еще не погибла мысль применять газовскую коробку передач от Газели, лишь с поменянным картером, дабы она поместилась в кузов новой Шеви Нивы. Но последние контакты на эту тему с нижегородцами датируются июнем 2016 года.
В беседах упоминается и ZF, но вряд ли данный вариант пройдет по цене. А по автоматической трансмиссии определенности еще меньше: какое-то время назад планировалось использовать вариатор Punch VT4, но разумеется, что локализовать его в Тольятти силенок не хватит, а закупать – дорого.
Да что в том месте агрегаты GM-АвтоВАЗ не знает до тех пор пока кроме того, где будет организовано производство кузовов! Возобновлять строительство отдельного корпуса в ОЭЗ Тольятти продолжительно, дорого и юридически непросто, в том месте еще не урегулирован спор с бывшим подрядчиком. У СП имеется простаивающий 30-й корпус, но для организации полноценной сварочной линии места в том месте мало.
А ведь нужен будет еще и склад.
В мае прошлого года АвтоВАЗ сделал предложение разместить кузовное производство в строении упраздненного ОПП, но позже сам же это предложение отозвал. Сейчас, на эту роль желают предложить 62-й вазовский корпус, откуда сравнительно не так давно было выведено производство Лады 4х4 первого поколения. Тем временем часть оснастки и сварочное оборудование, уже имеющиеся в распоряжении GM-АвтоВАЗа, отнюдь не молодеют и не так долго осталось ждать потребуют капитальной профилактики.
АвтоВАЗ как совладелец СП выделено дистанцируется от денежных неприятностей с запуском Шеви Нивы-2, но активных препятствий проекту не чинит а также не прочь получить на безнадёжном положении США. Но – умеренно, не прогибаясь под чужие техзадания. упоения и Этакая смесь эгоцентризма всевластием. Взор слона на небольшую мышиную возню.
Но ирония судьбы в том, что и сам GM занимал похожую позицию в 2012 году, в то время, когда сказал, что машину нового поколения будет разрабатывать и создавать самостоятельно, без помощи АвтоВАЗа. Неофициально в СП GM-АвтоВАЗ растолковывали это так: «Мы устали от ужасного качества вазовских сложных взаимоотношений и комплектующих с таким соакционером, исходя из этого выстроим собственное кузовное производство и локализуем в Тольятти сборку импортных агрегатов – сами, на собственные деньги».
Это был демарш, не смотря на то, что официально стороны улыбалисьдруг другу. Рынок рос, рубль креп, и рассчетных 200 миллионов американских долларов, казалось, хватит на все. Не хватило.
И риски технологического «развода» с АвтоВАЗом не были просчитаны до конца. Исходя из этого Шеви Нива, по сути, появилась в заложниках у собственных собственных своих родителей.
GM на данный момент пробует по аналогии с самим АвтоВАЗом применять административный ресурс (проект новой Шеви Нивы поддерживает лично губернатор Самарской области Николай Меркушкин), грезит взять уже обещанную на самом верху госгарантию по кредиту от Сберегательного банка – и, вероятнее, возьмёт. Но в итоге, увы, на свет может показаться автомобиль, сотканный из компромиссов.
Действительно, кроме того такая Шевроле Niva-2 должна иметь устойчивый спрос на рынке «брутальных внедорожников», так как она в этом классе останется единственной отечественной (просматривай – дешёвой) машиной. Кроссовер Lada 4×4 New Generation вычислен уже на пара вторых потребителей, не тех, что месят грязь по лесам. Вопрос лишь в том, наберется ли таких узконишевых клиентов числом, достаточном для окупаемости проекта.
Так как кроме того в случае если делать производство по самому недорогому варианту, с размещением сварочного комплекса на собственной территории, точка безубыточности, по неофициальной оценке самих джиэмовцев, вряд ли будет пребывать ниже отметки 50 тысяч машин в год.
«Авторевю»