Сергей целиков: что ждет авторынок в 2018 году?
Новый год наступил. В профильной группе Facebook директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков высказал собственный вывод о том, что будет происходить на рынке в ближайший год и стал причиной маленькой опрос на тему ожиданий от рынка в 2018 году, забрав за отправную точку прогнозов цифры прошлого года. Так будет рост либо падение рынка?
Останутся ли продажи машин на уровне 2017 года?
В следствии были взяты ответы 131 человека (результаты см. на картине). Кто-то из участников дискуссии отвечал кратко, другие – обосновывали собственный вывод развернутыми постами (см. ниже). Итак, большая часть участников (53%) уверен в том, что рынок вырастет в пределах 10%. Нашлись еще громадные оптимисты, прогнозирующие рост выше 10% (18% участников).
Наряду с этим 21% участников опроса считают, что рынок останется на уровне прошлого года, а 8% уверены, что он упадет.
Сергей Целиков, генеральный директор «АВТОСТАТ»:
— Выскажу собственный вывод о том, что будет происходить на авторынке в 2018 году и какие конкретно факторы будут оказывать влияние.
К отрицательным факторам отношу рост стоимостей. Помой-му, и рубль укрепляется не первый год, и цены на машины практически на 50% выше, чем в докризисное время, но, однако, многие производители машин настроены на предстоящую корректировку прайс-страниц. В текущем году, в случае если рубль будет довольно стабильным, ожидаю увеличения стоимостей в среднем в пределах 5-7%…
Вторым отрицательным причиной есть длящееся понижение платежеспособности населения. Кроме того официальная статистика это подтверждает, а уж неофициальная – об этом. Маленьким утешением есть тот факт, что целевая аудитория рынка новых авто — это не всё население РФ, а только 20-25% процентов «верхнего слоя».
А в этом «слое» обстановка с платёжеспособностьючуть лучше, чем в общей массе. Имеется еще большое количество успешных бизнесов, каковые «майнят» себе прибыли и доходы при любой ситуации
Третий значительный фактор – государственная помощь авторынка, автопрома и других отраслей. В данный году она будет. Это плюс.
Но ее будет меньше, чем в прошедшем сезоне, и это минус. В математике плюс на минус дает минус, как будет у нас — посмотрим. Пологаю, что в случае если отправится что-то не так, то и вторая часть господдержки заметим
Неоспоримым хорошим причиной есть отложенный спрос. Цикл смены автомобиля за время кризиса увеличился. Однако, автомобиль — не вино, и с годами лучше не делается. на данный момент автовладельцам пришла пора поменять автомобили 2011-2013 годов, а их большое количество: в 2011 году было приобретено 2,5 млн новых авто, в 2012 году — 2,8 млн, в 2013 — 2,6 млн
В плюс авторынку на данный момент играются банки. Ставки по автокредитам планомерно понижаются, количество выдачи возрастает. К Январю часть автокредитов на рынке дошла до 50%. В 2018 году ожидается предстоящее «медленное, но верное» понижение кредитной ставки
Экономика стабилизировалась. В отдельных отраслях показались показатели роста. Это прекрасно. В 2018 году пройдут два ответственных события, каковые косвенно поспособствуют добавлению денег в розничный оборот — это чемпионат мира и выборы президента по футболу
Суммируя минусы и плюсы, я лично ожидаю роста авторынка в 2018 году приблизительно на 15%. Так что еще на один год остаюсь оптимистом. Консолидированный прогноз агентства «АВТОСТАТ» будет на уровне +10%.
А отечественная многофакторная матмодель (где главный фактор — нефть) показывает такие цифры: при среднегодовой стоимости барреля Brent в $55 будет нулевая динамика рынка, при $65 за баррель – рост на 11%, при $70 — рынок увеличится на 14%, а при $80 — рост составит 24%.
Для полноты картины мы решили привести тут кое-какие развернутые мнения участников опроса – как «оптимистов», так и «пессимистов» (орфография и авторская пунктуация по большей части сохранены). Стоит подчернуть, что первых в целом выяснилось больше (71%).
Оптимисты
Андрей Гиязов:
— Один из лидирующих концернов на отечественном рынке — «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» — при выпуске в 2017 году 233,5 тыс. машин (+13% к 2016-му) на 2018 год заявляет выпуск 235 тысяч. Так что +/- их ожидания — на уровне прошлого года
Aleksey Mukhanov:
— Нужно осознавать, что это лишь рио/солярис/крета, а они и до этого хорошо продавались. Корейцы очень сильно попытались, дабы удержать за собой В+ сегмент в кризис. Будут ли те, кто ездил на автомобилях С-класса и среднеразмерных кроссоверах, поменять их на «солярис» либо «крету»? У меня сомнения на данный счет
Владимир Никитенко:
— На обстановку на рынке может очень сильно воздействовать увеличение стоимостей.
Kazushi Yoshida:
— В любом бизнесе нельзя работать без оптимизма. Так что я всецело согласен с прогнозом С. Целикова!!:))
Олег Консуров:
— К превосходному по объективности и полноте анализу хочется добавить:
- Платежный баланс за 9 месяцев 2017 года — 22 млрд.долл (+46% к АППГ). Какая-то часть доберется и до потребительского рынка, тут ответственна динамика.
- Цена главных экспортных товаров растёт вместе с повышением мирового спроса. Не считая стоимостных количеств нефти/УВ, растет физический количество экспорта с/х продукции (хотя тут сохраняются опасности последствий перепроизводства). Скажется повышение поступлений от углеводородов, привязанных к нефти с лагом в 1-2 квартала — газа, нефтепродуктов и угля.
- Риск разбалансировки рынка нефти пара снизился. представительность и Скорость переговоров, аргументация продления и качество выполнения сделок ОПЕК успокоили рынки и дают основания сохранять надежду на сохранение во второй половине 2018 года рационального подхода к антисланцевому демпингу у арабских производителей.
Григорий Былов:
— Формула приблизительно такая: Рынок 18 = Рынок 17 + (средняя стоимость одного бареля нефти 2018 — $55) %. Любой американский доллар средней стоимость бареля нефти сверх $55 додаёт по 1% к рынку.
Владимир Дукельский:
— Я скорее выберу пункт 2 (т.е. рост будет в пределах 10%), быть может кроме того и пункт 1 (выше 10%). Скажется отложенный спрос. Автомобили, реализованные в 2012-2013 году, пора поменять. А поменять будут на В и В+, и само собой разумеется на В- и С-SUV. Главные бенефициары – Lada, «корейцы», Renault, VW group. Кто-то, быть может, подержал авто, приобретённое в 2011 году, семь лет.
Так как тогда ещё достаточно большое количество С-сегмента реализовывали. Они будут поменять авто на новое, вероятнее на сегмент B+ либо SUV.
Виталий Шамов:
— Думаю, рост будет в пределах 10% — скорее, на базе внешних, а не фундаментальных показателей. В канун выборов — вряд ли будут сокращены программы господдержки. Наоборот, стоит ожидать вливания денег + Мировой чемпионат + тенденция по умеренному повышению цены нефти + понижение ставки рефинансирования.
Исходя из этого в первой половине года ожидаю рост, во второй — темпы или снизятся, или сойдут на нет.
Сравнения с прошлыми периодами я бы делал с большой осторожностью, в особенности с периодами до 2010 года. Обстоятельств тому пара:
- Изменилась модель потребления; клиенты нормально наблюдают на увеличение срока применения а/м + приобретение стала более рациональной, а не эмоциональной.
- Ограничения в больших городах на владение а/м, например, в Москве, являющейся самый крупным рынком.
- Сокращение пассивных источников дохода населения. Ставки депозитов, доходность ПИФов, вторых денежных инструментов, вложения в недвижимость, приобретение земельных участков и т.д. — по практически всем этих позиций доходность или быстро снизилась, или стала отрицательной.
- Значительное изменение покупательской активности населения.
- Обстановка в среднем и малом бизнесе в целом по стране, продолжительность кризиса/стагнации.
В теме «премиума» раздался тезис, что потребители данного сегмента привыкли платить за статусность. Быть может, но при условии, что у них на это имеется средства. Вспоминаю давности и свой разговор с одним клиентом, он предприниматель.
Ранее в семье было 2 Land Rover. на данный момент человек ездитна ветхой машине, не смотря на то, что цена владения стала для него ощутимой, а жену пересадил на «соллярис». Объяснение простое: доходность его компании быстро снизилась + дебиторка возросла на 20+ млн
Олег Мосеев:
— Мое вывод — будет рост +15%. Прогноз РОАД +10%. Кратко обосную. Доходы нужно наблюдать не всего населения.
Повлияют низкая база начала 2017 года и отложенный спрос.
Так что дело не в оптимизме. Наряду с этим это же разговор про целый рынок. А вот разные бренды и разные сегменты будут себя вести по-различному. К тому же ЧМ может именно напортить летним продажам.
Ну и ясно, что говорю про рост – при условии, что не будет важного ухудшения во всемирной политике. Кстати, желаю напомнить, что про рост в 2017 году также не все верили. И я не забываю, что мы с Сергеем Целиковым именовали двузначные цифры, в то время, когда многие не верили
Руслан Абдулнасыров:
— Мы ожидаем роста в пределах 10%. Это сложно назвать ростом, это скорее восстановление, возвращение к более разумным показателям по окончании резкого обвала. Факторов, воздействующих на рост, достаточно: стабильные стоимость бареля нефти, трудящаяся более менее исправная финансовая система, хоть какая-то стабильность в экономике и соответственно в каждом домовладении. Смущает усеченная программа стимулирования приобретения новых машин.
С ней было бы значительно радостнее…
Максим Дорофеев:
— Рост в пределах 10%. Надеюсь, что дно пройдено. Не смотря на то, что средний чек по продажам ЛКМ у многих так и не восстановился.
Шмитов Никита:
+5-7%. Отложенный окончательная адаптация и спрос к обстановке должны забрать собственный. Те, кто выжил, начинают планировать, среди них и смену а/м.
Barry Inkeroinen:
— Рост в пределах 10%. Причем с хорошими февралем, апрелем и мартом, после этого может кроме того уйдет в минус, и возможно, «очухается» к Январю.
Пессимисты
Роман Назаров:
— Будет падение. По окончании выборов планируется увеличение налогов и тарифов на услуги ЖКХ, а для роста заработных платов стремительнее инфляции, наподобие, нет обстоятельств. Помимо этого, любой раз по окончании выборов правительство расслабляется и допускает проседание рубля
Александр Хорошев:
— Банки снижают ставки и будут снижать их дальше, но более 60% автокредитов было выдано по субсидированной ставке, которой в текущем году нет. То, что в 2017 году брали по ставке 6-9%, на данный момент в диапазоне 13-16%. На 6-7% без помощи страны ставку они не снизят.
Так где же плюс? Очень многое зависит от господдержки
Леонид Айзикович:
— Я так же, как и прежде останусь в пессимистах и прогнозирую падение рынка. Население закредитовано выше некуда, банкам на данной теме уже завинчивают гайки, и процесс не будет прекращаться. Собственным деньгам у населения взяться так же, как и прежде неоткуда.
А вдруг еще и США накроет в далеком прошлом пророчимый кризис — по большому счету будет туши свет. Рынок падал, ничего не улучшалось и денег у населения не прибавилось. Так откуда данный рынок может стать платежеспособным?
За счет «кубышек» и кредитов. Кубышки, сдается мне, в изрядной степени в 2017 году многие повскрывали
Artem Bobtsov:
— При забавных количествах рынка любое внутреннее либо внешнее колебание легко поменяет рынок на двухзначную величину. Причём в любую сторону )) Для обычной развитой страны с населением практически 150 млн человек рынок должен быть не меньше 5 млн штук.
Но это уже второй вопрос