Сергей целиков: «дна пока не видно…»
Сергей Целиков, директор аналитического агентства АВТОСТАТ, 2 апреля 2015 года учавствовал в он-лайн конференции на finam.ru. В числе вторых специалистов он отвечал на бессчётные вопросы визитёров сайта, высказывая собственный вывод по текущей обстановке на русском авторынке.(пунктуация и Авторская орфография в вопросах частично сохранена).
— Как вы вычисляете, будут ли производители машин сдерживать рост цен на машины в четвёртом квартале и третьем 2015 года? Обстоятельства для этого имеется, к примеру классическое отсутствие и падение курса спроса. Готовы ли представители автобизнеса трудиться себе в убыток и удерживать клиентов не только приятными бонусами, но и понижением стоимостей?
— Фактически все иномарки имеют валютную себестоимость. В тех, каковые собирают в Российской Федерации, она меньше 100%, но также довольно большая. Раньше либо позднее цены (в валютном эквиваленте) выровняются с зарубежными рынками. Пологаю, что многие производители попытаются растянуть данный процесс на долгий период. Быть может, они будут сдерживать цены не только в третьем-четвертом квартале, но и в 2016 году. Но медленный, ползучий рост стоимостей мы будем замечать целый год.
Помимо этого, громадное значение имеет предстоящее поведение рубля. на данный момент он стабилизировался, но только бог ведает, что будет с ним дальше. Через чур большое влияние на экономику оказывает политический фактор, а он непредсказуем…
— Видел прогноз, что падение продаж АВТОВАЗа в Российской Федерации в 2015 году может достигнуть 16%. Другими словами это достаточно хороший прогноз, в случае если по всему рынку будет 24%? Каковы ваши ожидания?
— АВТОВАЗ — это сейчас мультибрендовый завод. Кроме LADA, на нем планирует Reanault, Nissan, Datsun. Суммарный количество продаж машин, собираемых на АВТОВАЗе, по 2015 году может кроме того вырасти. В случае если сказать лишь про LADA, то, думаю, она в текущем году будет показывать продажи значительно лучше рынка. Так, в случае если рынок сократится на 40% (прогноз АВТОСТАТа), то LADA — только на 20%. Главная причина: рост цен на иномарки будет выше, чем на LADA.
В прогноз АЕБ по рынку на 2015 год (-24%) я не верю. Обстановка существенно хуже, и я пологаю, что уже по результатам марта АЕБ откорректируют его вниз.
— Не думается ли Вам, что отечественный авторынок имеет специфику заниженного спроса: т.к.: 1) Авто лишь весьма старое утилизируется (передается по наследству), 2) совокупность страхования не стимулирует брать новое авто по окончании аварии, 3) низкие зарплаты. 4) снижения ВВП — т.е. рынок насытился, а оборота нет.
— Cоглашусь с вашими тезисами. Минимальный количество отечественного авторынка 1,0-1,5 млн в год — это то, что при любом раскладе, кроме того самом нехорошем, будет потребляться. Все, что выше 1,5 млн и как выше, — зависит именно от этих факторов.
Плюс доступность кредитов, плюс дорожная инфраструктура, плюс стимулирование спроса через спецпрограммы, налоги и т.д. Но прежде всего это покупательская способность и доходы населения.
— Вероятно ли, что АВТОВАЗ займет лидирующую позицию по окончании ухода соперников с авторынка РФ и каковы его шансы на развитие в данных условиях?
— АВТОВАЗ (LADA) и без того есть бессменным фаворитом, как российских производителей автомобилей, так и российского авторынка. Однако его часть на рынке с каждым годом всегда снижалась. Текущая экономическая обстановка – на руку АВТОВАЗу.
В 2015 году он конкретно увеличит долю по отношению к 2014-му. В прошедшем сезоне часть LADA на рынке была 15,5%, а АВТОВАЗа (включая контрактную сборку) в легковом автопроме РФ — 23,7%. По текущему году ожидаем на рынке рост доли LADA до 20-25%, а автопроме часть АВТОВАЗа может превышать 30%.
— есть ли в данной обстановке на рынке инвестирование денег в автомобиль прибыльным? В случае если да, то — в какие конкретно марки либо модели?
— Автомобиль — это не инвестиция. Не смотря на то, что на данный момент таковой момент, в то время, когда, приобретя машину, на последующей перепродаже возможно утратить совсем чуть-чуть, и параллельно взять большое количество хороших чувств от ее владения. Меньше всего теряют в цене массовые востребованные модели. Мы в конце прошлого года проводили изучение сохранности остаточной цене за три года по различным классам машин. Но оно не учитывало нынешнее подорожание.
Предельное количество первых мест у Toyotа. По ссылке – релиз, и в том месте возможно в приложении скачать ТОП-3 моделей в каждом классе
— Как продолжительно, по- вашему, продлится спад? У кого на сегодняшний момент самые конкурентные стоимости, кто меньше всего осознал ценовую планку, начиная с осени?
— Мельчайший подъем стоимостей у корейских Kia и Hyundai (в среднем чуть выше 10%), у некоторых китайских марок также в этих пределах. А больше всего (порядка 30% и более) стоимости выросли у Шевроле, Chrysler, Citroen, Daewoo, Ford, Jeep, Опель, Peugeot, Mitsubishi, Toyota, SsangYong, Suzuki, Volvo…
— Что будет с стоимостями на подержанные машины? Будут ли они понижаться?
— Резкий рост стоимостей (предложений) на подержанные машины наблюдался в декабре (в среднем +13%) и позже, в январе-марте, чуть меньше (в среднем на 4-6%). В итоге имеем +28% в прошлому году… Но это цены предложений на сайтах, Авто.ру, Авито и т.д. Другими словами цены хотелок. Цены настоящих сделок увеличились, но не так очень сильно. Плюс выросла отличие между хотелками и настоящими сделками. на данный момент она доходит до 15%.
Параллельно в конце прошлого-начале этого года снизилось число предложений. на данный момент число предложений растет, а цены хотелок по всей видимости будут понижаться… Ближе к лету будет еще дешевле.
— На мой взор, на данный момент сильная позиция у Renault, остальные обленились (особенно GM) — ценник значительно подняли, а комплектация неконкурентоспособна! В связи с падением спроса, реально ли ожидать понижение стоимостей и на какое количество смогут их снизить?
— В случае если американский доллар не уйдет ниже 50-55 рублей, то значительного понижения цен на новые машины не будет. Будут разные акции и специальные предложения по комплектациям и конкретным моделям.
— Глубокоуважаемые специалисты, каков ваш прогноз — что в текущем году будет твориться со сферой автотехобслуживания? Очень сильно ли подорожает ремонт иномарок, будут ли официальные дилеры производить перерасмотрение собственную ценовую политику в области ТО и в какую сторону, произойдёт ли очередной расцвет разборок, в то время, когда запчасти возможно будет обнаружить дешевле, чем в магазине? И как в ситуациижизнеспособны магазины запчастей с учётом их специализации?
— Как мне известно, последовательность производителей на данный момент дотирует не только цены на машины, но и на запчасти. Не смотря на то, что по некоторым позициям рост на запчасти уже превысил 50%. на данный момент значительно увеличился разброс стоимостей между различными магазинами, сервисами, дилерами кроме того в рамках одного бренда, одной модели. Так что задача потребителей усложнилась.
Перед тем, как ехать на сервис, стоит поглубже «прогуглить» и прозвонить вероятные варианты.
— Глубокоуважаемые специалисты, на Ваш взор, ухудшение обстановки на русском автомобильном рынке может привести к новым преследованияимпорт подержанных иномарок с правым рулем из Японии? Практика продемонстрировала, что не обращая внимания на рост пошлин на ввоз праворульных машин, часть авто русского производства (а также собранные в Российской Федерации иномарки) на Дальнем Востоке возрастает весьма незначительно. Что необходимо сделать чтобы на востоке брали продукцию с левым рулем?
— Ввоз б/у иномарок понижается. В 2012 частники ввезли 150 тысяч, в 2013 — 120 тысяч, в 2014 всего 97 тысяч. А продажи новых машин на Дальнем Востоке растут, не смотря на то, что весьма медлительно и часть их довольно «бэушек» мала. Во всем ДФО по прошлому году было реализовано что-то около 25 тысяч новых авто. Возможно, необходимы не преследованияимпорт из Японии, а какие-то особые правительственные программы помощи рынка Дальнего Востока.
Потому, что логистика поставки в том направлении автомобилей из Европы обходится весьма дорого.
— Глубокоуважаемые специалисты, а что происходит на рынке коммерческого транспорта? В том месте такой же спад, что и на рынке личных авто? По большому счету, какие конкретно возможности у производителей автобусов, грузовиков и проч. на русском рынке?
— В 2014 году рынок коммерческих машин снизился посильнее, чем легковых. Так, в случае если легковой авторынок упал на 10%, то рынок легких коммерческих машин сократился на 15%, грузовой сегмент упал на 20%, а автобусов на 25%. Коммерческий сектор постоянно реагирует на кризис в экономике более глубоко, нежели личный.
К сожалению, кризис в экономике России до тех пор пока развивается . И до дна мы еще не дошли.
— А по большому счету способна нынешняя русский индустрия обеспечить сборку автомобиля, полностью складывающегося из отечественных компонентов? Либо такое уже нереально?
— в течении последних десяти лет шел процесс интеграции российских производителей автомобилей во всемирной. По-моему, мы интегрировались уже так глубоко, что собирать серийные машины полностью из русских комплектующих уже невозможно. И нужно ли? Всю землю, а также автомобильный, на данный момент складывается из глобальных концернов, а не локальных компаний. Такое разделение труда более действенно.
Вопрос в том, какая страна в этом глобальном разделе занимает какое место. И как большое количество местных успешных компаний, каковые грамотно встроились в глобальный автопром…
— В случае если забрать соотношение средней зарплаты к средней цене автомобили в Российской Федерации, то оно Существенно ниже для того чтобы показателя в Европе, США, арабских государствах. Исходя из этого, цена автомобили у нас в среднем должна быть на уровне 200 тыс. рублей. Согласны ли вы с этим, и Возможно ли обеспечить такую цену в Российской Федерации и за счет чего?
— Нет, не согласен. При таких условиях в Украине она обязана стоить еще вдвое дешевле, а в какой-нибудь Папуа-Новой Гвинее по большому счету копейки. Цену в 200 тысяч рублей на новый автомобиль в Российской Федерации обеспечить уже нереально.
Отечественный автопром в далеком прошлом интегрировался во всемирной (см. прошлый вопрос).
Возможно и необходимо поднимать благосостояние народа, развивать экономику. Необходимо стремиться к уровню развитых государств-членов Евросоюза, а не скатываться в сторону бедных африканских… Это правительства и наиглавнейшая задача партии…
— Глубокоуважаемые специалисты, не могли бы вы поподробней остановиться на возможностях производителей машин из азиатских государств в Российской Федерации? В основном, тех из них, каковые предлагают измученному кризисом и изрядно обедневшему сейчас русскому потребителю довольно недорогие и в также время достаточно качественные авто — это, первым делом, производители из Республики Корея, Китая, быть может, в возможности, Индии.
Как значительно выигрывают эти производители у российских по соотношению «цена-качество продукции», как значительно они проигрывают европейским и американским производителям? Заметна ли активизация их деятельности и в чем, в случае если таковая имеется, она проявляется?
— Корейские Hyundai и Kia за последние пять-шесть лет весьма достойно вписались в российский рынок. И по сей день продолжают деятельно наращивать собственную долю. Их основной секрет — хороший продукт за адекватные деньги.
Возможно еще так сообщить: Их автомобиля выглядят дороже, чем стоят. С китайцами сложнее. Их большое количество, автомобили различные.
Как и весьма хорошие по соотношению цена/уровень качества, так и, простите, полное д…. Индийский автопром до тех пор пока еще весьма не сильный, дабы покорять Россию…
В также время АВТОВАЗ деятельно начал подтягивать уровень качества. Ну, а его перспективные модели Vesta и X-Ray, при условии занимательного ценового позиционирования, по большому счету смогут начать возвращать Тольятти прежнюю славу… Приблизительно через год все станет светло.
— Привлекателен ли российский авторынок для мировых производителей машин? Учитывая грядущее и уже начавшееся падение доходов россиян, высокую закредитованность, прогноз по падению экономики и т.д.?
— В среднем на Россию приходится 3% мировых продаж. Для кого-то, к примеру Рено и Шкода — часть русского рынка значительно выше. А для кого-то она менее 1%.
В принципе, этим процентом возможно и пренебречь… Посмотрите отечественную инфографику на эту тему: «Часть России в глобальных продажах по брендам» ( https://www.autostat.ru/news/view/20597/)
— Имеется прогноз, в то время, когда рынок продаж машин в Российской Федерации достигнет дна? В то время, когда, кстати, был самый нехороший год?
— В современной истории авторынка (по окончании 2002 года) нехорошим годом был 2009 (1,4 млн легковых), а самый нехороший месяц — январь 2010 года (68460 легковых). на данный момент пока не ушли ниже ежемесячной планки в 100 тысяч, но, пологаю, что в текущем году, быть может, летом ее преодолеем.
В целом по году мы ожидаем уровень 2009 года — 1,4 млн легковых и в пределах 100 тысяч легких коммерческих. Дна пока не видно. Оно зависит от экономики и российской политики, каковые пока не радуют…
— Стоит ли на данный момент покупать ценные бумаги АВТОВАЗа на долгий срок?
— Непременно, бумаги АВТОВАЗа будут стоить многократно выше, чем на данный момент. Вопрос лишь в том, сколько лет для этого потребуется — 3, 5, 7, 10… Ближайшая возможность (1-2 года) у акций АВТОВАЗа, думаю, не весьма яркая.
Вероятны лишь спекулятивные скачки, как это уже неоднократно было. Бумаг на бирже мало, оборот низкий, качнуть их вверх либо вниз весьма легко.